ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Семья - один духовный организм

Беседа с протоиереем Михаилом Денисовым, клириком Никольского храма г. Ишима, —директором Ишимской Церковно-приходской школы, отцом многодетной семьи

ВЫБОР И БРАК

- О. Михаил, расскажите, пожалуйста, как найти, выбрать именно того, с кем можно будет создать православную семью? Должен ли человек прикладывать для этого какие-то усилия?

- Сорокалетний юноша Исаак доверил это важное дело отцу, отец доверял Богу, слуга тоже испытывал волю Божию в выборе невесты. У невесты спросили: «Ты пойдёшь с этим человеком?» «Пойду», - ответила она. Воля Божия гармонично сочетается с волей человека. Наверное, это идеальная схема выбора невесты. Но она утрачена. Мы имеем то, что имеем. В любом случае к выбору невесты (жениха) нужно подходить серьёзно. Обязательно брать во внимание духовную составляющую будущего спутника жизни, а иначе ждут многие скорби. А насчёт усилий возможно, на мой взгляд, только одно. Образ жизни определяет круг общения. Стараясь жить православно, мы привлекаем вокруг себя православных же и наоборот. И родители не должны самоустраняться, хотя здесь нужна рассудительность, вера и мера.

- О браке говорят как о крестном венце. Так ли это?

- К сожалению, так если и говорят, то немногие. В основном браквоспринимается как получение дополнительных удовольствий. Хотя, конечно же, брак даёт человеку немало утешений, утешений, главным образом, духовного порядка, но семья, в основном, - это служение, труд, борьба за любимого человека в сердце своём. В Таинстве Брака, когда священник ведёт молодых вокруг Евангелия, поют три тропаря. Первый -«Исаия, ликуй...» - это то, что, во-первых, приносит супружество: самый близкий человек во вселенной, праздник, белая фата, голуби под облаками..., второй же -«Святые мученицы...» - это уже о кресте, и о нём церковь говорит жениху и невесте в самом начале их жизни, и, наконец, третий тропарь - «Слава тебе, Боже...» - а это благодарение и за блага, которые даруются в супружестве, и за возможность послужить, потрудиться, потерпеть.

- Часто на смену первичной влюблённости приходит охлаждение и усталость друг от друга. Как этого избежать?

- Нет и не может быть никакой усталости друг от друга. Достоевский говорил, что сатана борется с Богом, а поле битвы - сердце человека, чью сторону примет человек, того и будет победа. К этому можно добавить, что не только с Богом борется враг, но и с самыми дорогими для нас людьми. И если мы в сердце проигрываем, то и наступает так называемая усталость, охлаждение и потеря друг друга в вечности. На самом деле на смену первичной влюблённости должна приходить Любовь. Влюблённость супротив двадцатилетней Любви - жалкое сюсюканье. Но без Бога, Евангелия, Церкви это невозможно.

- О. Михаил, как, по Вашему мнению, должно происходить распределение обязанностей в семье?

- Строительство семьи не нуждается ни в бизнес-плане, ни в трудовом договоре, ни в должностных инструкциях. Муж и жена - это один духовный организм. Не может правая рука сказать левой: «Теперь твоя очередь..., а это я не обязана..., ты не имеешь права..., а я имею..., почему всё время я». Но есть ответственность за всё происходящее в семье и понимание, что ты можешь сделать, что ты должен сделать. А ещё есть уверенность, что если ты почему-либо не смог сделать, что должен был сделать, даже если в силу постылой лени, это сделает твой самый близкий человек на свете.

- Современные браки очень часто распадаются, даже ещё не состоявшись. Какова, на Ваш взгляд, причина?

- На земле шесть миллиардов человек. Каждый имеет от Бога неповторимую индивидуальность. Но именно этого, этой неповторимости, уже достаточно, чтобы возникла неприязнь, раздражение, ссора, раздор, война. Теперь добавьте к этому «свинью с дыркой в голове» за плечами каждого, куда мы складываем свои грехи и дурные навыки. И неповторимость, и содержимое копилки неумолимо раскрываются друг перед другом с каждым днём. Для человека, который судит о браке и о человеке бело-пушистыми супермэновскими рекламно-кокакольными понятиями, реальность становится непреодолимой. Браки распадаются от незнания, что есть человек, что есть семья и что существует некто, кто желает нашего разделения.

- Как Вы считаете, о. Михаил, что самое главное в отношениях мужа и жены?

- Семья - малаяцерковь. Отношения должны строиться на основе духовных законов. «Камень, который отвергли строители, тот оказался во главу угла».

РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

- О. Михаил, расскажите, пожалуйста, о своих детях (сколько их, каков возраст, занятия)?

