ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Первый сибирский архиепископ Киприан (Староруссенков)

Новгородский период

Многим жителям Нижней Тавды малоизвестна история образования нашего села, и совсем неизвестно имя того, кто положил начало создания нашей малой родины.

Возникновение Тавдинской слободы относят к первой четверти XVII века. Первые найденные упоминания о ней фигурируют в летописных источниках. В 1625 году Тавдинская слобода была отмечена в «Дозорной книге Тюменского уезда» в числе вотчин Тобольского архиепископа Киприана.

Родился будущий архипастырь во второй половине XVI века в городе Старая Русса Новгородской губернии. В 1611 году стал архимандритом Новгородского Хутынского монастыря.

В Cмутное время новгородцы, видя гибельное междуцарствие, решили лучше прибегнуть к шведам, чем покориться польскому королю Зигизмунду III. Будучи архимандритом Новгородского Хутынского монастыря, во время оккупации шведами Новгорода Киприан возглавлял в Выборге переговоры об избрании на царство шведского королевича Карла-Филиппа. Но переговоры были безнадежны, потому что в Москве уже решался вопрос о выборах царя. Новгород был во власти шведов. Бояре прислуживали захватчикам, за что те охотно жаловали им земли. Архимандрит Киприан прилагал немало сил для воссоединения Новгорода с Московским государством во главе с Михаилом Феодоровичем. Он поддерживал земских людей, добивавшихся возвращения «Новгородского государства» в состав Руси. За это ему пришлось претерпеть немало гонений и даже отведать тюрьмы.

Шведы вели войну в областях Новгородских, готовились навсегда отторгнуть от России Новгород и удержать его за собою. С этой целью они и старались склонить посланца на свою сторону, но верный сын Отечества был тверд против всех их обольщений. Шведы, видя его непреклонность, начали действовать сначала угрозами, а потом и пытками. Держали его на морозе, морили голодом и били до полусмерти. Но мучения эти не поколебали твердой души страдальца.

По вступлении на престол Михаила Романова шведский король Густав Адольф послал томившегося в неволе архимандрита Киприана в Москву. Здесь последний, объяснив откровенно царю Михаилу Феодоровичу, какая крайность заставила новгородцев обратиться к шведам, и, засвидетельствовав верность юному царю, испросил помилование несчастной своей родине.

Преданность и стойкость в выпавших испытаниях помогли архимандриту заслужить благоволение Патриарха Филарета. Именно поэтому при создании новой архиепископской кафедры в Тобольске выбор царя и патриарха пал на архимандрита Киприана, и 8 сентября 1620 года он был первым посвящен в сан архиепископа Сибирского и Тобольского.

Архиепископство в Тобольске

При отправлении в Сибирь патриарх вручил новопоставленному святителю камышевый жезл, обложенный бархатом темно-зеленого цвета с серебряным золоченым верхом чеканной работы, на котором было вычеканено «Патриарх Филарет», серебряный золоченный крест со святыми мощами и надписью на рожках рукояти его: «Повеление Великого Государя Царя Великого князя всея России, самодержца Михаила Феодоровича, отца его, Великого Государя Святейшего патриарха Московского Филарета Никитича сделан сей крест в «Царствующий» град Сибирь преосвященному Киприану 7129 года». Вручая эти символы Православия и церковной власти, патриарх заповедал ему достойно пасти свое словесное стадо, заботиться о чистоте нравов служилых людей и прочих русских пришельцев и обращать ко Христу диких идолопоклонников.

Отправляясь в Сибирь, архиепископ взял с собой монахов из Хутынского, Волоколамского и Соловецкого монастырей для распространения христианства в Сибири. 10 января 1621 года Преосвященный выехал из Москвы. Путь его в Сибирь лежал через города Переяславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Вологду, Тотьму, Устюг-Великий, Сольвычегодск, Кай-Город, Соликамск, а затем уже водным путем от Верхотурья до самого Тобольска.

Когда Преосвященный прибыл в Верхотурье, первый город своей епархии, то, посетив церкви и монастыри, учредил в них новый, лучший порядок. Основал два монастыря: один на реке Тагиле – Рождественский, а другой при реке Нейве – Введенский.

По прибытии в Сибирь Преосвященный Киприан нашел ее в самом жалком положении относительно нравственности, которое особенно резко проявлялось здесь в безбрачной (по недостатку православных женщин) жизни первых русских поселенцев Сибири – казаков. Кроме того, русские не носили на себе крестов, не соблюдали постных дней и других установлений Церкви. Священники венчали браки без оглашения, постригали в иноки и инокини таких, которые уходили из монастырей и опять жили в миру. Кому было остановить такие беспорядки и пресечь нравственное зло? Духовенству? Но оно было и малограмотно, и малочисленно. Русские сибиряки жили, как хотели. Деятельный архиепископ употребил немедленно все силы к прекращению пороков и направлению паствы к христианской жизни.

Заботясь об очищении нравов своей паствы, Преосвященный Киприан по своей ревности и исполняя повеления патриарха, немало обратил ко Христу язычников и инородцев. Для этого он устроил молитвенные дома, церкви и монастыри, особенно в тех местах, где более находилось инородческих племен. При нем закончен и освящен центральный собор в Тобольске, названный, как и в Новгороде, во имя Софии Премудрости Божией (первый деревянный собор).

