| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
«Мы живём в эпоху обмирщения ..»Интервью с Митрополитом Верийским, Наусским и Камбанийским ПантелеимономС 31 августа по 6 сентября делегация Элладской Православной Церкви во главе с Митрополитом Пантелеимоном посещала Тюменский край. С собой греческое духовенство привозило ковчег с частицей мощей великомученика Димитрия Солунского. Мы попросили Владыку Пантелеимона ответить на некоторые вопросы нашей редакции. – Ваше Высокопреосвященство, Вы в первый раз посещаете Тюменскую землю. Какие впечатления у вас останутся от этой поездки? – Правда, я в Сибирь приезжаю в первый раз. С мощами святого великомученика Димитрия мне выпала возможность посетить очень много митрополий России и Украины. Я не могу сказать, что нашел здесь что-то необычное. Все так, как и во всей России. Но что мне запало в душу, как и во всех других местах России, так это воскресение веры, не возрождение, а именно воскресение после семидесятилетнего креста. Время, которое сейчас переживает Россия, напоминает мне пасхальное время. Особенно я это ощутил в Тюмени и в Тобольске. Высокопреосвященнейший Димитрий, который принял епархию в таком разрушенном состоянии, смог ее объединить и возродить не только в материальном плане, но и, в первую очередь, в духовном, что очень важно для спасения человеческой души. Важно, что он проводит работу с молодежью: возрождена семинария, ведут свою работу воскресные школы. Не оставлены без внимания и дети-сироты – например, такие дети учатся в Тобольской православной гимназии. И третье, на наш взгляд, важное в деле возрождения духовной жизни в епархии – это восстановление многих церквей, памятников духовной жизни русского народа. Вот три момента, которые запечатлелись у меня в памяти и сердце. – Владыка, в интервью тюменскому телевидению Вы говорили, что у Вас в епархии строится храм в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Этот святой недавно прославлен – он жил в ХХ веке. Неужели православные Греции его почитают? Откуда они знают о нем? – Да, это правда, что святителя Луку очень почитают в Греции. Это почитание возникло благодаря одной книге, которая была переведена с русского на греческий архимандритом Нектарием. Эта книга представляла собой жизнеописание святого Луки. И в жизни каждого человека, прочитавшего ее, она сыграла определенную роль. Например, в моей семье благодаря святителю Луке произошло исцеление. В 2004 году я побывал в Крыму, где поклонился его святым мощам. После этого наша митрополия переняла благоговейное почитание святителя Луки. В основном святитель Лука вошел в жизнь греческого народа через свои чудеса. Очень много поразительных чудес совершается в Греции по молитвам к этому святому. Святитель Лука часто является верующим и говорит: «Приходите ко мне в монастырь (храм, который владыко Пантелиимон строит в честь святителя Луки, находится в монастыре в честь Успения Божией Матери – прим. автора) и поклонитесь мне», – т.е. призывает поклониться его святым мощам, частица которых находится в этом монастыре. – Владыка, в Вашей семье кто-то исцелился по молитвам к святителю Луке? – Да, моя племянница, которая имела проблему с родами. У ее ребенка, еще находящегося во чреве, врачи обнаружили синдром Дауна – неизлечимую болезнь, имеющую серьезные последствия для здоровья будущего ребенка. И вот по молитвам к святому ребенок родился абсолютно здоровым и в Крещении принял имя Лука. И в последующие дни, зная о чудесах, которые совершаются по молитвам к святому, очень многих детей крестили в его честь – с именами Лука и Лукия. Каждый вторник у нас проводится молебен святителю Луке, и тоже очень много чудес. – Владыка, почти 200 лет прошло с тех пор, как Эллада освободилась от турецкого владычества. Православная Церковь стала государственной. Как государство поддерживает Церковь? В каких формах это проявляется? Какие обязательства это налагает на Церковь? – Церковь, конечно, имеет свой устав, но живет также и по закону правительства. Не всегда государство принимает законы благоприятные для Церкви, но, несмотря на это, мы идем вместе. Церковь не хочет разделения. Все уже привыкли, что Церковь и государство нераздельны, как это было в Византии. Конечно, бывают такие настроения в народе, движения, чтобы отделить государство от Церкви. Не знаю, чем это закончится, – на все воля Божия. – Греческий народ много веков православный. Преподается ли православная вера в школах? Есть ли какой-то предмет, как он называется? – Сотрудничество Церкви и государства дает возможность преподавать детям в школе православную веру от первого до последнего класса. Но, к сожалению, существуют такие современные «православные», коммунисты, которые хотят, чтобы вера была вне школы. До сегодняшнего дня существует урок веры православной в каждом классе. У государства есть предложение, чтобы внедрить в старших классах вероучительный предмет, в котором были бы представлены все религии. И этот предмет будет необязательным. До недавнего времени в Греции было 98% православных. Сейчас же в Грецию приехало много представителей других религий, например, ислама. Т.