ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



325 лет Софийско-Успенскому собору

В 2011 году исполняется 325 лет со дня освящения Софийско-Успенского собора Тобольского кремля, первого каменного храма в Сибири. В последние годы он был закрыт на реставрацию, и в день Светлого Христова Воскресения 24 апреля в нем совершится праздничное Пасхальное Богослужение. Чтобы познакомить читателей нашего журнала с произошедшими в ходе реставрации изменениями, мы предлагаем интервью с заведующим реставрационно-иконописной мастерской Тобольско-Тюменской епархии диаконом Виталием Ведерниковым.

– Отец Виталий, в настоящее время заканчивается роспись Софийско-Успенского собора, и мы хотели бы узнать подробности реставрационных работ. Как долго уже идет роспись?

– Роспись продолжается уже два года. В 2009 году начались работы по созданию проекта настенной росписи Софийско-Успенского собора. Сама же роспись началась с придела собора – к ней приступила иконописная школа при Тобольской Духовной семинарии. Параллельно велась разработка концепции проекта росписи основного объема храма. Здесь роспись началась с алтаря собора, чтобы была возможность совершать молебствия и чтобы основная святыня была в первую очередь завершена. Во вторую очередь приступили к сводам, потому что от росписи сводов зависело, насколько быстро храм будет освобожден от лесов.



– В таком случае уже возможно совершать богослужения.

– Да, богослужения возможны при наличии малых лесов – нижние зоны стен можно будет расписывать между службами. А для росписи купольной части требуются серьезные строительные леса. София была весь этот период закрыта из-за того, что все пространство было занято лесами.

– О. Виталий, так все-таки, как долго длились работы? – На придел ушло два года, а весь остальной объем фактически расписан за полгода. Проект, макет, утверждение концепции, подготовка документов – на всю эту подготовительную работу ушло два года. А непосредственно на роспись, включая алтарь, – полгода.



– Расскажите подробнее, как создается проект, кто его утверждает, кто его разрабатывает?

– Задач при разработке проекта было несколько.

Во-первых, стилистическое решение. Во-вторых, тематическая концепция росписи. И, наконец, в-третьих, реальное воплощение росписи в дело. Что касается концепции, опирались в основном на тематику Успения Божией Матери и Софии – Премудрости Божией. То есть вся роспись внутри храма стремится полноценно раскрыть тему Софии, второго Лица Святой Троицы, Слова и Сына Божия. И параллельно – тема Успения Божией Матери. Чтобы совместить в росписи стен эти две темы потребовалась серьезная работа и подключение серьезных мастерских. Автором концепции росписи стала Квливидзе Нина Валерьевна – кандидат искусствоведения, преподаватель иконописной школы Троице-Сергиевой лавры.



– Что подразумевает концепция?

– Это тексты, идея, ссылки на источники и аналоги. И на основании этого делается художественный проект. Т.е. концепция предполагает: первое – тему для раскрытия. Далее она раскрывает эту тему по зонам стены. Чтение происходит сверху вниз. Сначала раскрывается христологический цикл – это икона Господа Вседержителя и служащих ангелов, также апостольский, пророческий чин, тематика Богослужения. У нас в жертвеннике роспись посвящена святителям московским, в диаконнике – Иоанну Предтече как пророку, возвестившему о Христе.

Также к разработке концепции были подключены специалисты Российского научно-исследовательского института реставрации под руководством Филатова. Им принадлежит проектная часть, т.е. они отрисовывали эскизы, а также основные композиции на стенах. И их же мастера подключились к основным двум зонам росписи – Страшного суда, столбов и купольной части.



Непосредственно в росписи участвовало три артели: артель росреставрации, палехская артель (из Владимирской области), специализирующаяся на росписи стен, и третья сборная артель. Последняя артель работала от лица епархии – несколько человек строгановских мастеров (из Строгановского училища г. Санкт-Петербурга – работают в стиле XVII века), выпускники иконописной школы Троице-Сергиевой лавры под руководством Евтюкова, несколько человек из Дубны и два выпускника Тобольской иконописной школы.

– Какова была доля участия в росписи иконописной школы Тобольска?

– Выпускники нашей школы принимали участие в основном только в росписи придела. Основную же часть работы выполнили приглашенные мастера.



– Получается, что вся роспись новая и написана вновь? Не сохранилось ли каких-то прежних росписей?