В самом Тобольске Владыка Киприан перевел на новое место крупнейший мужской Успенский монастырь и освятил там церковь во имя Знамения Богородицы, после чего монастырь получил название Знаменского. По благословению архипастыря также основаны монастыри: в Тюмени – Ильинский девичий, впоследствии переименованный в Успенский; в Томске – Успенский мужской, в 1623 году в Енисейске – девичий Рождественский, в 1624 году в Таре – мужской с церковью во имя Нерукотворенного образа Спасителя, с приделами св. Илии пророка и Михаила Малеина, а девичий – во имя св. мученицы Параскевы Пятницы и великомученицы Екатерины.

Деятельный архипастырь ничего не упустил из виду для улучшения новой епархии в духовном и хозяйственном отношениях. Он положил основание архиерейским доходам в Тобольске, старался на пустующих местах заводить земледелие, от которого преемникам его без посторонней помощи можно было бы иметь содержание.

Памятник Ермаку

При отправлении его из Москвы повелено было отвести Преосвященному Киприану пятьдесят десятин земли под горой в Тобольске, за речкой Курдюшкой (тогда еще под горой не было строений) и за рекой Иртышом прямо против города; сенокоса на 400 копен. Но по прибытии в Тобольск архиепископ увидел, что те сенокосные места уже заняты жителями, а назначенное для хлебопашества место очень близко к городу и нужно для скотских выгонов. Поэтому он выпросил у Государя вместо тех мест другие, пустующие плодородные поля при устье реки Ницы. В 1623 году ему удвоено земли и сенокоса по причине умножения поселян на архиерейских дачах. Вскоре здесь основаны две слободы – Устьницинская с церковью и Тавдинская.

По сведениям РГАДА в дозорной книге 1625 года имеется первое упоминание о Тавдинской слободе, которая ведомственно была приписана к вотчинам архиерейского Софийского дома – центральному органу управления Тобольской архиепископии. Тавдинская слобода в этот период состояла из двух частей: села на реке Тавде, где жили поп Стефан и приказной человек архиепископа Иван Бовыкин. В другой части слободы проживали крестьяне Богдан Никонов сын Попов, Сила Никитин, Терентий Иванов, Иван Феофанов сын Нагибы и др. Всего в Тавдинской слободе было 22 крестьянских двора. В селе имелась недостроенная деревянная церковь во имя Святой Троицы.

В дозорной книге за 1636 год зафиксированы следующие сведения о Тавдинской слободе: «…Митропольская Тавдинская слобода на реке Тавде, а в той слободе церковь на реке Тавде Живоначальной Троицы со всякой церковной утварью».

Стараясь о благосостоянии церкви и епархии, Преосвященный Киприан не забыл и о первых завоевателях Сибири. Как написано в летописи тобольского архиерейского дьяка Саввы Есипова, на следующий год своего приезда архиепископ Киприан призвал оставшихся в живых сподвижников Ермака, расспросил о сражениях, сколько было всей дружины и кто из них и где убит.

Казаки доставили ему письменные известия, на основе которых был создан «Синодик Ермаковым казакам» и установлено их поминание в Софийском соборе в Неделю Православия. Вероятно, его автором был сам архиепископ Киприан, знаток «соборного и келейного чина». Таким образом, архиепископом Киприаном была составлена первая Сибирская летопись. Он прожил в Сибири около трех лет и попечением о вверенной пастве и добродетельной жизнью оставил здесь о себе добрую память.

По указу Царя Михаила Феодоровича и Патриарха Филарета 15 февраля 1624 года отбыл в Москву и 12 декабря того же года был возведен в сан митрополита Крутицкого.

Митрополит Кмприан на новом поприще

В Москве Владыка Киприан участвовал во многих начинаниях Патриарха Филарета как его непосредственный советник и помощник. Обладая даром слова, сочинял тексты церковных служб. Принимал участие в приеме послов шаха Аббаса, привезших в Москву ризу Господню. В 1626 году по благословению Патриарха Филарета написал службу праздника Положения честной ризы Господней в Москве. 20 октября 1626 года переведен митрополитом в Новгород. Прибыл на кафедру 3 ноября 1626 года и занимал ее вплоть до смерти.

Митрополит Киприан прилагал немалые усилия для прославления и утверждения церковных святынь везде, где бы они ни находился, – в Тобольске, Москве, Новгороде. В 1629 году установил празднование в честь обретения мощей святителя Иоанна, архиепископа Новгородского.

Скончался Высокопреосвящейнейший Киприан 17 декабря 1634 года. Погребен 13 января 1635 года в Корсунской паперти Софийского собора в городе Новгороде архиепископом Тверским Евфимием.

В этом кратком жизнеописании основателя нашего родного села нижнетавдинцы, как и все жители Тюменского края, с радостью и гордостью могут открыть для себя, что это был достойный гражданин своего времени, отличающийся выдающимися способностями, твердостью характера и благочестием.

Думается, что имя Высокопреосвященного Киприана должно быть нами увековечено, и первым шагом к этому пусть послужит данная статья.

Татаренко Андрей,
прихожанин Свято-Троицкого храма, с. Нижняя Тавда.
Использованы фото с сайта
tobolskfoto.narod.ru

Варлаамо-Хутынский женский монастырь в настоящее время

Наверх

© Православный просветитель
2008-19 гг.