ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Иконография Рождества Христова

Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Основными источниками иконографии стали Евангелие и церковное предание, в том числе апокрифическое протоевангелие Иакова.

Иконография рождения Христа, сохраняя то, что дает Евангелие, идет дальше в развитии внешних подробностей. Сюда относятся место, где произошло рождение Христа, ясли, в которые был положен Спаситель, вол и осел у яслей, звезда над изображением сцены рождения Младенца, положение фигуры родившей Богоматери, действия Иосифа, ангелы и пастухи, омовение Младенца, повитухи и их поведение, особенности архитектурного убранства сцены.

Самые ранние сохранившиеся изображения Рождества Христова относятся к 4 веку. В катакомбах св. Сева-стиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом -Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии. Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные - вол и осел как исполнение пророчества Исайи: «Вол знает владетеля своего и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3). По всей видимости, Богоматерь изображалась сидящей в подтверждении того, что безболезненно родила Христа, и поэтому, в отличие от всех женщин, не нуждалась в отдыхе. Это подчеркивали в своих творениях св. Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, а позже - в Четьих Минеях св. Димитрий Ростовский. В целом иконография Рождества Христова сложилась к 7 веку. Постоянными элементами композиции будут являться пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу.

В символическом истолковании гора, в которой находилась пещера Рождества, стала соотноситься с самой Богородицей, а пещера - с её чревом, вместилищем Невместимого Бога. По другому толкованию, пещера понимается как темное место, означающее собою падший мир, в котором воссияло Солнце правды - Иисус Христос. Что же касается Вифлеемской звезды, то, по объяснению святых отцов, она являлась воплощением ангельской силы. Возможно, именно поэтому на некоторых поздних русских иконах и фресках сцену Рождества венчает фигура летящего ангела со звездой в руках. Однако в наиболее ранних памятниках, прежде всего византийских, звезда изображается над яслями, и на Младенца сходит сноп света.

Рождество Христово


1. Микеланджело Меризи де Караваджо. «Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском». 1609

2. Сандро Боттичелли. Рождество. XV-XVI aa.

3. Бартоло ди Фреди. Поклонение aieoaia. 1385-88 aa.

4. Джорджоне. Поклонение волхвов. XV в.


Основная композиция Рождества (изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа) в различных памятниках будет дополняться изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и Омовения Младенца.

Среди встречающихся в сцене Рождества персонажей недоумение у исследователей вызывает загадочная фигура старца в шкурах, беседующего с Иосифом. Существует мнение, что это сын Иосифа, Иаков, по преданию сопровождавший святое семейство по дороге в Вифлеем. Однако он не мог изображаться старцем, поскольку был молодым человеком и в других памятниках представлен без бороды. По другой версии, в образе старца в шкурах изображается дьявол, искушающий Иосифа о девстве Богоматери. В очень редких случаях он беседует не с Иосифом, а с самой Богоматерью.

Тема Христовых страстей в образах Рождества присутствует в сцене поклонения волхвов. Как известно, восточные мудрецы принесли Младенцу в качестве даров золото, ладан и смирну - благовоние, которым натирали усопших перед погребением…

В связи с обзором монументальных ансамблей следует отметить, что в византийской и русской живописи рассматриваемому нами сюжету уделялось особое место. Чаще всего Рождество Христово изображалось в паре с Успением Богоматери - сюжеты находились друг напротив друга, например, на южной и северной стенах. Это символическое противопоставление рождения во плоти и нового рождения после смерти для жизни на небесах подчеркивалось схожими иконографическими мотивами. В Рождестве Спаситель в пеленах лежит в яслях, а в Успении Христос держит в руках душу Богоматери, представленную в виде спеленатого младенца. Подобно тому, как Господь вверил Себя Пресвятой Деве в Рождестве, Богоматерь вверила свою душу Христу во Успении. Наглядное сопоставление в храмовом пространстве этих сюжетов знаменательно потому, что они иллюстрируют начало и завершение истории спасения - от Боговоплощения до вознесения нетленной плоти Богородицы.

По материалам сайта
www.pravoslavie.ru



1. Боровиковский В.Л. Рождество Христово, к. XVIII - XIX вв.

2. Нестеров. М.В. Рождество Христово. 1890-1891 Эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора.

3. Васнецов Виктор Михайлович. Рождество Христово. 1885-1896. Росписи Владимирского собора в Киеве.

4. Боровиковский В.Л. Рождество Христово, к. XVIII - XIX вв.

5. Репин И.Е. Рождество Христово 1890 в.


Наверх

© Православный просветитель
2008-19 гг.