В Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства
и детства поступали обращения от
представителей духовенства, общественности и экспертов с просьбой
дать оценку внесенному недавно в
Государственную Думу РФ проекту Федерального закона № 600971-6
«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации
(в части усиления ответственности
за умышленное причинение легкого
вреда здоровью и побои)».
Русская Православная Церковь
«неизменно призывает пасомых быть
законопослушными гражданами земного отечества» <…>
Вместе с тем, вызывают серьезные
вопросы те ситуации, когда действующие нормы Уголовного кодекса, в
том числе ст. 116 («Побои») и 117
(«Истязания»), начинают на практике применять к родителям за использование в воспитании детей
умеренных и разумных физических
наказаний, не причиняющих им какого-либо вреда... <…>
Православная Церковь уделяет
большое значение воспитанию детей, рассматривает его как одну из
важнейших целей брака. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви напоминают: ««Вот
наследие от Господа: дети; награда
от Него – плод чрева», – восклицает
Псалмопевец (Пс. 126. 3). О спасительности чадородия учил апостол
Павел (1 Тим. 2. 13). Он же призывал отцов: «Не раздражайте детей
ваших, но воспитывайте их в учении
и наставлении Господнем» (Еф. 6. 4).
«Дети – не случайное приобретение,
мы отвечаем за их спасение… Нерадение о детях – больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию… Нам нет извинения, если дети
у нас развращены», – наставляет святитель Иоанн Златоуст… «Почитай
отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле», – гласит
пятая заповедь (Исх. 20. 12). Новый
Завет также учит детей с любовью
слушаться родителей: «Дети, будьте
послушны родителям вашим во всем,
ибо это благоугодно Господу» (Кол.
3. 20)». <…>
Недвусмысленны свидетельства
Священного Писания о возможности, а иногда и необходимости
применения родителями в том числе и
физических наказаний (Прит. 22, 15;
23, 13-14; 29:15; Евр. 12,6-11). О том
же в своих наставлениях, посвященных воспитанию детей, неоднократно
свидетельствовали и почитаемые Православной Церковью святые. <…>
Разумеется, любое наказание, применяемое по отношению к ребенку не
из побуждений любви, заботы о его
воспитании и подлинном благе, может
превратиться в греховное, неподобающее действие и даже в тяжкий грех.
Никакие воспитательные мотивы не
могут также оправдать причинение
реального вреда здоровью детей. Однако в этом случае источником вреда
становится не родительское наказание как таковое, а неразумность и неумеренность действий воспитателей, в
том числе и родителей. Священномученик Владимир, митрополит Киевский, писал в этой связи: «Телесное
наказание есть как первое, так и последнее, т.е. самое строгое и чувствительное средство наказания, и потому
должно быть употребляемо как можно
реже и только при самых серьезных и
важных проступках дитяти и притом
тогда только, когда все другие средства оказались бесплодными». <…>
Стоит отметить, в частности, что
имеющиеся данные методологически
корректных научных исследований не
позволяют утверждать, что умеренное
и разумное применение физических
наказаний при воспитании детей в
контексте нормальных семейных отношений причиняет им какой-либо
значимый вред. <…>
Вполне возможно советовать родителям не пользоваться тем или иным
их правом, однако неприемлемы попытки искусственно лишить их тех
или иных прав без достаточных к
тому оснований.
Движение за законодательный запрет физических наказаний в семье,
как исторически, так и в современной
практике, весьма часто оказывается
тесно связано с идеологиями, направленными на разрушение и умаление
роли семьи как таковой. <…>
Конвенция ООН о правах ребенка,
участником которой является Российская Федерация, не содержит норм,
направленных на запрет любых физических наказаний детей в семье. <…>
Из решений Европейского Суда
по правам человека… прямо следует,
что не любое физическое наказание
ребенка может, как таковое, быть признано «бесчеловечным» или «унижающим достоинство».
Международные документы, призывающие к полному законодательному запрету физических наказаний
детей в семье, имеют лишь рекомендательный характер. <…>
Приходится признать, что принятие указанного законопроекта, в случае последовательного применения
его норм к случаям воспитательных
физических наказаний детей в семье,
потребует наказывать тюремным заключением на срок до двух лет от 17
до 51,8% российских родителей.
В общем случае ситуация, когда
ребенок будет лишен своего родителя
по причине заключения последнего в
тюрьму, явно нанесет ему куда более
значительную травму и причинит более существенный вред, чем применение умеренных телесных наказаний в
его семье.
Церковь считает неприемлемым
подход к ювенальной юстиции, распространенный в ряде зарубежных
государств, которому «свойственно
искусственное противопоставление
правам родителей прав ребенка и придание последним безусловного приоритета…». <…>
Президент России В.В. Путин, комментируя соответствующие вопросы в
ходе рабочей встречи с Председателем
Совета по правам человека М.А. Федотовым 29 июля 2014 г., отметил, что
необходимо, чтобы законодательство,
препятствующее насилию в семье, «не
давало повода различным государственным структурам вмешиваться в
жизнь семьи». В ходе Форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны»
15 октября 2014 г. в Пензе Президент
также подчеркнул, что «ювенальная
юстиция… представляет из себя угрозу вмешательства в дела семьи. Это
очень опасная вещь».
В целом Патриаршая комиссия не
считает возможным поддержать обсуждаемый законопроект в части, в
которой он может повлечь за собой
уголовное преследование родителей
за разумное и умеренное применение
физических наказаний в воспитании
детей или усиление ответственности
при таком преследовании. В силу этого, Комиссия полагает, что принятие
обсуждаемого законопроекта в настоящее время нежелательно.
Патриаршая комиссия рекомендует
православным христианам, включая
политических и общественных деятелей, представителей общественных
организаций, в своей деятельности
опираться на эту оценку.