ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



В поисках Чудотворной

В 1918 г. Крестный ход с Абалакской иконой из монастыря в Тобольск состоялся как обычно. А в следующем 1919-м, в связи со стремительным наступлением Красной Армии и угрозой очередной смены власти, вынос иконы из Тобольска был перенесен на более поздний срок, 15 августа. В конце августа город опустел. Эвакуированы были губернские учреждения, учебные заведения. Церковные ценности Софийско-Успенского собора, ризницы были частично вывезены за пределы города, часть, в том числе и мощи святителя Иоанна Тобольского, спрятаны в подвалах Покровского собора. Этот факт является серьезным аргументом в версии: исчезнувшие ценности, в том числе и икону, надо искать в городе. Один из вариантов – в тайниках Знаменского монастыря – утверждает А.А. Петрушин (газета «Тюменская область сегодня»). Действительно, во всех предыдущих версиях нет места для Знаменского мужского монастыря (не Абалакского, а Тобольского!), находившегося в подгорной части города, на территории которого была духовная семинария, резиденция епископов, развалины которого до сих пор хранят тайны и ждут своих искателей.

В период крестьянского восстания, в феврале 1921 г., икона была внесена в город. «В воскресенье 27 февраля, – писала 1 марта газета повстанцев «Голос народной армии», – состоялось в Соборе торжественное молебствование по случаю освобождения гор. Тобольска от коммунистов. После молебствования был совершен Крестный ход в подгорную часть. Перед штабом Народной Армии был отслужен краткий молебен, и Архиепископом Николаем была вручена штабу икона «Знамение Божией Матери». Спустя 4 дня, в номере за 5 марта читаем: на первом заседании крестьянско-городского правительства «А.Е. Коряков передает новому Совету икону Абалакской Божией Матери, поднесенную местным архиепископом». В апреле, за несколько дней до занятия города частями Красной Армии, состоялся внос иконы в Тобольск. Эти факты вызывают больше вопросов, чем ответов. Сколько было подарено икон? Если верить тексту, то речь идет о двух иконах: иконе «Знамение Божией Матери» Новгородской, проявившей себя в период междоусобиц русских князей XII в., с надеждой прекращения междоусобиц XX века, и Абалакской Знаменской. Если по смыслу: об одной, Абалакской. Это были подлинники или копии икон? Не в это ли время чудотворная икона могла исчезнуть? Могла. И все же позволю утверждать, что Абалакская икона оставалась в монастыре. И семья Дитерихс долгие годы хранила икону, возможно, Абалакскую, но одну из копий.

После гражданской войны Абалакский монастырь не принял обновленческую политику, оставаясь верным Патриарху Тихону. Ликвидация Абалакского монастыря проходила на протяжении нескольких лет, причем для этого власти прибегли к методу целенаправленной травли, компрометации, организовав несколько показательных процессов.

В 1922 г. монастырь был подвергнут разграблению. Сбор ценностей для нужд советской экономики бойкотировался насельниками монастыря. Предполагаю, что именно тогда иконы монастыря, в том числе и чудотворная, лишились дорогих окладов.

В 1923 г. монастырской братии было выдвинуто обвинение в сокрытии ценностей и агитации против советской власти, было возбуждено уголовное дело. 25 января 1925 г. в Народном доме в Тобольске начался публичный судебный процесс. Пятнадцати монахам были вынесены обвинительные приговоры на разные сроки заключения. В том же году протоиерей Хлынов был арестован органами ГПУ «за нарушение порядка при перенесении иконы в г. Тобольске и антисоветскую деятельность». Архимандрит Аркадий (Гусев) был осужден на 1,5 года (в августе 1925 г. был освобожден и возвратился в монастырь).


О Крестном ходе 1924 года читаем в сводке ОГПУ: «…Под влиянием конфронтации двух течений Крестный ход двигался по правой стороне улицы. Сторонников обновленцев практически не было: в дер. Анисимовой в Крестном ходе участвовало только 4 чел.». В сентябре 1924 года начальник административного отдела докладывал в районный отдел милиции: «Ввиду окончательной ликвидации Абалакского монастыря заключенный с Абалакской религиозной общиной на монастырь и религиозное имущество договор считается расторгнутым…». В акте поверки имущества значилось, что все имущество в целости, «пожертвований и поступлений не оказалось».

В марте того же 1925 года было арестовано 10 монахов, обвиненных в растлении 12-летней девочки. Дело было явно сфальсифицировано, о чем сообщали в партийные органы сами чекисты. Тем не менее, суд состоялся. Показательный суд проходил в июне в Летнем театре, несмотря на то, что огласка подробностей дела была не в пользу потерпевшей. Двое из обвиняемых были осуждены на 4 и 2 года заключения, остальные оправданы.