– Когда приступили к строительным работам, на южной стене основного объема храма обнаружили первоначальные росписи. Они находились в плачевном состоянии: там была сделана очень густая сеть насечек для того, чтобы закрепить последующий слой штукатурки. И вот в этом году принимали решение – стоит ли это сохранять. Когда эту зону исследовали специалисты росреставрации, они сказали, что частично их можно сохранить, реконструировать утраченные участки и показать как мемориальный участок Софии. Так что на сегодняшний день принято решение о сохранении старинных росписей конца XVII – начала XVIII века на южной стене Софийско-Успенского собора. Там достаточно широкая зона: фактически от иконостаса, от южного входного блока, и до западного входного блока – на всем нижнем регистре была сохранена роспись. Больше почти ничего не осталось. Сохранились, правда, фрагменты росписи на горнем месте, но состояние их было такое, что приняли решение их законсервировать и заштукатурить. Такое предпринимается, если реставрации сохраняется меньше 30 процентов.

Третья зона, где сохранилась фреска более поздняя (начала XVIII века) с прописями середины XVIII века, это апсида на горнем месте – подпружная арка с тремя медальонами. Это очень интересная зона. На примере трех медальонов можно проследить последовательность росписи Софии – от начала XVIII, потом прописи середины XVIII века и прописи XIX века, и все это в одном месте. Так что на примере этих трех медальонов мы видим, как изменялся стиль росписи в разное время в городе Тобольске. Относительно этой зоны тоже принято решение сохранить. Правда, пробы еще только начали делать и поэтому пока неизвестно, какой слой лучше сохранился и какой будут восстанавливать.



– О. Виталий, какие материалы используются в росписи Софийско-Успенского собора? Каков стиль этой росписи?

– У этой росписи есть стиль, есть техника. Техника современная, которая называется роспись стен силикатными материалами – силикатная техника. Это искусственные красители. Почему выбран именно этот материал, а не акриловый, не масленый, например? Вопервых, он дает эффект натуральной росписи, пигментной, т.е. такой матовый сдержанный цвет.

– А почему не была сделана полностью пигментная роспись?

– Это, во-первых, трудоемко. Во-вторых, дорогостояще. Понадобится более длительный период времени, потому что при такой росписи делается очень много слоев, сама техника наложения красок очень сложна и известь должна выдерживаться долгое время.

– То есть фактически сейчас нигде не используется пигментная техника?

– Экспериментально, в некоторых монастырях России используются старые технологии. Например, в Оптиной пустыни до последнего расписывали натуральной известковой техникой.

– А что касается стиля росписи?

– Придел Иоанна Златоустого выполнен в стиле XV-XVI веков. Это инициатива иконописной мастерской. Именно в этом приделе на Рождество было совершено первое после реставрации Богослужение. Основная же часть храма выполнена в стиле первоначальной росписи – конца XVII века. За образцы взяты ярославские росписи, ростовские росписи. Поэтому, кстати, наша школа и не могла поучаствовать: мы учим студентов работать в более раннем стиле. А было принято решение, что роспись должна соответствовать времени создания храма.

– Используется ли натуральное золото?

– Сусальное золото используется на нимбах и коегде на фонах.

– Иконостас, который сейчас установлен, это окончательный вариант иконостаса?

– Это окончательный иконостас, полностью написанный студентами нашей иконописной школы. Сложность работы нашей иконописной школы состоит в необходимости совместить рабочий и учебный процессы.





– А сколько сейчас студентов обучается в Тобольской иконописной школе и сколько работает в реставрационном отделе?

– 50 человек учится в иконописной школе и 3 человека трудится в реставрационном отделе.

– О. Виталий, кто выделял средства на роспись собора?

– Финансирование происходило в несколько этапов. Первый этап финансирования – это придел. Какие-то средства поступили, после завершения работ приняли результат, результат был хороший, поэтому легко прошло финансирование алтарной части – это второй этап. И третий этап – это основная часть храма. Финансирование росписи осуществлялось за счет средств Правительства Тюменской области.

– Отец Виталий, спаси Господи за беседу. Помощи Божией Вам и всем иконописцам и реставраторам, трудящимся в восстановлении великолепия Софийско-Успенского собора!

Интервью брал
иерей Григорий Мансуров, г. Тюмень.
Фото автора

Наверх

© Православный просветитель
2008-19 гг.