- В нашей семье 13 детей. Старшему 14, младшей 4 месяца. Среди них имеются двойни. Кого у нас только нет. Есть повара, звонари, молитвенники, трудолюбивые и ленивые, есть кто разбрасывает и кто собирает, ранние пташки и засони, быстрые и медлительные, есть боксёры и музыканты, актёры, художники, певцы и без таланта, есть сильные и слабые, усидчивые и непоседы, будущие батюшки и кузнецы, и все рисуют. Но каждый имеет нечто, где он не по возрасту становится серьёзным и очень внимательным, и к занятию этим его ни заинтересовывать, ни заставлять не нужно, и этим он может заниматься бесконечно долго.

-Бывают ли ссоры между детьми в Вашей семье или они живут дружно?

- Кто-то сказал, что ребёнок - чистый лист, что нарисуешь, то и будет. Лично я с этим не согласен. Может, и чистый, только не лист, а поле. Смотришь - сегодня чисто, а завтра вырос репей. Садил ромашку - выросла колючка. И постоянная прополка и уход. Одним словом, бывает по-всякому.

- О. Михаил, на Ваш взгляд, какая должна быть стратегия воспитания современного ребёнка и как найти середину между строгостью и мягкостью?

-Святые отцы говорят: «Люби и делай, что хочешь». Главное, чтобы всё основывалось на любви к ребёнку, а не к матрице, в которую ты хочешь запихать его. Правильное понимание любви и наличие таковой подскажет сердцу, что и когда сказать или сделать. Можно и гладить во вред, а можно и шлёпнуть в приобретение. И ещё, кто-то сказал, если не хочешь, чтобы ребёнок болел, ты заболей им. Вот и вся стратегия.

- Какова роль отца в воспитании детей?

- Отец - глава домашней церкви. Отец - это крыша над головой, тепло и свет. Рядом с отцом любое дело - лучшая игра. Отец - это якорь в шторма переходных возрастов. Это основание и защита. Наконец, отец - это заместитель мамы (в экстренных случаях). Даже плохой муж незаменим. Как-то раз мне пришлось стать свидетелем одной жизненной ситуации. Была семья. Четверо детей. Муж пил. Налицо положительный герой-жена с детьми и отрицательный - муж. Все проникались жалостью к жене и одобряли её решение уйти от мужа. Она ушла. И всё полетело вверх ногами. Через некоторое время жена бросила детей в детдоме. Семья распалась на мелкие кусочки.

-Как Вы считаете, о. Михаил, нужно ли наказывать ребёнка? И за что ребенка нельзя наказывать?

- Без наказания невозможно воспитание. Каждый специалист в области юри-спруденциии скажет, что отсутствие наказания за малое преступление порождает большее. Если садовник остаётся безучастным к произрастанию сорняков - это нерадивый садовник и плода ему не видать. Но любви должно быть больше. И не может быть места жестокости. На мой взгляд, нельзя наказывать за возрастные особенности, которые свойственны каждому этапу развития. Например, за излишнюю подвижность младших школьников.

-Как воспитать современного ребёнка в вере, как воцерковить?

- Самое главное, что мы, родители, желающие воспитать в вере своих детей, можем и должны - это воцерковить самих себя. Ведь воспитание - это не ежедневные нравоучительные слова в адрес ребёнка, а ежедневная наша жизнь перед их глазами, видящими ВСЁ. Чаще мы готовы наложить на детей непосильное бремя духовного подвига, чем сами понести и часть такового. «Кто СОТВОРИТ и научит, тот великим назовётся».

- О. Михаил, как и в каком возрасте нужно приучать детей к посту?

- Строгость к себе, снисхождение к другим - вот святоотеческая традиция. Особенно в этой снисходительности в области духовных подвигов нуждаются дети. Цель наша не в том, чтобы ребёнок сейчас не ел какой-то вид продукта, а привить навык добровольного воздержания. Когда сыну будет восемнадцать, я ему отдам его свободную волю, и хочется, чтобы он ею не перечеркнул все мои сегодняшние труды и старания. Когда мне дети сами предлагают помолиться, без моего участия просятся на Пасхальную службу, когда старших невозможно уговорить съесть мяса в постный день, объявляют о намерении исповедаться и причаститься, я радуюсь, потому что они делают это добровольно. Приучать к посту, молитве необходимо с самого раннего возраста, но во всём должна быть рассудительность и мера.

- Можно ли сказать, что воспитывать одного ребёнка труднее, чем многих? Чем отличается процесс воспитание детей в многодетной семье?

