| ||
На начало | |||||||||||||||||
Наши баннеры |
Михаил Ломоносов как ученый и богословСегодня, казалось бы, уже никому не нужно доказывать, что Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) не только русский ученый с мировым именем, внесший значительный вклад в естествознание и гуманитарные науки, но и выдающийся богослов, который излагает свои христианские взгляды языком поэзии и прозы. Однако современная молодежь все меньше читает книг и все чаще пользуется Интернетом… Среди популярных молодежных Интернет-жанров особо выделяются «юмористические» картинки «демотиваторы». Многие из них выставляют верующих людей фанатиками и мракобесами. На сайте атеистов легко найти статью (http://atheism. su/lomonosov-m-v), взятую, судя по всему, без изменений из советского учебника по научному атеизму. По мнению автора, Ломоносов – материалист, всю жизнь боровшийся с «церковным невежеством», умерший во цвете лет, «затравленный иностранными учеными, царской властью и церковниками». Якобы именно из-за материалистических убеждений он создал московский университет, включающий не четыре факультета, как все традиционные университеты Западной Европы (теологии, свободных искусств, медицины и юриспруденции), а лишь три (без теологического). Подобные тезисы становятся смешными, если обратиться к главе «Ломоносов - защитник науки и веры» из книги «Беседы с русским народом» архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского), написанной заграницей еще в советские годы. Российский читатель познакомился с ней благодаря православным Интернет-ресурсам и изданиям Московского Свято-Данилова монастыря. Однако до нужных сайтов и книг критики религии обычно не доходят... Великий ученыйНапомним основные вехи жизни М. Ломоносова, показывающие его не только как великого ученого, но и человека веры, теолога, чьи труды не устарели и по сей день. Вчерашним школьникам известно, что Ломоносов из далекого села Холмогоры Архангельской губернии отправляется в Москву с обозом рыбы, которую поморы везли на богатые рынки столицы. Ему было уже 19 лет, когда он сел за парту с десятилетними отроками, но скоро превзошел всех, и в 26 лет уже был отправлен за границу учиться горному делу. Семь лет его пребывания в учебных заведениях как бы выпадают из «советской» биографии ученого. А ведь юноша учился в Славяно-греко-латинской академии – первом высшем духовном учебном заведении России, основанном еще в 80-х годах XVII столетия братьями Иоаникием и Софронием Лихудами, просвещенными греками с европейским образованием. Обучение продолжилось в Киево-Могилянской духовной академии, и только последний год проходил в Петербургском университете. Значит, с 1730 по 1736 год Ломоносов получил полное богословское образование такого уровня, которое ставило его в один ряд с самыми образованными людьми того времени. Пять лет заграничной учебы (Германия и Голландия) формируют его как исследователя европейского уровня. Возвращаясь в Россию в 1741 году, Ломоносов становится первым российским ученым, который читает лекции не на латыни, как было принято в петербургском университете у немецких профессоров, а на родном русском языке. Одно перечисление научных трудов и дисциплин, в которых Ломоносов сделал выдающиеся открытия, заняло бы несколько страниц. Скажем только, что ученый за столетие предвосхитил открытие первого и второго начала термодинамики и опроверг теорию теплорода. За тридцать лет до Лавуазье открыл закон сохранения масс в химических реакциях. Догадался об электрической природе полярных сияний и первый в России предложил использование громоотводов, решительно настаивая на том, что молния – это электричество. На Венере обнаружил мощную атмосферу во время ее прохождения по диску Солнца. В теории языкознания предложил теорию трех штилей, продержавшуюся почти столетие, и оставил после себя богатое поэтическое наследие, в частности перевел некоторые псалмы Давида гекзаметром. Любил составлять мозаики из смальты, которую делал сам на собственном небольшом заводе. К примеру, за мозаичное панно «Полтавская битва» он был награжден медалью сразу трех Академий художеств. Как историк, составил подробное описание царствования царей от Алексея Михайловича до Петра I, которого глубоко уважал как реформатора и гражданина России, и некоторых других периодов истории Отечества. Взгляд на науку и религиюПерейдем к богословским воззрениям ученого. Задолго до Г.Р. Державина он составлял оды, в которых воспевал Божественное величество. Его взгляды о соотношении науки и богословия изложены в «Письме о пользе стекла» к графу Ивану Ивановичу Шувалову, «генералу-поручику, действительному Ее Императорского Величества камергеру, Московского университета куратору и орденов Белого Орла, святого Александра и святыя Анны», написанном в 1752 году. Ломоносов в этом труде отстаивает независи мость религиозного и научного мировоззрений:
Оставаясь православным христианином, ученый настаивает на праве науки трактовать явления природы независимо от религии, но боязни потерять веру у автора «Письма…» нет. Ломоносов справедливо писал: наука и религия «в распрю прийти не могут… разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду восклеплет». «Создатель дал роду человеческому две книги, – писал М. В. Ломоносов. – Первая – видимый мир... Вторая книга — Священное Писание... Обе обще удостоверяют нас не токмо в бытии Божием, но и в несказанных нам Его благодеяниях. Грех всевать между ними плевелы и раздоры» (Ломоносов М. Стихотворения.– М., 1948.– С. 7). Да, теологического факультета в МГУ ученому, как ни настаивал он на этом, создать не удалось: Святейший Синод воспротивился присутствию теологии в светском учебном заведении. Нет этого факультета до сих пор – и это трагедия российского образования. В нем и по сей день существует искусственный разрыв между знанием и верой, которую выводят за рамки учебного процесса, тем самым обедняя его сущностное содержание. К сожалению, многим россиянам малоизвестна история возникновения западноевропейской науки, начинавшейся именно с теологических факультетов в университетах Европы. Но это хорошо было известно Ломоносову, учившемуся в этих университетах вместе с богословами. Наука и религия в творчестве великого мыслителя весьма гармонично сочетались, а его выше приведенное высказывание о соотношении разума и веры вошло в «Основы социальной концепции РПЦ», так что ни о каком материализме и антиклерикальности учено- го говорить нельзя – таких фактов не найти в его биографии. Никак не объясним с материалистической точки зрения удивительный сон Ломоносова. Его отец погиб в 1741 году на безвестном острове после кораблекрушения. И в том же году сыну приснился страшный провидческий сон на корабле, когда он возвращался из Германии в Россию. Михаил сообщил в Архангельск совершенно точное место, где следует искать пропавшего без вести отца. Поморы поплыли на остров, нашли тело Василия Ломоносова и похоронили его... Разум и вера, гармонично сочетаясь в душе нашего прославленного академика, позволяли ему видеть мироздание целостным – как произведение Великого Творца и как загадку, которую просвещенной верой разум способен разгадать силами, вложенными Богом в душу человека. Диакон Димитрий Майоров, | ||||||||||||||||