| ||
На начало | |||||||||||||||||
Наши баннеры |
Учитель должен сам гореть, чтобы суметь зажечь другихОб учительском труде, о его радостях и огорчениях беседа с Татьяной Георгиевной Солдатовой, учителем химии и биологии с почти 40-летним стажем, а в настоящее время – завучем по воспитательной работе в Тюменской православной гимназии. - Татьяна Георгиевна, расскажите, пожалуйста, о себе, как был совершен Ваш профессиональный выбор? Кто оказал влияние на него? - Учителем я стала под влиянием своих родителей. Они оба были учителями. Мой отец, Канаков Георгий Васильевич, был учителем математики. Он являлся для меня образцом своей науки: всегда точный, аккуратный, внимательный, немногословный и сдержанный в эмоциях. А мама, Канакова Вера Герасимовна, была учителем русского языка и литературы. Она являла собой образец своего предмета, воспитанная на произведениях XIX века. Я стала учителем химии и биологии и в своем выборе я невольно объединила моих родителей, ведь химия – более точная наука, а биология – более гуманитарная. На мой выбор также оказала влияние моя учительница химии Нодель Фаина Александровна. Она была заслуженным учителем, и совсем не случайно, она была влюблена в свой предмет. Биология меня увлекла позднее. Это произошло уже в институте под влиянием замечательных преподавателей биологии. - Какое значение имеют преподаваемые Вами предметы для образования и воспитания личности? - Биология и химия являются одними из главнейших в образовательном процессе. Ведь что может быть важнее жизни, а биология – наука о жизни. Эти предметы влияют на формирование мировоззрения учеников; они помогают понять, как устроен окружающий нас мир, какие действуют в нем законы и какое место занимает в нем человек, каково его назначение. Кроме того, дети на этих уроках получают и практические знания, необходимые в жизни: как сохранить и улучшить свое здоровье, окружающий нас мир. - Татьяна Георгиевна, у Вас почти 40-летний педагогический стаж работы; Вы работали в школе советского и так называемого постсоветского времени. Какие Вы видите положительные и отрицательные стороны школы того времени и современной? - В советской школе было много положительного. Была единая система образования: единая, утвержденная программа, учебники, форма для всех учеников. Образование было бесплатным и доступным для всех. Не все плохо и в наше время. Положительный момент – отсутствие политизации в образовании. Учитель тоже более свободен в своем выборе. Есть стремление современной школы сохранить то хорошее старое, что было накоплено в советской школе. Хотя этот вопрос решается очень трудно. Особенно отрицательное влияние оказывает на учебный процесс экзаменационная форма – ЕГЭ. Дети не учатся мыслить логически, не развивается речь, а значит, и мышление, отсутствие непосредственного контакта учителя и ученика сказывается отрицательно на уровне образования. - В чем, на Ваш взгляд, заключается задача учителя в современной школе в условиях увеличения объема знаний, усложнения программ? - Да, программы по всем предметам очень сложные, это уже всем известно. В этих условиях задача учителя заключается в том, чтобы из всего материала выбрать то самое главное, без чего невозможно освоить данный предмет. Учитель должен, конечно же, хорошо знать свой предмет, уметь передать свои знания и еще, что очень важно, суметь увлечь, зажечь других людей. - Как учить детей сегодня, когда часто отсутствует мотивация к учебе? - Существуют разные методы, и они меняются в зависимости от ситуации. Главное – стимулировать интерес ребенка, вовремя поддержать, похвалить. Например, ставлю ученику тройку, и объясняю, что он может больше. А другому за такой же ответ ставлю пятерку, потому он сделал мысленное усилие. Это и есть индивидуаль- ный подход. - Татьяна Георгиевна, в чем для Вас заключаются сложности и радости труда учителя? - Сложность заключается в том, что учитель — это не профессия, а образ жизни. Ученики и их родители приходят домой за помощью, советом и просто в гости. Это может быть время отпуска, выходного дня. И получается, что не можешь уделить своей семье достаточного времени. А радости – это, прежде всего, любовь учеников, их интерес к предмету, чувство нужности другим людям. А быть нужной – это стимул к работе и жизни. Радуют, конечно, успехи учеников. Был такой случай. Один ученик хотел уйти из школы из-за неуспеваемости. Мы с ним вместе готовились к ЕГЭ, он сдал его на отлично и решил остаться. Ученик одержал победу и учитель тоже вместе с ним. - Какие ученики были для Вас самыми запоминающимися? - Запоминаются, прежде всего, те ученики, которые принимают активное участие в образовательном процессе, которые были не безразличны ко мне и к моему предмету. - Татьяна Георгиевна, работать в православном учебном заведении легче или сложнее? - И легче и сложнее. Объем работы, в общем-то, тот же, но гораздо больше ответственности, поэтому сложнее. В обычной школе только уроки и различные мероприятия, а здесь еще богослужения. На богослужении отвечаешь за учеников и за себя тоже, но за других отвечать сложнее. Мы вместе стоим перед Богом. И вся наша работа по воспитанию выявляется в поведении учеников. А дети приходят из разных семей, с разным воспитанием, укладом, проблемами. И все это проявляется на богослужении, все внутреннее состояние детей, все то, что у них в семьях. И здесь нужно найти подход к каждому ребенку: на кого-то строго посмотреть, кого-то посадить, если устал, кого-то приласкать. - В чем Вы видите особенности православного образования? - Дети, получающие православное образование, кроме общепринятых дисциплин изучают и Закон Божий - это тот стержень, который может помочь им выдержать все жизненные испытания в дальнейшей взрослой жизни. - Есть ли какие-то особенности в деятельности завуча по воспитательной работе в Православной гимназии? - Особенностей нет. Работа завуча по воспитательной работе связана не только с образовательным процессом, но и с внеурочной занятостью учащихся. Вовлечение учащихся в работу разного рода кружков не такая простая задача. Надо заинтересовать, убедить детей в необходимости этих занятий, подобрать преподавателей, заинтересованных в результатах своей работы. Необходимо установить контакт между учениками, родителями, учителями-предметниками, классными руководителями, руководителями кружков. - Трудно ли воспитывать современных православных детей? - Большой разницы между детьми из обычной школы и учащимися православной гимназии нет. Воспитывать современных детей сложно, потому что в семьях потерялась привычка жить правильно, многие семьи разрушены. Если семья не полная, то ребенок, как показывает опыт, гораздо труднее поддается воспитанию. Он более зажатый и труднее раскрепощается. Если нет отца, то нет рядом и образца мужчины. А если женщина пытается быть и за маму и за папу, то происходит нарушение законов, не нами установленных. К сожалению, с каждым годом детей нервных, психически неадекватных становится все больше. Церковь борется за сохранение семьи, но успех в этой борьбе еще далек. - Татьяна Георгиевна, как Вы считаете, что является главным в воспитании современных детей? - Прежде всего, нужно воспитывать будущих мальчика – отца, девочку – мать. Конечно, большое значение в этом деле имеет раздельное воспитание, но сегодня у нас часто нет необходимых условий. У мальчиков важно не унижать их достоинства мелочными одергиваниями. Девочек учить скромности. Воспитывать их такими, какими они хотели бы видеть своих детей. - Есть такое выражение «Учитель всегда учится». Чему научились Вы за годы педагогической деятельности? - За годы работы в школе я изменилась сама, намного глубже изучила свой предмет, узнала много нового, чего не знала раньше, обучалась сама со своими учениками. Поняла самое главное: надо самому гореть, чтобы суметь зажечь других. Учителю необходимо постоянно учиться, чтобы оставаться учителем. Подготовила Ильина И.В | ||||||||||||||||