ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Благодатный огонь на Гробе Христа

Год назад в нашем журнале в пасхальном выпуске (№72) мы публиковали исторические свидетельства IV-X веков о чуде сошествияч Благодатного огня. В этой статье мы продолжим данное повествование и расскажем о событиях XI века.
Статья подготовлена по книге известного автора Хариса Скарлагиса «Святой свет. Чудо в Святую Субботу на Гробе Господнем (2011, Греция).

Разрушение Храма Воскресения (1009 г.)

В 1001 году халиф Египта Аль-Хаким и Византийский император Василий II, воевавшие между собой, заключили договор о десятилетнем перемирии. Мирный период длился примерно восемь лет, однако внезапно прекратился в сентябре 1009 г., когда халиф Аль-Хаким принял решение, которое взволновало весь христианский мир: он приказал сжечь и сравнять с землей Храм Воскресения и множество других храмов и монастырей.

Ежегодно в период Пасхи тысячи египетских христиан отправлялись из Каира в Иерусалим, чтобы присутствовать на священнодействии Святого Света. Слава об этом чуде притягивала не только христиан, но и мусульман, что очень раздражало халифа. Аль-Хаким попросил мусульманского миссионера Кютекина Аль-Адуди разъяснить ему, почему христиане направляются в эту церковь. «Эта церковь, – ответил тот ему, – находится рядом с мечетью Аль-Акса. Христиане чрезвычайно преданы ей и собираются там на Пасху… Подвешивают свои лампады над алтарем, а потом при помощи уловки воспламеняют бальзамовое масло в лампадах, ибо масло это имеет свойство загораться при соединении с жасминовым маслом, производя огонь замечательной белизны и яркости…».

Выслушав это объяснение, Хаким отдает приказ уничтожить храм. Египетские христиане, узнав об этом, успели предупредить Иерусалимского Патриарха, который скрыл до времени из храма все святыни.

Мусульмане не ограничились разрушением только лишь Кувуклии, но уничтожили даже часть скалы, которая являлась первоначальной настоящей крышей над Гробом Господним. Преподобный Лазарь Галисийский (966-1053 гг.), подвизавшийся тогда в монастыре св. Саввы, стал очевидцем этих событий и подтвердил, что разрушение храма было полным, так как в стенах его мусульмане находили золотые монеты и украшения, оставленные паломниками в качестве приношения еще во времена св. равноап. Елены (IV в.).

Аль-Хаким сжег Храм Воскресения, чтобы пресечь распространение слухов о чуде, за что и был прозван египетским Нероном.

Рихард Благословенный (1027 г.)

Рихард Благословенный (970-1046 гг.) – французский монах и летописец – был настоятелем монастыря св. Вана во Франции. После смерти Римско-католическая церковь причислила его к лику святых. В октябре 1026 г. он возглавил группу паломников (около 700 человек), отправившихся из Франции в Иерусалим. К Вербному воскресенью 1027 г. караван добрался до своей цели.

После убийства халифа Аль-Хакима в 1021 г. в Кувуклии Гроба Господня были проведены некоторые восстановительные работы, однако Храм восстановлен не был и не имел верхнего покрытия.

Вот что Рихард пишет о событиях Страстной седмицы: «Идолопоклонники (имеются в виду мусульмане – прим. ред.), рассыпавшись вокруг ограждений Храма, в предпасхальную неделю швыряли камни в толпу, совершавшую священнослужение.

Один из брошенных камней случайно попал в Гроб Господень, ушибив одного Божиего человека, принявшего это как великий дар».

Рассказ Рихарда включен в летопись француза Уго (1102 г.). Вот как описывается здесь само чудо сошествия Света: «Наступил день Великой Субботы, когда ожидали Огонь от Господа, и пока христиане оставались внутри, ожидая благой воли Господа и приятия Света, вооруженные идолопоклонники внимательно озирали всю церковь, чтобы если Свет не сойдет, зарубить всех мечами. И вот, около девятого часа, во время общей молитвы, Свет Господень загорелся в одной из лампад без помощи кого-либо из смертных. И тогда язычников охватил страх и трепет, а христиан – радость и неистовый восторг, так что по всей церкви запели, соревнуясь друг с другом: «Велий Господь наш и велия крепость Его и разума Его несть числа» (Пс. 146, 5…)».

Епископ Одольрик

Епископ Орлеанский Одольрик совершил путешествие в Иерусалим в период с 1025 по 1028 гг. Став очевидцем увиденного, он рассказал об этом монаху-летописцу Родольфу Глаберу, а тот включил повествование в свой труд «История в пяти книгах, с 900 по 1044 гг.» – один из важнейших трудов по истории Франции.

