ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Пустынник старец Василиск Сибирский

Монах Василиск был учеником известного пустынножителя старца Адриана, иеромонаха Площанской Богородицкой пустыни Орловской губернии. Смирение, испытанное тяжелыми жизненными обстоятельствами и лишениями, перенесенными в нищете его бедного детства, явилось чертой духовного облика этого подвижника.

Он происходил из крестьян деревни Иваниш Калязинского уезда Тверской губернии. Отец его Гавриил и мать Стефанида жили в достатке, как передает жизнеописатель, «...имея кувшин серебра, но воспитывали детей в страхе Божием».

Чтобы освободить сердца их от суетных попечений и стяжаний, Господь попустил, чтобы воры украли те самые сбережения, которые составляли надежду для Гавриила и Стефаниды. Но семья научилась переносить невзгоды, и родители с детьми возложили все свое упование на милость Божию. Вскоре Стефанида умерла, а Гавриил, женившись во второй раз, вскоре совершенно обнищал. Будущий подвижник ходил просить милостыню. Однажды у купца разбился горшок с медом, и он отбросил его к маленькому Василию. Мальчик стал обсасывать покрытые медом черепки и в радости благодарил Бога за подавшего милостыню, он молился весь день, а когда на полученные гроши он мог купить калач, то считал этот день торжественным праздником.

Еще будучи в малых летах, Василий часто размышлял о небесной жизни, и ему хотелось взлететь в горний мир. Видя на иконах Ангелов с крыльями, он брал в обе руки крылья, сделанные из длинных перьев, влезал на пригорок и пытался полететь. Оставив время детства, он понял, что человеку крылья нужны не из перьев и взлететь к Богу может тот, кто возлюбит Его от всей души. Когда братья пришли в совершенный возраст, все трое положили в своих сердцах служить единому Богу. Но отец настоял, чтобы младший сын Василий женился, и он покорился воле родителя.

Старшие братья вели жизнь чрезвычайно строгую, так что крестьяне освободили их от податей. Старший брат Косьма даже носил на теле власяницу, сотканную из конского волоса, а под ней вериги из железных обручей, вросших в тело. Вскоре Василий ушел к старшему брату, мирно простившись с тестем и супругой. У брата он до конца выучился читать и писать и решил посвятить себя пустынножительству. Отец Адриан, мудрый и опытный подвижник, окончательно утвердил Василия в намерении пустынножительства, он же постриг будущего старца с именем Василиск, взяв обещание, что всю жизнь он посвятит служению Господу в пустынножительстве. Отшельничествуя в Брянских лесах, Василиск претерпел сильные искушения. Пробуждаясь от сна, он слышал возгласы: «Ты здесь один, а нас много; так или иначе – погубим тебя!». Питался старец одним картофелем и часто был борим унынием. Десять лет он подвизался под руководством старца Адриана, а затем, пробыв в совершенном одиночестве три года, следующее десятилетие провел в Коневском скиту с другим учеником старца Адриана – отцом Зосимой.

Вскоре старцы Василиск и Зосима получили благословение от отца Адриана идти в Сибирь, что они и исполнили. Двадцать четыре года они подвизались в пустыни, расположенной в 50 верстах от города Кузнецка. Зимой они слышали у стен своей кельи вой волков, а летом медведи расхищали огород, но никогда не трогали пустынников, убегая прочь только при одном виде их. Местные жители часто посещали пустынников и пользовались их духовными наставлениями. По просьбе благочестивых вдов Кузнецка, отец Зосима ездил в Петербург с просьбой открыть женский монастырь. Тобольский архиерей согласился отдать под их нужды опустевший монастырь в городе Туринске на Урале. Так был возрожден Свято-Николаевский монастырь, близ которого и провел в уединении последние свои годы преподобный Василиск. По старости лет нередко подолгу проживал он и в самой обители. Старец Василиск скончался 29 декабря 1824 года. Время своего отхода он указал с точностью, накануне исповедался и приобщился Святых Христовых Таин. До последнего вздоха был отец Василиск в устной и сердечной молитве и со словами «Господи Иисусе Христе» – испустил дух, словно уснул. За четыре дня, прошедших до приезда старца Зосимы, вид почившего не только не сделался хуже, но стал еще благовиднее. Тело его было мягким, как у спящего. Отец Зосима приказал написать с него портрет, ибо по глубокому смирению своему при жизни старец на это никак не соглашался.

Святой подвижник был погребен близ алтаря монастырского собора. Почитая праведника, в 1913 году жители Туринска возвели над его могилой часовню. В советское время и храм, и часовня были уничтожены. Святые мощи преподобного были обретены на месте захоронения в 2000 году и ныне покоятся в Спасском монастыре Екатеринбурга. Известны случаи исцелений и духовной помощи после молитвенного обращения к преподобному Василиску Сибирскому.

День памяти пустынника – 29 декабря (11 января по н.ст.).

По материалам интернет-изданий,
фото с сайта
Екатеринбургской епархии

Наверх

© Православный просветитель
2008-19 гг.