Пасхальные яйца Фаберже
Имя Карла Фаберже чаще всего ассоциируется с блестящим искусством
декора тивного пасхального яйца, так называемого «пасхального сюрприза» — подарочного
изделия со скрытым секретом. Изготовление изысканно украшенных пасхальных
яиц было в России традицией и старинным ремеслом. Но только мастера фирмы
Фаберже сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного мастерства и изящества.
Петер Карл Фаберже родился в Санкт- Петербурге 30 мая 1846
года. Его отец Густав
Фаберже был выходцем
из Прибалтики, основал
ювелирную фирму под
собственным именем в
Санкт-Петербурге. Мать
его была дочерью датско го художника.
Петер Карл учился в немецкой частной
школе и продолжал свое обучение в
Дрездене. Уже в возрасте 26 лет он
по возвращении в Петербург принял в свои руки дело отца. Ювелир,
художник-дизайнер, реставратор и
замечательный предприниматель,
Карл Густавович превратил небольшую ювелирную мастерскую в самое
крупное предприятие в Российской
империи и в одно из самых больших
во всем мире. Фирма имела филиалы в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне и продавала свою продукцию
далеко за пределами Европы.
После Февральской революции
спрос на дорогие декоративные изделия падает, и в конце 1917 года Карл
Фаберже закрывает свой ювелирный
дом, передав его содержимое директору Эрмитажа. Семья Фаберже выезжает за границу, где оказывается
практически без средств к существованию. Петер Карл Фаберже умер в
Швейцарии 24 сентября 1920 года.
Четыре сына Фаберже продолжали дело, начатое их дедом и расширенное их отцом. Александр и
Евгений пытались возродить фирму в Париже, повторяя то, что
было создано в России.
Двое внуков Карла Фаберже, Тео и Игорь, работали впоследствии
дизайнерами в ювелирных фирмах Женевы.
Все пасхальные подарки от Фаберже имеют форму яйца, внутри
которого находится сюрприз: миниатюрные
золотые копии крейсера, яхты, поезда, дворца,
медальона с портретами
членов царской семьи,
фигурки соловья, кукушонка, музыкальная
шкатулка. Приводимые в
движение путем нажатия
скрытой от глаз кнопки, фигурки движутся,
поют, размахивают крыльями, поезд
отправляется в путь, циферблаты
часов вращаются, а стрелки остаются неподвижными, крышечки медальонов приподнимаются, открывая
очаровательные детские портреты,
музыкальная шкатулка проигрывает
известные мелодии.
«Сюрприз» чаще всего был связан с тем
или иным событием в жизни царской
семьи — рождением,
годовщиной, совершеннолетием, коронацией. Некоторые
из этих пасхальных
подарков украшены
царскими монограммами и (или) датами, на многих имеются изображения
царских резиденций, два содержат
модели кораблей, на которых плавал последний русский император.
«Сюрприз, скрытый в подарке царя,
сохранялся в большом
секрете, даже от самого
императора», — пишет
шведский рисовальщик Ф. Бирбаум.
Традиция ежегодного дарения в России
пасхальных яиц-сувениров фирмы Фаберже
началась с 1885 года.
Первое пасхальное яйцо было заказано у Фаберже царем Александром III. Благодаря его
необыкновенному успеху, Фаберже
получил постоянный заказ императорского двора и стал выполнять
пасхальные яйца одно за другим.
«Ваше Величество будет довольно»,
— такой ответ обычно давал знаменитый мастер на вопрос о сюжете
очередного яйца. На изготовление
одного яйца уходило не меньше
года: начатые вскоре после Пасхи,
они бывали лишь с трудом готовы на
Страстную неделю следующего года.
Передавались они главою фирмы
Карлом Фаберже лично Императору в пятницу на Страстной неделе
и неизменно встречались с восторгом. Фаберже относился к этому
делу с максимальной
серьезностью, часто
планируя работу на
годы вперед.
Первое пасхальное яйцо 1885 года с
полосками из синей
эмали было выполнено мастером Михаилом Перхиным.
Выходец из простого
народа, Михаил Евлампиевич Перхин
сумел стать ведущим
ювелиром фирмы
Фаберже. В 1891 году
он выполнил яйцо с
моделью крейсера «Память Азова».
«Ювелирным капризом» называют
одно из самых изысканных произведений Михаила Перхина — «Листья
клевера», или «Клевер».
Чаще всего «скорлупа» яйца
эмалировалась в известной технике Фаберже. Если яйцо состояло из
двух раскрывающихся половинок,
дизайн разрабатывался так, чтобы
декор тщательно маскировал сомкнутые края обеих половинок. В
работах Карла Фаберже можно проследить стилистические влияния
разных эпох — от античности до модерна. Художник А. Бенуа, который
был другом Фаберже, подсказывал
ему идеи некоторых изделий — например, для яйца «Колоннада».
