| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
Наставниче благочестия, святителю отче наш Иоанне!Два раза в год – 23 июня, в день своего преставления, и 29 октября, в память обретения святых мощей, – собирает в Тобольск богомольцев наш сибирский святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский, всея Сибири чудотворец. Святитель Иоанн был издавна почитаем в Сибири как великий праведник. Вглядимся в черты духовного облика нашего святителя, чтобы увидеть, как святость человека может согревать души людей, несколькими столетиями отдалённых от него по времени. «Наставником благочестия», «питателем сирот», «утешителем скорбящих», «безмездным врачом больных», «скорым помощником тем, кто страждет душой», «тёплым молитвенником за всех к Господу» называет святителя тропарь, воспеваемый его памяти. Наставник благочестия. Святитель Иоанн известен как духовный писатель. Ему принадлежит около пятнадцати разных по объёму сочинений, написанных как прозой, так и стихами. Часть сочинений – сделанные святителем и переработанные им переводы книг западных авторов. Самая известная книга святителя Иоанна носит название «Илиотропион» (с греческого – подсолнух). Она посвящена теме познания христианином воли Божией и деятельного согласования с ней воли человеческой. Ничего в мире, кроме греха, не происходит без Божией воли или без Божьего попущения – раскрывается в книге. Один только грех, берущий начало в свободной воле человека, есть настоящее зло и противен воле Божией. «Правый сердцем» человек и в счастье, и в несчастье благодарит Бога, твёрдо зная, что всё происходит по воле Божией для достижения добрых целей, о которых знает Бог. Святитель Иоанн учит, как христианину познавать в своей жизни волю Божию – «благую, угодную и совершенную», по слову апостола Павла (Рим.12,2), желающую каждому человеку лишь полезного и доброго, – и как, в свою очередь, приводить в согласие с ней свою жизнь. Книга «Илиотропион» полна примеров – рассказов из Священного Писания, из истории, из жизни святых, – которые разъясняют сложные богословские вопросы. Сочинение святителя несёт в себе дух христианского утешения и умиротворяет душу читателя. Замечательно, что святитель Иоанн и сам, в жизни своей, старался искренне следовать Божией воле. Среди неопубликованных произведений его – сочинение «Путник» (полное название – «Есть путник из Чернигова в Сибирь»). Это стихотворный дневник путешествия святителя Иоанна из Чернигова в Москву, где состоялось возведение его в сан митрополита и назначение в Тобольск, и дальнейшего путешествия из Москвы в Тобольск. В дневнике нашли место переживания святителя, связанные с назначением в дальний сибирский край. Автор с покорностью склоняется пред волей Божией, принимая решение о нём властей, как последовавшее по Промыслу Божьему: «по предуведению Бога се дадеся». Питатель сирот, утешитель скорбящих. Житие святителя говорит о тихости нрава тобольского архипастыря, смирении и глубоком сострадании к людской нужде. Святитель любил посещать тюрьмы Тобольска, утешая, наставляя, ободряя. Добро он старался делать тайно. Через доверенных лиц посылал деньги или вещи в богадельни, дома бедняков. Особенно проявлял заботу к сиротам. Нередко сам, переодевшись, подходил к окнам таких страждущих, стучал и, сказав: «Примите это ради Иисуса Христа», – давал милостыню и поспешно уходил. «Там, где было горе и нужда, – была его сфера. Туда его тянуло всею душою», – так характеризует святителя Иоанна известный духовный писатель Евгений Поселянин. В самый день своей кончины святой нищелюбец устроил у себя в архиерейском доме обед для городского духовенства и нищих, которым при этом сам и прислуживал. Безмездный врач больных. С конца XVIII века в памятной книге Софийско-Успенского собора, в приделе которого был погребён митрополит Иоанн, велась запись чудес, совершавшихся у мощей святителя. По свидетельству тобольского архиепископа Евгения (Казанцева) (1825-1831 гг.), «митрополиту Иоанну Максимовичу так велика вера, что многие носятся чудеса…». Ещё до церковного прославления, совершившегося в 1916 году, над местом погребения архипастыря молились о безнадёжных больных, с упованием на молитвенное предстательство за них пред Богом святителя Иоанна. Нередки были случаи, когда после такой молитвы больной выздоравливал или наступала лёгкая, безболезненная смерть. Скорый помощник тем, кто страждет душой. Дух мира и утешения почерпает страждущая душа у мощей святителя Иоанна. Об этом свидетельствует опыт богомольцев нашего времени, например учащихся духовных школ. Только через опыт можно обрести это чувство близости святого к душе молящегося, в котором ощущается, что ты дорог святому и он дорог тебе. Тёплый молитвенник за всех к Господу. «Нет ничего приятнее Богу, чем то, когда мы к Нему с таким упованием, как друг к другу, прибегаем и умоляем Его о помощи себе, – писал святитель Иоанн о молитве. – Ни один человек и никогда не должен думать о том, что уже не время призывать ему Бога, то есть никогда не должен отчаиваться в спасении Божьем. Смотрите, как убогий бедняк, чтобы получить грош или кусок хлеба, терпеливо стоит перед дверями, или бежит за проезжающим на повозке и смиренно кланяется, прося подаяния». В молитве «следует нам быть постоянными и терпеливыми… а также иметь несомненное упование, что Бог не оставит наше прошение без благотворных для нас последствий». Сам митрополит Иоанн, как повествует его житие, любил молиться. Запирался в кельи и молился подолгу коленопреклонно. И даже кончина застала праведника во время молитвы. Не достучавшись до владыки ранним июньским утром 1715 года, чтобы взять по обычаю благословение звонить к утрени, прислуживающие митрополиту известили тобольского губернатора. В присутствии последнего взломали дверь и нашли митрополита Иоанна уже умершим, стоящим на коленях в молитвенном положении тела. «Святые Божии близки к верующим сердцам, – пишет о молитвенной помощи святых, которых мы призываем, святой праведный Иоанн Кронштадтский, – и, как самые искренние и добрые друзья в минуту готовы на помощь верным и благочестивым, призывающим их верою и любовью. За земными помощниками надобно большей частью посылать и ожидать иногда долгое время, когда они придут, а за этими духовными помощниками не нужно посылать и долго выжидать: вера молящегося в мгновение может поставить их у самого сердца твоего, равно как и принять по вере полную помощь, разумею, духовную… Я разумею частое избавление от скорбей сердечных предстательством и заступлением святых…». Всего только три года (1712-1715) управлял святитель Иоанн обширнейшей тобольской епархией. Но, несмотря на краткость времени служения в Тобольске, он сумел снискать к себе всеобщую любовь и почитание, как при жизни, так и по смерти. Праведник, молитвенник, нищелюбец, утешитель страждущих, учитель духовной жизни, обладавший замечательным даром слова, – таким был для современников и таким предстаёт перед нами сегодня – ибо «Бог не есть Бог мёртвых, но Бог живых» (Мк.12,27) – святитель тобольский Иоанн, чудотворец всея Сибири.
Иерей Петр Овсянников, | |||||||||||||||