- Если сравнить моё душевное состояние сегодня, когда их тринадцать и тогда, когда был один, то сейчас легче. Но если бы мне тогда сразу дали тринадцать, то я бы сошёл с ума. Воспитание вообще вещь многотрудная. Один ли, тринадцать ли. Но многодетная семья имеет, на мой взгляд, много плюсов. В многодетной семье захочешь - не избалуешь. Если ребёнок один, в определённом возрасте он ищет общения со сверстниками и часто находит его на улице, а улица - не лучший воспитатель. В многодетной семье старшие включаются в воспитательный процесс и все друг за другом приглядывают. И ещё один очень важный момент - как будущие отцы и матери, в многодетной семье дети формируются быстрее. Если один в семье, то чудо рождения нового человека от него сокрыто - только на картинке. Здесь же можно поиграть с братиком, когда он ещё в животе у мамы. А сколько радости у всей семьи, когда человек рождается в мир. Во-общем, по человеческой логике, один - значит, должен получать больше, а на самом деле, когда ребёнок один в семье, он многое недополучает.

ГИМНАЗИЧЕСКИЙ ОПЫТ

- О. Михаил, Вы являетесь директором Ишимской Церковно-приходской школы. Расскажите, пожалуйста, немного о вашей школе.

- Школа образовалась по благословению Архиепископа Димитрия в 2003 году. Начинали мы с подготовительного класса, в котором было всего шесть детей. Сейчас в школе 120 воспитанников и в подготовительных классах 30 детей. Особого отбора нет, но так как записываться к нам начинают с годовалого возраста, то попадают к нам не все желающие. Классы сформированы на три года вперёд.

- Что является главным в воспитательном процессе в вашей школе? Есть ли у вас свои традиции воспитания?

- Главным стержнем нашей школы является православие. Основные направления: духовное развитие, образовательный стандарт, развитие творческих способностей во всех его проявлениях и физическая культура. Большое внимание мы уделяем внеклассной работе. Любое проявление интереса детей к чему-либо полезному считаем за сигнал к поиску способов удовлетворения оного. Поэтому у нас есть школьный хор, театр, изостудия, редакция; кружки: иконописный, звонарей, рукоделия, судомодельный, юный натуралист. Недавно появилась миссионерская группа Каждую неделю мы ходим в бассейн, на каток, играем в теннис, бильярд, для любителей единоборств есть занятия по боксу. Каждое лето - лагерь, которого дети ждут всю зиму. Любое полюбившееся мероприятие: выставка, концерт, встреча, общее дело, вечер, собрание, поездка и т.п. - записывается в состав школьных традиций. Но говорить о каких-то результатах ещё рано.

- Часто бывает, что у ребёнка, который учится в православной гимназии, в стенах гимназии одно поведение, а за стенами - другое. Как преодолевать эти трудности?

- Основы воспитания закладываются всё-таки в семье, школа может помочь родителям, но заменить их она не может. Проблема двуличия, как и многие другие, - это проблема, главным образом, семьи. Без родителей школа ни одну воспитательную трудность решить не сможет. Поэтому одним из условий поступления в нашу школу является согласие родителей на тесный контакт. И в процессе обучения, пока мы видим живое участие родителей в решении духовных проблем воспитанника, мы готовы бороться за него до конца. Если же родители самоустраняются, то это становится поводом для рассмотрения вопроса об отчислении. Слава Богу, такой случай за 8 лет у нас был только один.

- О. Михаил, как Вам удаётся совмещать отцовство в многодетной семье и руководство школой?

- Наличие многих домочадцев мне помогает быть директором. Например, приходит ко мне классный руководитель: «Лопаревич разлил ведро с водой», а я вспоминаю, как мой Павел разлил на кухне под столом ведро с зелёной эмалью и разрисовал ей Зину в стиле «индейцы в городе», и поступок Лопаревича становится чем-то наивно-безобидным. И дома, в свою очередь, на возглас матушки: «Что мне делать с этим Ваней», я всегда могу вспомнить какой-нибудь пример из жизни школы, чтобы ответить: «Плохих ты, матушка, ещё не видела». То, что дома их много и в школе и они такие разные, мне кажется, помогает мне лучше понимать и школьников, и их родителей, и своих домашних.

- И в заключение беседы, что бы Вы могли посоветовать современным родителям?

- Самый надёжный банк - это наши дети, и нужно, не задумываясь, вкладывать в них всё: силы, здоровье, материальные средства. И затраты окупятся сторицей.

- Хочется, о.Михаил, поблагодарить Вас за интересные и содержательные ответы и пожелать благополучия Вашей семье и добрых плодов от Ваших трудов.

И.В. Ильина

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.