«В тот же период времени епископ Орлеанский Одольрик совершил это путешествие и рассказал нам о чуде, о чем нельзя не упомянуть. В Великую Субботу, когда весь народ собрался в ожидании Святого Света, который должен прийти дивной силой Божией, он находился среди него. Уже смеркалось, как вдруг в час, когда, как надеялись, должен появиться Свет, некий сарацин, бесстыднейший насмешник из того племени, что ежегодно собирается и смешивается с христианами, как только показался Свет, вскричал, как кричат христиане, «Свят! Господи, помилуй» и, издевательски хохоча, протянул руку, выхватил свечу у одного христианина и побежал прочь. Но вселился в него бес и подверг сильнейшим мучениям. Христианин поспешил за ним и забрал свою свечу. А этот человек в тот же час в страшных мучениях умер на руках у других сарацинов. Это событие в равной мере испугало всех остальных сарацинов. А христианам дало радость и веселие. Именно в ту минуту, как обычно, Божией силой Свет вырвался из одной из семи висящих лампад и быстро зажег все остальные. Епископ купил эту лампаду вместе с маслом у Иордана, который тогда начальствовал Патриархом, за одну золотую лиру и взял ее с собой в свою митрополию (во Францию), где она приносила много пользы больным».

Итак, чудо продолжает неизменно происходить и после разрушения Храма Воскресения халифом Аль-Хакимом.

Речь Папы Урбана II (1095 г.)

На Клермонском соборе в 1095 году во Франции Папа Урбан II официально объявил о начале 1-го Крестового похода. Среди слушавших эту речь был французский священник и поэт Бальдрик (1050-1130 гг.). Позднее он включил эту речь в свой труд «История Иерусалима», сохранившийся в 8 рукописях. Вот что говорится в речи о чуде сошествия Благодатного огня:

«Сколь драгоценным был бы вожделенный, несравненный Гроб Господень, даже если бы Бог и не вершил там ежегодного чуда! Ибо в Страстную неделю все погашенные лампады в Гробе и вокруг него в храме вновь возгораются по Божией воле. Чье сердце, о братья, окаменело настолько, что столь великое чудо не трогает его? Поверьте мне, человек, чье сердце не верует, получив такой божественный знак благодати, есть бесчувственная скотина».

В самой знаменитой речи средневекового периода Папа Урбан, ныне почитаемый как святой Католической церкви, публично заявил о величии и подлинности чуда Святого Света.

Полтора века спустя, в 1238 г., Папа Григорий IX предпринял нечто диаметрально противоположное. В своем послании латинскому патриарху Иерусалима Жерару Лозанскому Папа Григорий пишет: «Мы понимаем, что служители Гроба в Иерусалиме говорят, что Свет сходит с небес в Гроб накануне Пасхи… В действительности, как мы им и сообщили, поскольку Господь не нуждается в нашей лжи, мы запрещаем данной нам властью любому, кто осмелится поверить в это [чудо], когда-либо посещать это место».

По сути дела, Григорий отвергает чудо без всяких видимых причин. Мнения двух Пап являются прямо противоположными. Это еще одно доказательство того, что папской непогрешимости не существует, ибо один из двух пап, несомненно, ошибся…

Захват Иерусалима крестоносцами (1099 г.)

Освобождение святых мест было преподнесено как проявление «Божией воли», однако набор крестоносцев подкреплялся материальными благами: отсрочка долгов, защита имущества, а также отпущение грехов. Одни участвовали в походе из религиозного рвения и любви к Богу, другие – с целью списания долгов, третьи – из страсти к авантюрам, а четвертые искали обогащения и добычи. 3 июня 1098 года после девятимесячной осады была взята Антиохия, после чего последовало беспощадное избиение мусульманских жителей. 15 июля 1099 г. пал и осаждаемый 40 дней Иерусалим.

Страшная резня описана разными летописцами, ставшими очевидцами событий. Вот, например, священник Раймонд д’Ажиль: «Количество пролитой в тот день крови невероятно… Но все это было ничтожно по сравнению с тем, что произошло в храме Соломона. Что там произошло? Если я расскажу правду, она превзойдет границы вашей веры. Достаточно упомянуть только то, что в храме Соломона и во дворе его кровь доходили до колен ехавшим верхом и до конской узды. Действительно, Бог справедливо и великолепно рассудил так, что это место заполнилось кровью неверных».

Кажется немыслимым, что это признание было сделано священником. Эти слова являются свидетельством больной идеологии, преобладавшей в рядах крестоносцев и в папской Церкви того периода… Британский историк Стивен Рансимен, имея в виду все жестокости крестоносцев, назвал крестовые походы «оскорблением Святого Духа». Акцент на зверствах франков мы здесь делаем для того, чтобы лучше понять дальнейшие события, связанные с явлением чуда Святого Света. Разумеется, что православные христиане не имели никакого отношения к преступлениям крестоносцев. Наоборот, сами они становились их жертвами, например, когда в 1204 г. был захвачен Константинополь.

