ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Города России: Муром

Во Владимирской области, прозванной колыбелью русской нации, на «самой русской реке» Оке стоит старинный град Муром. Муром издревле считался восточной границей Руси, до него скакать через тридевять земель... Извилистой змейкой уползает дорога, пугая резкими, опасными поворотами, и, наконец, награждает за терпение - на дороге вдруг вырастает былинный камень: «Муром». На камне надпись, где всем приезжим сообщается: первое упоминание о Муроме в «Повести временных лет» было летом 862 года! Он старше и Суздаля (1024), и Владимира (988).

Название города звучит как долгий колокольный звон - М-муром-м... Это мелодия произошла от финно-угорского племени мурома, населявшего когда-то окрестности. Долгое время Муром был единственным городом-крепостью, восточным форпостом на окраине молодого государства и контролировал соседнюю Волжскую Булгарию. Подобно другим русским «окраинным» городам, он подвергался татарским погромам: трижды был полностью разграблен и сожжен. После этих ударов Мурому долго не удавалось оправиться. В XIV веке Муромское княжество перестало существовать, и в 1392 году оно вошло в состав княжества Московского. Потеряв свое оборонительное значение, Муром становится тихим провинциальным городом.

Исторически в самом городе сложилась кольцевая, солнцеподобная планировка, но при Екатерине II ввели прямоугольную сетку улиц со множеством кварталов. Сейчас весь центр города - старинное постоянство двухэтажных каменных особняков с мезонинами ХIХ века. Улицы Московская, Советская, Ленина сохранили эту застройку и по сей день. Со старых времен сохранились и торговые ряды в самом центре города. Символично то, что в нижней части герба на голубом поле изображены три калача, которыми город раньше отменно славился. В простонародье муромских жителей называли калачниками. Император Павел I, отведав здешних калачей, хлеб похвалил и даже отправил в Петербург.

Из архитектурных особенностей города муромляне выделяют водонапорную башню из красного кирпича, построенную в 1864 году. В то время практически нигде не было собственных водопроводов. Особо ценная постройка в городе - бывший дом купцов Зворыкиных близ торговых рядов к востоку от центральной площади. В. К. Зворыкин, эмигрировав после революции в Америку, прославился как основоположник телевидения! Сейчас тут располагается историко-художественный музей, довольно интересный, где можно увидеть не только бивни мамонта и палки-копалки, но и экспозицию старинного искусства из богатства графского рода Уваровых работы Шишкина, Сурикова, Брюллова, Поленова. Пришедшие сюда смогут полюбоваться внешним обликом главного Муромского богатыря Ильи, который ученые воссоздали по его останкам.

Илья Муромец - самый любимый из всех богатырей, победивший Соловья-разбойника и Калина-царя. Это был вовсе не сказочный великан, а очень крупный и сильный человек. В советское время замалчивалось, что он - реальная личность. Экспертиза останков Муромца установила, что покойный умер в возрасте сорока-пятидесяти лет от раны в области сердца, в ХI или ХII веке. Вообще весь город насквозь пропитан былинным духом и памятью о знаменитом богатыре. Илья Муромец единственный из эпических героев, причисленный к лику святых. Недавно около музея появился новый экспонат - Дуб Ильи Муромца. Этот пень 300-летнего дуба с диаметром около 1,5 метров подняли со дна Оки. По легенде, богатырь Илья Муромец после своего исцеления повыдирал вековые дубы да покидал их в Оку, тем самым изменив русло реки.

Древние храмы Мурома построены на высоких берегах и обращены фасадами к реке. Самая старая сохранившаяся постройка в Муроме - церковь Козьмы и Дамиана. Предание гласит, что рядом с ней был разбит походный шатер Ивана Грозного во время Казанского похода. Церковь сохранилась не полностью: высокий изящный ребристый шатер обрушился от ветхости в 1868 году. Еще одна церковь - Николо-Набережная, одна из красивейших в городе, стоит прямо у речной воды, на взгорье. Здесь находятся мощи святой Иулиании Лазаревской, чьи добрые дела помогли многим муромцам выжить во времена эпидемий и голода.