На рубеже XIX—XX вв. фирма
Фаберже начала выпускать яйца с
заводными механизмами. Простые
механизмы, примененные в некоторых пасхальных яйцах, очевидно,
были сконструированы специально
для каждого случая.
Простой передаточный механизм
поднимает и опускает три миниатюрных портрета царя Николая II
и его старших дочерей Ольги и Татьяны в пасхальном яйце «Ландыши». При полной работе механизма
рамки миниатюр раскладываются в
форме веера, так что виден каждый
портрет. Императорская корона,
венчающая портрет царя, при опускании портретов превращается во
флерон над закрытым яйцом.
В некоторые яйца встроены часы.
Часовые механизмы заводятся ключами, которые обычно вставляются
в отверстие в задней части корпуса,
но есть и механизмы, заводящиеся с помощью ручки. На некоторых
пасхальных яйцах часы имеют горизонтальную ленту с цифрами, вращающуюся напротив неподвижной
отметки. Внутри особых яиц спрятаны фигурки птиц, появляющиеся
каждый час из верхней части яйца.
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже посетители с любопытством рассматривали новую
драгоценную игрушку фирмы Фаберже — яйцо с моделью сибирского
поезда — отклик на строительство Транс-сибирской железнодорожной
магистрали. На серебряном яйце
была помещена гравированная карта России с обозначением Сибирской
железной дороги. Особый интерес
вызывала складывающаяся втрое
модель первого сибирского поезда. Заведенный золотым ключиком,
платиновый паровозик с рубиновым
фонарем и алмазными фарами отправлялся в далекий путь, увлекая
за собой пять золотых вагончиков
с оконцами-хрусталиками и миниатюрными надписями: «Для дам»,
«Для некурящих» и др.
Одним из самых грандиозных
пасхальных подарков-сюрпризов от
Фаберже явилось яйцо «Московский
Кремль», посвященное визиту императора Николая II и императрицы
Александры Федоровны в Москву.
Яйцо-собор высоко
вознесено над подставкой, его золотой
купол, похожий на
купола Успенского
собора, как бы парит
над эмалевыми кровлями башен. Подставка из красного
золота напоминает
Спасскую и Водовзводную башни,
причудливо соединенные между собой
стенами и решетками. На Спасской
башне помещены
гербы Российской
империи и Москвы, а в киотах над
воротами — эмалевые иконы: Богоматерь Казанская и Христос Вседержитель. Во время Литургии в
Успенском соборе Кремля Николаю II понравилась «Херувимская»
А. Д. Кастальского в исполнении хора.
В яйцо был встроен механизм, заведя который мы слышим волшебную
мелодию Херувимской песни, полюбившуюся царю в Кремле.
После начала войны 1914 года
фирма Фаберже работала на оборону, выпуская знаки и награды для
офицеров. Порою некому даже было
выполнять заказы высочайших особ.
Подарки стали значительно скромнее. Подаренное Императрице Марии Федоровне пасхальное яйцо
1916 года с изображением ордена
Святого Георгия и миниатюрными портретами сына Ники и внука
Алексея — единственное яйцо, которое она сумела увезти из России, покидая страну.
Всего, с 1885 по 1917 год, по заказу императоров Александра III и
Николая II было создано около 56 пасхальных шедевров с сюрпризом
внутри каждого. Сюжеты не должны были повторяться – каждая вещь
была уникальна.
В 1920-е годы для пополнения
казны валютой советское правительство продало ряд произведений
искусства из государственных коллекций. Из императорской коллекции, конфискованной после 1917
года, была продана большая часть
«абсолютно бесполезных» для советского государства уникальных
пасхальных яиц. До нашего времени сохранились 45 яиц, из них только
десять остались в России, и те достаточно случайно. В настоящее время
императорские пасхальные подарки от Фаберже хранятся в Оружейной палате
Московского Кремля.
Среди них – «С моделью сибирского поезда», «Память
Азова», «Клевер», «С миниатюрой на
мольберте», «С Александровским дворцом», «Московский
Кремль», «300-летие дома Романовых», «С моделью яхты
«Штандарт», «С моделью памятника Александру III», «Яйцо-часы».
Крупнейшую частную коллекцию работ Фаберже на протяжении
полувека собирал американский
медиа-магнат Малкольм Форбс – 9 императорских яиц и почти 200
ювелирных украшений. Эту коллекцию в феврале 2004 года выкупил российский предприниматель
Виктор Вексельберг. Благодаря его
приобретению эта уникальная коллекция не была распродана с аукционных торгов, а вновь вернулась домой в Россию.
На всех пасхальных изделиях от Фаберже лежит печать неповторимого индивидуального почерка, навсегда оставшегося в истории мирового искусства.
И.В. Ильина, г.Тюмень,
по материалам:
Гольдберг А. «Пасхальные яйца
от Фаберже»; Мунтян Т., Чистякова
М. «Сенсация: Последнее яйцо
Карла Фаберже»; Удальцова М.
«Пасхальные подарки от Фаберже»
(сайт «Россия в красках»)
Наверх
|