После взятия города Готфрид IV Бульонский, ставший его правителем, поставил латинским патриархом Иерусалима Арнульфа де Шока. Вышеуказанный историк Раймонд сообщает, что рукоположение его было антиканоническим, так как он стал патриархом, не будучи даже диаконом. Но кроме того нового «патриарха» обвиняли в развратном образе жизни.

В конце этого же года Арнульфа сменил Даймберт. В Великую Субботу 1100 г. Даймберт стал первым латинским иерархом, возглавившим священнодействие. (Напомним, что тогда еще не было «нового стиля», и католики встречали Пасху вместе с православными – прим. ред. журнала). Священнодействие совершалось по установленному порядку в течение ряда часов, но Святой Свет не сходил. Латинские священники поняли, что их действия были неугодны Богу, и призвали крестоносцев покаяться в грехах, в первую очередь в массовых убийствах, учиненных при захвате Иерусалима. Лишь с наступлением ночи Свет сошел. Впрочем, на следующий год в Великую Субботу, 20 апреля 1101 г., Святой Свет не появился вовсе! Второй год подряд латиняне убеждались в том, что Бог не на их стороне, жителей же города охватил страх.

Эти события описаны сходным образом сразу у 8 летописцев, что является само по себе чудесным фактом. Мы расскажем про два таких описания.

Вильям Мальсберийский

Английский историк монах Вильям Мальсберийский (ок. 1090-1143 гг.) был одним из крупнейших летописцев Средневековья. В 4-й книге «Истории английских королей» Вильям описывает события первого Крестового похода и Великой Субботы со слов очевидцев. «В тот 1101-ый год Святой Свет, обычно озарявший канун Пасхи, замедлил больше обычного. В субботу чтения читались поочередно на греческом и латинском языках, «Господи, помилуй» было трижды повторено, звучала и славная сирийская мелодия, но Свет все не сходил. Закат солнца быстро сменился сумерками, уступив место ночи, и все в скорби разошлись по своим домам. По тщательном совещании было решено, чтобы ни один человек не был в ту ночь в Храме Святого Гроба, из страха, что кто-нибудь с уязвленной и нечистой совестью мог прогневить Бога еще сильнее своим бесстыдным входом. Светало, когда было объявлено, что латиняне совершат Крестный ход к Храму Соломона (купол над скалой – прим. ред), чтобы помолиться там и вымолить милость Божию. Сирийцы совершали то же вокруг Гроба Господня, в знак скорби вырывая волосы на бородах и головах своих.

Благоутробие Божие более не могло терпеть этого долго, и Свет сошел внезапно на одну из лампад Гроба. Кто-то из сирийцев увидел его сияние через окно и, рукоплеща от радости, ускорил приход патриарха (латинского, поставленного крестоносцами, – прим. ред). Патриарх открыл внутреннее помещение Гроба ключами, которые всегда носил с собой, и, зажегши свечу, вынес Небесный дар и раздал его всем, кто подбегал получить его. Вскоре все лампады в Храме загорелись при небесном вмешательстве. Перед воспламенением каждая лампада великолепным образом предупреждала о приближении момента своего воспламенения, испуская дым». Армянский историк Матфей Эдесский

В его «Летописи» (ок. 1136 г.) говорится следующее: «В год 550 армянской эры (1101-1102) страшное и чудесное знамение явилось в священном граде Иерусалиме. Свет, который обычно загорался на Гробе Христа Бога нашего, не сошел и не воспылал в Великую Субботу. Лампады не загорелись до Воскресения, в которое потом они воспламенились к девяти часам дня. Все христиане были поражены этим явлением. Тогда все это произошло потому, что нация франков сбилась на тропу зла, покинув истинную и праведную дорогу, отведав из бокала греха, полного горького осадка. Те, кто служили в священном Храме, ненасытно окунулись в золото.

Кроме того, при всем дурном поведении они не стремились грешить меньше. Более того, они назначили женщин прислуживать у Гроба Господня и во всех монастырях Иерусалима… Эти франки дошли до того, что стали изгонять армян, греков, сирийцев и грузин из всех монастырей. Теперь, когда франки увидели это страшное знамение, означавшее осуждение их нации, они удалили женщин, прислуживавших в монастырях Иерусалима, и восстановили права всех наций в своих монастырях. После этого пять христианских наций начали молиться с верой, и Бог услышал их молитвы…».

Католики сочли виновником неудачи епископа-патриарха Даймберта. Несколько месяцев спустя король Балдуин окончательно запретил Даймберта в служении и изгнал из города. Возглавлять священнодействие в будущем он назначил греческого архиерея – настоятеля монастыря св. Саввы.

Пять лет спустя, около 1106 года, русский игумен Даниил отправляется в свое долгое хождение по святым местам, становясь свидетелем и рассказывая о событиях, пережитых им на Гробе Господнем.
(Продолжение в следующем пасхальном номере)

Материал подготовил
иерей Григорий Мансуров,
г. Тюмень

Наверх

© Православный просветитель
2008-19 гг.