Особого разговора стоят монастырские ансамбли Мурома. Стройная колокольня возвышается на берегу Оки к югу от центра города - это примета древнейшего Спасского мужского монастыря. По преданию, он существует с 1096 года! Сейчас монастырь в плачевном состоянии. Два других монастыря расположены почти в центре Мурома. Стоит свернуть из центра на боковую улочку, и открывается неповторимый вид - парящие на ветру белые паруса соборов. Троицкий женский монастырь и Благовещенский мужской разделяются лишь узенькой улочкой.

В главном соборе Троицкого женского монастыря покоятся мощи свв. Петра и Февронии Муромских, покровителей семейного счастья. В монастыре ведется запись чудес, которые совершаются по молитвам святым Петру и Февронии. После молитв благоверным у многих бездетных родителей рождаются малыши. По преданию, Иван Грозный молился в храме не только о военном успехе, он проникновенно просил у гробницы чудотворцев о сыне. От царицы Анастасии рождались только дочери, да и те умирали в младенчестве. Когда после Казанской победы Иван возвращался домой, его встретил гонец, сообщивший о рождении долгожданного сына.

Изумительный орнамент стен, причудливые узорчатые окна и монументальные стены с башнями. Благовещенский храм, кажется, единственный из муромских храмов сохранил внутри хотя бы частично стенную роспись, поскольку не прекращал действовать. Монастырь был основан Иваном Грозным после победы над Казанью и пользовался государевым расположением. Иван молил о даро- вании победы, обещая открыть монастырь, если Казань будет взята. В Благовещенском храме покоятся мощи благоверных муромских князей Константина (он крестил Муром) и его сыновей - Михаила и Федора.

Муром помнит не только древнюю историю. Сохранились тут памятники истории совсем недавней. При въезде в город на постаменте установлен бронепоезд «Илья Муромец», построенный в 1942 году и дошедший до Франкфурта-на-Одере без единой пробоины! А на привокзальной площади установлена стела с бюстом летчика- истребителя Николая Гастелло, где герой изображен в последнем таранящем пикировании на врага. Жители Мурома очень любят Окский сад, расположенный высоко над рекой. От разбитого в 1852 году сада остались только вековые вязы. Зимой, в темное время суток это место кажется странным, призрачно-несуществующим. Парк подступает к берегу, к смотровой площадке, откуда открывается чудесный вид на правый берег Оки. Здесь стоит визитная карточка города - памятник Илье Муромцу.

В паре километров от центра вверх по течению Оки находится вошедшее в черту Мурома легендарное село Карачарово -родина богатыря... Незабываемы спуски к Оке. По обеим сторонам ухабистых, петляющих улочек разбросаны осевшие деревянные домики с резными ставнями: скрипящие косые калитки, шаткие ступени, присыпанные снегом, сочный дым из печной трубы и свежевыстиранные занавески с мелкими узорами. Деревенская сказка, родная и позабытая когда-то, но оставившая в душе теплые, нежные воспоминания.

Когда к жене муромского князя Павла стал летать змей, она все рассказала мужу. Его брат Петр убил змея. Кровь змея обрызгала Петра, и его тело покрылось язвами и струпьями. Ни один врач не мог исцелить княжеского брата, пока один из его слуг не нашел в селе Ласково (Рязанская область) дочь древолаза Февронию. Фев-рония согласилась исцелить Петра при условии, что он возьмет ее замуж. Февро-ния, говорящая загадками, знает и видит больше, чем князь Петр и его слуги. Она вещая дева, которой, возможно, было открыто, что ей суждено стать женой Петра, потому что только она может его исцелить.

