| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
Почему «Часослов»?Автору этой статьи попала в руки старинная печатная книга «Часослов», изданная еще при Патриархе Иосифе, то есть признаваемая не только нами, православными, но и старообрядцами разных согласий. В современном православном Богослужении тоже, конечно же, используется Часослов. Интересно, что принципиальных расхождений с современными изданиями обнаружить не удалось. Разве что только «Аллилуйя» в одном месте пишется дважды, а в другом трижды. Видимо эти и другие разночтения (даже в одном издании присутствующие) и сподвигнули следующего Патриарха Никона к исправлению церковных книг. Несмотря на то, что книге более 350 лет, сохранилась она очень хорошо – старообрядцы берегли свои книги, передавая их из поколения в поколение, так как новых переизданий дониконовских неисправленных книг никто не делал. Сегодня хотелось бы дать возможность нашим читателям познакомится с текстом, приведенным в конце данного издания. Здесь объясняется, почему книга называется «Часослов» и сколько раз в день должно молиться христианину. Хотя, конечно, хорошо бы молиться постоянно – это подвиг совершения непрестанной Иисусовой молитвы, к которому призываются монахи. 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы соответствуют примерно 7, 9, 12, 15 часам нашего времени. Надо сказать, что все нижеприведенное исполняется в Богослужении и сейчас, только все службы объединены в два блока – вечерний (9 час, вечерня, утреня, 1 час) и утренний (3, 6 часы и Литургия – как самостоятельное Богослужение не из круга Часослова). Повечерие же совершается в Великий пост, а полунощница – только в монастырях. Переводя текст со славянского языка на современный русский, автор не преследовал целью научно-филологическую точность, но цели публицистики. Местами в текст добавлены слова, отсутствующие в оригинале, но необходимые для связи слов в предложении с точки зрения современного языка – такой текст указан в скобках. Единого Бога Безначального, Несотворенного, Безсмертного, Вечного, Неописанного, Непостижимого, Неизмеримого, Неопределяемого, Простого, Несложного, Неизменного, Невидимого – Его действием и хотением все было создано, все видимое и невидимое существа бесплотных и земных. Как говорит премудрая Иудифь: «Помыслил – и все появилось». Его же благости недостаточно обходиться только своим ведение (то есть созерцанием Самого Себя)…, но подобало излиться благости (Божией) и достичь тех, кто мог быть облагодетельствован. Ради этого, во-первых, создает (Бог) ангельские существа, чтобы славили и воспевали Его непрестанно. Также и человека сотворил, цельного, но из двух естеств – другого «ангела», надзирателя над видимым творением, общника же умным (силам, т.е. ангелам). Как те небесные существа на небе немолчными устами поют и славят Бога всегда, так и этот (человек) пусть воспевает Его как должно. И поскольку ангелы суть невещественны, то всегда немолчно воспевают Бога, человеку же, связанному плотью, невозможно иметь (в этом деле) ревность ангельскую. Ради этого в особое время, на каждый день по семь раз (молиться подобает) по мыслям святых отец. Как и псалмопевец поет и славит Бога: «Семь раз в день хвалил Тебя о путях правды Твоей». (Вот периоды эти) – в конце дня, то есть вечером, в начале ночи – что именуется «навечерием», в полночь и, в конце, под утро с первым часом наставшего дня. И третий, и шестой, и девятый час. Вечерня. В вечернее время, по слову Василия Великого, необходимо благодарение воздавать Творцу за все, что было в этот день, исповедание приносить о вольных и невольных грехах, а также о тайных (не явных сердечных грехах): или в слове, или в деле, или в самом сердце – о всех сих (должно) умилостивлять Господа молитвою. Павечерня (Навечерие или Повечерие). В начале ночи – после времени вечернего – прошение (необходимо приносить) чтобы покой наш (сон) свободен был от соблазнов и мечтаний, что в этот час самое нужное, (также прочитанному быть необходимо) 90-му псалму и молитве «Даждь нам (Отче наш)». Полунощница. В полуночное же время Павел и Сила (оставили нам предание вставать) на молитву, как в Деяниях (апостолов) история сказует, говоря: «В полночь Павел и Сила воспевали Бога и пели псалмы». «В полуночи восстал, исповедаться Тебе о судьбах правды Твоей». Утреня и 1-й час. В утреннее время и первый час наставшего дня первым движением души и ума должно возноситься к Богу, и ни о чем другом (житейском) не заботиться, прежде чем возвеселить себя Божиим воспоминанием, как написано: «Вспомнил Бога и возвеселился». И телесные труды не предпринимай, прежде чем исполнишь сказанное: «К Тебе помолюся, Господи, заутра услыши глас мой. Заутра предстану пред Тобою, и узриши мя». 3-й час. Во время третьего часа, вспомнив о Даре Духовном, в третий час апостолам данном, помолимся единодушно, (чтобы и нам быть) достойным восприятия и освящения от Него в наставление и учительство к полезному, как сказано: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». 6-й час. Во время шестого часа, по подобию святых, необходимо быть молитве и славословию, как говорится: «Вечером, и утром, и в полдень повем и возвещу (буду умолять и вопиять), и услышит глас мой» - чтобы избавиться от «сряща» (нежелательной, опасной встречи или события) и беса полуденного (лень, уныние) – как написано в 90-м псалме, который читается тогда. 9-й час. Необходимость (вставать на) молитву в девятый час передана нам от святых апостолов повествованием в Деяниях – когда (говорится, что) Петр и Иоанн восходили во святилище на молитву в час 9-й. Все это весьма старательно было сочинено (составлено) и записано и было наречено – ЧАСОСЛОВ. ,p. Зная, что в однообразии часто повторяемом иногда унывает душа, а перемены, и различные пения, и слово от каждого часа сообщают соответствующие желания (расположение души, настрой) и обновляют трезвенное (нерассеянное молитвенное состояние); и ради этих неотложных причин, в книге сей переданных от святых отец, благочестия великий рачитель Государь царь и великий князь Алексий Михайлович всея Руси самодержец, как в древности премудрый Иосиф, питая и ныне духовною пшеницею нового Израиля – пшеницею Божественных словес, то есть наполнением печатных книг – повелел и сей Часослов издать по совету и благословению в духовном чину отца своего и богомольца великого господина Святейшего Иосифа Патриарха Московского и всея Русии (Руси). …К сему часослову присоединены также и святцы (перечень святых, празднуемых в тот или иной день) с тропарями и кондаками (молитвами к этим святым), и Четыредесятница, и Пятидесятница (Великий пост и дни после Пасхи)… Сия Богодухновенная книга Часослов была начата печататься в лето 7160* (от сотворения мира, от Рождества же Христова это 1652 ( * ) год), месяца декабря в четвертый день, на память святой великомученицы Варвары и преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина. Закончена же (печататься) в этом же году (* *) в марте месяце в 17 день, на память преподобного отца нашего Алексия человека Божия, в 7-ое лето благочестивой державы царства его – Государя царя и великого князя Алексея (а выше было Алексия – значит, допускалось и такое написание и другое) Михайловича всея Русии. В 10-е же лето патриаршества отца его и богомольца великого господина Святейшего Иосифа Патриарха, Московского и всея Русии. В славу и похвалу Богу в Троице славимому и Пресвятой Богородице, и всем святым, аминь. * В тексте оригинала дата от сотворения мира приведена не совсем ясно – 7160 указано тремя славянскими цифрами вместе, а чуть поодаль стоит цифра 5 (буква «е»), однако если считать дату 7165 годом, то тогда на пять лет не сходится с современной хронологией, так как Патриарх Иосиф скончался в 1652 году от Рождества Христова (7160 от сотворения мира), умер он примерно через месяц после издания этой книги. * * «начата печататься в декабре, … закончена в этом же году в марте месяце» – в XVII веке новый год, как церковный, так и гражданский начинался 1 сентября.
Материал подготовил | |||||||||||||||