е. раньше этого не было, а сейчас стало внедряться государством. – В связи с этим постепенным отходом людей от веры, может ли Православная Церковь что-то противопоставить секулярному миру? – Самое главное – это то, что мы, священнослужители, должны быть чистыми и настоящими вероисповедниками, потому что мы живем в эпоху обмирщения. Мы должны твердо стоять на православном учении святых отцов. – А в целом греческий народ сохраняет веру отцов или все-таки идет вслед Западной цивилизации? – Честно говоря, внутренняя обстановка – интернет, телевидение – все это помогает врагу внедрять западные ценности. И потому мы видим, как в молодежи истощается православная вера. Но все-таки, несмотря на то, что мы сейчас живем в эпоху кризиса, нас воодушевляет следующее. Насколько более наша страна экономически живет в кризисе и понижении материального благосостояния, тем больше народ идет к Церкви. Потому что народ начинает понимать, что только в Церкви существует спасение, потому что политики их всех оставили, показали, что они только на словах сильны, и только Церковь помогает и материально, и духовно, и дает надежду народу. – Каким же образом Церковь осуществляет экономическую поддержку населения? – Кормит, помогает одеждой, пищей в каждой митрополии. Целыми контейнерами привозят пищу. Помогает лекарствами, платит за коммунальные услуги тех, кто живет на квартирах и бедствует, помогает топливом. Помогает нуждающимся материально студентам. Церковь имеет больницы, странноприимные дома, свои факультеты в учебных заведениях. Церковь помогает инвалидам, больным людям. Греция как государство маленькая, но имеет много мест, где могут помочь людям. И народ понял, что единственное место, где есть надежда, где им могут помочь, это Церковь. – Думаю, что здесь нам есть, чему учиться у Элладской Церкви. Скажите, Владыка, а есть ли в Греции среди верующих боязнь электронных средств идентификации личности: пластиковых карточек, чипов, электронных паспортов? – Очень сильный страх. Все это продукты Европы. И очень много бывает отказов от таких средств. Например, сейчас пытаются ввести карты, где все будет написано про человека, и многие протестуют против этого. – Как в этой ситуации должны вести себя церковные иерархи, в частности, в Греции? – Прежде чем сделать какое-либо заявление, они все тщательно изучают. И, конечно, много было официальных заявлений, что не надо бояться. Но все же мы находимся под таким не то что страхом, а опасением. Мы не знаем, что будет завтра. Это такая проблема. – Владыка, пострадали ли какие-то святыни, монастыри во время пожара на Афоне этим летом? – Последний пожар был очень большой. Но, к счастью, он охватил лесную часть. Ничего не сгорело – ни кельи монахов, ни монастыри. Подошло пламя к монастырю Хелендар, но ничего не сгорело. Хотя много прекрасных мест в лесу выгорело. – В России с большой тревогой следили за новостями, касающимися отца Ефрема, привозившего в Россию Пояс Богородицы. Как сейчас обстоит дело в отношении него? – Тревога охватила не только православных России, но и всего мира. Потому что в одной политической игре в качестве игрушки выступил один монах из одного монастыря. Но с помощью Божией Матери все идет к лучшему. Во многих судах, которые были, о. Ефрем оправдался. И веруем, что и все остальные суды, которые будут, будут в пользу него. Многие верили, что так сломают дух Афона, дух монахов, дух Церкви. Но это делали люди, которые в Бога не верят, которые не имеют никакого отношения к Церкви. Надеюсь, что в конце все окажется совсем не так, как эти люди хотят. Молитесь тоже, чтобы Господь помог и чтобы все благополучно разрешилось. И мы благодарим русский народ, русское правительство, что оно поддержало. И Святейший Патриарх поддержал, и Президент, и простой народ. Столько молились, записки подавали. – Вопрос относительно нападок на Церковь, которые сейчас происходят в России. Может быть, они связаны с политической ситуацией, с выборами Президента. Но все-таки, как Вам кажется со стороны, Церковь Православная в России идет правильным путем? Или что-то мы не так делаем? Кто стоит за всем этим? И есть ли у вас подобные выступления, и что в такой ситуации делать? Молчать, не замечать – или призывать к людей к ответственности? – Конечно, Церковь может воздействовать на них. Потому что и верующие, и не верующие – это дети Церкви. Если Церковь посмотрит на них по-духовному, и если мы будем молиться за них. Подобные явления существуют везде, и в Греции тоже. Бывает это везде, но мы не можем их выбросить из Церкви. Христос знаете, что сказал бы? «Я еще раз распялся бы за них». Потому что они не знают, что делают. – Владыка, я благодарю Вас за интервью, желаю Вам здоровья и доброго пути. Спаси Господи! – Благодарю Бога и святого великомученика Димитрия, что дали такую возможность и случай побывать здесь. И спасибо большое Владыке Димитрию, что, по благословению Святейшего Патриарха, он принимал нас здесь, на Тюменской земле. С Владыкой мы знакомы очень давно – с 2002 года, уже 10 лет. И если я его любил ранее, то сейчас люблю в десять раз более. Потому что я видел его работу, его служение. В его верности, в святости его жизни я пребывал эти несколько дней. Спасибо и вам, что через вас я могу поговорить со всем народом Сибири. – Спасибо большое.
Интервью брал | |||||||||||||||