Феврония - образец кротости, смирения, скромности. Она мудра, но не кичится своей мудростью. Петр же совсем другой. Приняв от Февронии закваску, которой следует намазать язвы и струпья, он решает испытать девушку в мудрости. Он посылает ей маленький пучок льна с тем, чтобы, пока он будет мыться в бане и намазывать струпья, она соткала ему из него рубашку, штаны и пояс (или полотенце). Феврония в ответ посылает княжескому брату свое задание - из небольшого поленца сделать для нее ткацкий станок и прочие инструменты. Петр как будто забыл о своем задании. «Это невозможно!» - отвечает князь. «Конечно, - говорит Феврония. - И из маленького кусочка льна соткать одежду взрослому мужчине тоже невозможно».

Феврония идет по прямой дороге: суждено выйти за Петра - хорошо, взять на себя заботу о его исцелении - хорошо, наставлять его на путь истинный - хорошо. Это пример послушания. Петр же хочет, чтобы все было, как ему угодно. Может крестьянка исцелить его - а мы еще посмотрим, достойна ли она стать женой князя. Исцелившись, Петр не женился на Февронии. Он решил от нее откупиться подарками. Подарков девушка не взяла: она знала, что должна стать женой. Когда она лечила Петра в первый раз, то один струп наказала не мазать лекарством. Думается, что, если Феврония была мудра, она предполагала (или наверняка знала), что сразу Петр на ней не женится. Но если этот брак предопределен, надо было каким-либо образом заставить Петра снова обратиться к ней за лечением. Так и произошло. На этот раз свадьба состоялась.

Когда старший брат Павел умер, Петр стал муромским князем. По наущению жен бояре стали наговаривать князю на Февронию: дескать, не соблюдает она этикет, крошки со стола собирает, будто голодная. Князь Петр решает убедиться в невиновности жены. Он специально обедает с ней и, когда та собрала в пригоршни крошки, разжимает ей руки. Чудо: крошки превратились в фимиам. Это чудо еще раз доказало ему, что Феврония достойна быть его женой. С тех пор, говорится в повести, князь не сомневался в Февронии.

Теперь бояре приходят к Февронии. «Отдай нам то, что мы у тебя просим!» - «Берите. Но и мне дайте то же». Феврония говорит мудрее бояр. Они просят у нее князя Петра, она же у них - своего мужа. Бояре приходят к Петру, перед князем стоит выбор: или жена, или княжество. Для христианина ответ однозначный: живой человек (тем более супруга) дороже богатства и власти.

Петр и Феврония уходят из Мурома. Они плывут по озеру. И в лодке один человек, вместе с которым едет и его жена, засматривается на Февронию, имея нечистые помыслы. Феврония угадала это и преподнесла мужчине урок. «Зачерпни воды с одного борта лодки и с другого и отпей. Одинакова ли вода?» - «Одинакова, госпожа моя». - «Вот и женское естество одинаково». Не думай, мол, помышлять об измене. В нескольких словах, снова просто и разумно, Феврония объяснила нелепость и ненужность измены.

На берегу, вдалеке от города, князь Петр сокрушается и размышляет: а верно ли, что он оставил город ради Февронии? Феврония и сама угадала это. Она сотворила чудо - благословила срубленные для костра ветви, и наутро они выросли большими деревьями. Она не прельщала Петра своими чудесами - она просто давала ему понять, что с ними Бог, ведь это Он через нее творил чудеса. Наутро же бояре пришли с повинной: в городе разразилась настоящая война за право быть князем, поэтому они просят Петра и Февронию вернуться в Муром и править ими. Так супруги и сделали.

Они правили разумно, были своим подданным как отец и мать и вели праведную жизнь. Незадолго до смерти они приняли монашество. Петр - под именем Давид («возлюбленный», вероятно, и Богом, и женой), Феврония - под именем Евфро-синья («радость»). Они решили умереть в один день, и ради этого Феврония-Евфросинья даже оставила недоделанным покров - воздух, который она вышивала для храма. Супруги заповедали похоронить их в одном гробу, но люди похоронили их в разных.. Но трижды тела супругов оказывались в совместном гробу, так что их в конце концов похоронили вместе.

По материалам сайта www.taday.ru

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.