В том же году Знаменский храм монастыря был передан церковной общине обновленческой церкви. В исполнительный орган общины из 63 человек вошли священник П.Д. Соколов, церковный староста С.И. Вахрушев, Е.М. Ососов, Е.М. Петров, Г.М. Киш, И.Л. Долгушин. Святыня, хранившаяся в Знаменской церкви, оказалась в руках обновленцев. «19 июля начался праздник выноса Абалакской иконы Божией Матери, – читаем в сводках ОГПУ. – На пути следования икона не была пущена в с. Преображенском и Ивановском монастыре. Абалакскую икону тихоновские попы … называют «коммунисткой», и что благодати в ней не будет до тех пор, пока она не будет возвращена им обратно. В Тобольске также икона не была принята в церкви тихоновцев. Тихоновцы, в свою очередь, носили по городу Почаевскую Богородицу. Этот раскол повлиял на массу верующих… Адмотделом были поставлены усиленные наряды милиции (опасались столкновения), но шествие прошло спокойно…». Передел церковного имущества оформлялся через административный отдел.

В фондах Государственного архива в г. Тобольске (ГУТО ГА в Тобольске) имеются описи имущества храмов монастыря за 1925-1928 гг. Описи 1925 г. составлены небрежно, составлял человек или далекий от религиозной культуры, или явно желавший скрыть информацию. В описи Знаменской церкви обозначено: в иконостасе имеется «по левую сторону царских врат икона Знамения Абалакской Богоматери», в Никольском и Мариинском пределах – по иконе Знамения Божией Матери. В описи 1926 г. в иконостасе Знаменского храма – «икона Абалакской Богоматери в ризе металлической под золотом», оцененная в 140 руб. (для сравнения: иконостас – 40 руб., царские врата – 5 руб., 14 окон в иконостасе «простых» – 35 руб., по 2 руб. 50 коп. каждая). В том же году была составлена еще одна опись, где описание икон несколько подробнее (февраль 1926 г.), предыдущий текст заменен на следующий: «Чудотворная икона Абалакской Богоматери в металлической вызолоченной ризе, левая сторона обитая бархатом».

В 1926 г. обновленческой общине были переданы Троицкий и Вознесенский храмы с библиотекой. Икона-наместница находилась в Троицкой церкви.

В августе 1928 г. вновь было описано имущество монастыря. Председатель Абалакского сельского совета в объяснительной записке писал, что в новой описи отражены изменения, связанные с тем, что прежде при поверке и передаче храмов «мало было уделено внимания на иконы, а именно висели иконы на стенах храма, ризы были закоптевшие, их записали медными, но при настоящей поверке таковые оказались серебряными, когда увидели на них пробу, и точно так же и другие предметы, которые были загрязненные…».

Так, в описи Знаменского храма вновь зафиксирована икона: «Абалакская Чудотворная икона Божией Матери в металлической вызолоченной ризе, с жемчугом на челе, шее и запястьях и золотым крестиком на ленточке. Левая сторона обита бархатом, с надписью по нему «Пресвятая Богородица, спаси нас». В примечании также указано, что «жемчуг и золотой крестик прикладной принадлежит г. Тобольска Екат. Алекс. Ягодиной». Кроме этой иконы в списке значится еще несколько икон «Знамение». Всего – 621 предмет в описи на 42 листах, заверенной подписями председателя сельского совета, священника, церковного старосты, секретаря сельского совета. Описей имущества несколько экземпляров – и подлинные, и копии.

Может, кому-то покажутся несостоятельными процитированные документы. Но подвергать сомнению подлинность описей не приходится. И я уверена в том, что чудотворная икона до конца двадцатых годов находилась в монастыре.

В конце 1920-х гг. храмы Тобольска и округа были вновь подвержены конфискации изделий из драгоценных металлов и камней. 1930 год и последующие – период закрытия церквей. Если допустить, что чудотворная икона находилась в монастыре до конца двадцатых годов, то можно предположить еще ряд версий: исчезновение иконы произошло в конце 20-х – начале 30-х гг. или во время ликвидации монастыря, или во время чекистской операции по поиску царских вещей начала тридцатых годов (события описаны Курочкиным в повести «Тобольский узелок»). А может, она затерялась в запасниках Тобольского музея-заповедника?

Если бы меня спросили, какая версия мне более всего симпатична, я бы ответила: икону и пропавшие ценности, в том числе и так называемое «золото Колчака», надо искать в Тобольском Знаменском монастыре. Почему? Да хотя бы как в той известной притче о кладе в саду: если икону не найдем, так хоть внимание к уникальному памятнику привлечем. А там, гляди, и средства найдутся на восстановление.

Надежда Ивановна Загороднюк, кандидат исторических наук,
ст. науч. сотр. Тобольской комплексной научной станции УрО РАН

Наверх

© Православный просветитель
2008-19 гг.