Владимир Александрович Фролов – младший сын
А.Н. Фролова и брат А.А. Фролова, художников-мозаичистов, основавших первую в России частную мастерскую
в 1890-м году. После того как А.А. Фролов попытался
внедрить «венецианский» способ набора, изученный им
в заграничной командировке, в Мозаичном отделении
Императорской Академии художеств, но не встретил поддержки, он покинул стены Академии и вместе с отцом
основал собственную Мозаическую студию.
В 1893 году в мастерскую как участник дела был зачислен младший Фролов – Владимир. После окончания
классической гимназии при Императорском Историкофилологическом институте, он в 1894 г. поступает на живописное отделение Высшего Художественного училища
при Академии художеств.
В 1895 г. недавно основанная мастерская выигрывает у Мозаичного отделения Академии художеств и двух итальянских фирм заказ на исполнение наружных мозаик
храма Воскресения Христова (Спаса на Крови); спустя
год Фроловы получают и крупнейший заказ на исполнение мозаичного убранства интерьера собора, которое
выполняют по эскизам В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, В.В. Беляева, А.П. Рябушкина, Н.Н. Харламова, Н.А. Бруни, Н.А. Кошелева и др.
Завершить высшее образование Владимиру Фролову
было не суждено: после смерти брата в 1897 году он вынужденно оставил занятия в Академии ради продолжения семейного дела. В 1900 году В.А. Фролов становится руководителем мастерской, где за два десятилетия было
создано множество выдающихся произведений, среди
которых мозаики церкви св. Марии Магдалины в Дармштадте, церковь св. Георгия на Гусевских стекольных заводах ..С. Нечаева-Мальцева, Феодоровский Государев
собор в Царском Селе, Троицкий собор в Почаевской
лавре и многие другие работы.
Частной мозаичной мастерской Владимир Александрович руководил до 1917 года. В 1929-1942 годах он возглавлял мастерскую мозаики Академии художеств, стал
профессором и автором ряда статей по истории, теории и реставрации мозаик. За эти годы им были изготовлены мозаики для Киевского вокзала в Москве (два герба
СССР), декоративные мозаики Дома Правительства Белорусской ССР в Минске, сцены из комедии «Ревизор»
для театра В.Э. Мейерхольда в Москве и многие другие работы.
Одним из главных трудов Владимира Фролова в годы
Советской власти стала разработка мозаик для станций
Московского метрополитена. Так, его руке принадлежат
мозаики на станции метро «Маяковская»; восемь смальтовых мозаичных панно на путевых стенах станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская») под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной
Войны»; мозаики на станции метро «Новокузнецкая»
(предназначались для установки на ст. «Павелецкая»).
Московские мозаики примечательны тем, что работа
над ними велась Фроловым в блокадном Ленинграде в
1941-1942 годах. Фролов успел закончить работу в 1942
году, незадолго до своей смерти от голода, несмотря на то,
что работал в крайне тяжелых условиях и практически в
одиночку. В 1943 году мозаики были вывезены по «Дороге жизни» в Москву, где и украсили станцию метро.
Владимир Фролов принимал участие в специальной
комиссии, созванной в марте 1941 года Отделом охраны памятников Ленисполкома, предлагавшей сохранение храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) «как здания уникального, характерного для определенного периода русской архитектуры».
Примечательный факт: фамильная коллекция смальты Фроловых является крупнейшей из существующих в
мире подобных коллекций и поныне хранится в Петербургской Академии Художеств.
За свои многочисленные труды Владимир Александрович Фролов был награжден рядом наград, как в России, так и за рубежом: за реставрацию мозаики М.В. Ломоносова «Полтавский бой», за мозаики храма Спаса на
Крови, за мозаики церкви в Дармштадте, за Варшавский
собор.
Скончался Владимир Александрович в блокадном Ленинграде в 1942 году. Похоронен на кладбище Остров
Декабристов в братской могиле профессоров Академии
художеств.
Bерей Григорий Мансуров, Мария Сафьянова
По материалам интернет-источников