ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Памятник «Прощание»

На одной из центральных улица города Тюмени стоит памятник – девушка в длинном платье и юноша – в шинели и с винтовкой. Называется он «Прощание» и посвящен учащимся школ города Тюмени, не вернувшимся с войны.

Автор этой скульптуры – Николай Васильевич Распопов, известный во всей России человек, автор знаменитых памятников города.

Николай Васильевич застал Великую Отечественную войну в детстве, ему было всего 8 лет, еще даже в школу не ходил. Коля жил с мамой, папой, сестрой и братьями в деревне Екимовка, что за 30-35 километров от Тобольска.

Война началась неожиданно, никто к ней не готовился. В июне 1941 года приехал в деревню человек из сельсовета и объявил: «Сегодня без объявления войны немецкие войска напади на нашу страну и атаковали наши границы…».

Этим страшным словом – «война» – вскоре прониклось все в деревне: о ней разговаривали взрослые, кого-то собирали на боевой фронт, другие организовали трудовой фронт на Урале – делали заготовки для ружей. Люди отдавали на общее дело все, что у них было: лобогрейки, сенокосилки, комбайны – все, что было заготовлено на будущее, на зиму – хлеб, картошку, скот. Почти ничего не осталось в колхозе. Вскоре стали приходить первые похоронки… На фронт ушли 45 человек, а вернулись всего двое. Но даже в это тревожное время люди трудились, учились, поддерживали друг друга и продолжали жить.

Было у Коли тогда одно увлечение – папа выковал ему маленький топорик, с ним мальчик ходил в лес, искал интересные корешки, срубал и складывал. Иногда корешок был похож на какого-то зверька, переплетен замысловато, а иногда просто красивый. А вот рисовать Коля не умел. Точнее сказать, никогда не пробовал: у детей в то время не было ни альбомов, ни фломастеров, ни красок. Да что там – простого белого листка и ручки не найти! Писали жидкими чернилами из сажи и воды на газетных страницах – между строк.

Когда Николай пошел в школу, в один из учебных дней случилось чудо – учительница раздала каждому по чистому листку! Коля взял чернильную ручку, и дело пошло… вот едет мужик на телеге, лошадка впереди бежит, вот дядечку пририсовал. Вдруг – бежит собака! Как же не нарисовать собаку? Потом не понравилось – давай стирать. Таким образом был «устроен» весь лист - страшно смотреть! Учительница разнесла работу в пух и прах и поставила «кол» на весь лист. Вот такая история первой картины великого русского художника и скульптора Николая Васильевича Распопова! В силу характера рисовать после этого Коля не бросил – наоборот, стал черкать, где только можно и чем только можно. Постепенно, медленно стало получаться.

После школы Николай поступил в Тобольский рыбный техникум, где повстречался с преподавателем Павлом Николаевичем Лагутятским из Ленинграда – единственным в округе образованным художником на тот момент и очень талантливым человеком. Был Павел Николаевич мужчиной импозантным, носил плащ, берет, костюм, трость, ходил с бородой. Память у него была колоссальная, а рисунки такие, каких сейчас не рисуют – штрих воздушный и тончайший… Помимо черчения, Павел Николаевич вел кружок по рисованию, куда и пригласил Николая. Затем – армия, и там снова творчество – готовил наглядную агитацию!

После армии Николай Васильевич работал в Тобольской мастерской оформителем. Купил себе краски, какие хотел, этюдничек аккуратненький, и начал писать портреты, картины, исполнять заказы. Позже пошли первые скульптуры, памятники – работы Николая Васильевича заказывали люди из разных городов.

Однажды ветераны Великой Отечественный войны из Тюмени решили увековечить память о своих одноклассниках, не вернувшихся с войны – о тех ребятах, кто со школьной скамьи ушел сразу в огонь и смело защищал нашу Родину. Был организован конкурс, и Николай Васильевич начал делать эскизы. Большинством голосов были выбраны его композиции.

Девушка и юноша, которых мы видим на памятнике, – это собирательные образы, очень сложное решение портрета. Николай Васильевич хотел сделать скульптуру, близкую каждому – чтобы девочка походила на дочку Машу, на внучку Дашу, на сестру Катю, на соседку по парте Свету… А мальчик – на Гену, Сережу, Антона, Андрея… Так оно и получилось! После установки памятника к Николаю Васильевичу не раз подходили бабушки и дедушки и удивлялись: как это вы нашего сына вылепили? Так это же наша дочка здесь!

Когда будешь гулять по городу, обязательно пройди мимо памятника «Прощание», обойди его кругом, потом положи гвоздики рядом, постой минутку и посмотри на ребят-героев. Нам есть чему у них поучиться!

Н. Таренко, г. Тюмень

Наверх

© Православный просветитель
2008-19 гг.