ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Древние символы христианства,
Христа и Воскресения


анние христианские символические изображения относятся ко временам древней катакомбной Церкви и первых гонений. Тогда символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви. Мир «иной» приоткрывается в этом мире через символы, поэтому и символическое видение есть свойство человека, который предназначен к бытию в этих двух мирах. Поскольку Божественное в той или иной степени открывалось людям всех дохристианских культур, то неудивительно, что Церковь использует некоторые из «языческих» образов, уходящих своими корнями не собственно в язычество, а в глубины человеческого сознания. При этом Церковь очищает и проясняет эти символы, показывает стоящую за ними истину в свете Откровения.

Активное использование в древней Церкви различных символов, а не иконописных образов Л.А. Успенский связывает с тем, что «для того, чтобы понемногу подготовить людей к воистину непостижимой тайне Боговоплощения, Церковь сначала обращалась к ним на языке, более для них приемлемом, чем прямой образ». Также символические образы, по его мнению, использовались как способ сокрытия от оглашенных до времени их крещения христианских таинств.

КРЕСТ

Крест (Распятие) является главным и обязательным символом христианской религии. Первообразом символа креста выступает Крест Господень, на котором был распят Иисус Христос.

В первые века христианства кресты делались без изображения Христа. Собственно распятия впервые появляются в V—VI веках, и на древнейших из них Христос изображен неумирающим, а торжествующим, в одеждах и увенчанным короной. Терновый венец и раны появляются в позднем Средневековье наряду с другими деталями, имеющими символический смысл.

Крест мог принимать разнообразные формы: быть четырех-, шести-, семи- и восьмиконечным, Т-образным, монограммным, схимническим, гамматическим. В православии наиболее распространена восьмиконечная форма креста с верхней и нижней перекладинами.

ИХТИС

Ихтис (др.-греч. Ìχθνζ— рыба) — древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ìησους Χριστος Θεου Υιος Ξωτηç (Иисус Христос Сын Божий Спаситель),- и выражающий в краткой форме исповедание христианской веры.

В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших рыбаков, а после апостолов, Христос называет «ловцами человеков» (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет «неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода» (Мф 13:47).

Евхаристическое значение рыбы связывается с прообразовательными евангельскими трапезами: насыщением народа в пустыне хлебами и рыбами (Мк 6:34-44; Мк 8:1-9), трапезой Христа и апостолов на Тивериадском озере по Воскресении (Ин 21:9-22). В Писании Христос говорит: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?»(Мф 7:9-10). По мысли толкователей, образ рыбы относится ко Христу как к истинному Хлебу Жизни в противоположность змее, которая символизирует диавола. Символика рыбы оказывается связанной и с таинством Крещения. Как говорит Тертуллиан: «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде».

ДОБРЫЙ ПАСТЫРЬ

Добрый Пастырь (греч. õ ποιμηυ õ καλõς, ho poimen ho kalos, лат. pastor bonus).

Основной источник этого образа - евангельская притча, в которой Сам Христос называет Себя Пастырем Добрым (Ин 10:11-16). Собственно образ Пастыря коренится в Ветхом Завете, где нередко предводители народа израильского (Моисей - Исх. 63:11, Иисус Навин - Числ 27:16-17, царь Давид в псалмах 77, 71, 23) называются пастырями, о Самом же Господе говорится - «Господь, Пастырь мой» (Пс. 23:1-2). К тому же образ пастыря имел и имеет всем понятный смысл, так что и поныне в христианстве принято называть священников пастырями, а мирян - паствой. Христос-Пастырь изображается в виде античного пастуха, одетого в хитон, в пастушеских зашнурованных сандалиях, нередко с посохом и сосудом для молока; в руках он может держать тростниковую флейту. Сосуд для молока символизирует Причастие; жезл - власть; флейта - сладость Его учения («Никто никогда не говорил так, как этот человек» - Ин. 7:46) и упования, надежды.

Агнец на плечах Доброго Пастыря – пропавшая овца - кающийся грешник (Лк. 15:3-7). Тут тайна искупления мира во Христе, отношения Бога, «полагающего жизнь Свою за овец» (Ин. 10:11), к людям. Овца в данном случае есть образ падшей человеческой природы, воспринятой Богом и возведенной Им к Божественному достоинству.

Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются II веком. Добрый Пастырь по сути не являлся иконой Иисуса, а выступал аллегорическим изображением. По этой причине он вместе с ихтисом стал первым изображением Христа в раннехристианском искусстве. Также, по причине схожести с изображениями языческих божеств, он был безопасен в годы гонений, поскольку не содержал очевидной христианской тематики и не мог выдать владельца - тайного христианина.

АГНЕЦ

Образ агнца также является символическим изображением Иисуса Христа и представляет собой ветхозаветный прообраз его Крестной жертвы (жертва Авеля, жертвоприношение Авраама, пасхальный жертвенный агнец у евреев). В Новом Завете Иоанн Креститель называет Иисуса Христа Агнцем: «Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Ин. 1:29). Агнец также является евхаристическим образом (в Православии агнец - часть просфоры, которой причащают верующих), и его изображения встречаются на литургических сосудах. Агнец-Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха, что буквально следует словам Откровения: «Агнец <...> будет пасти их и водить их на живые источники вод» (Откр. 7:17).

Изображение Христа в виде Агнца указывало на тайну Крестной Жертвы, но не обнаруживало ее перед нехристианами; однако во времена широкого распространения христианства оно было запрещено 82-м правилом VI (V-VI) Вселенского собора 692 г., поскольку первенство в почитании должно принадлежать не прообразу, а самому образу Спасителя «по человеческому существу».

ХРИЗМА

Это монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΟΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро), скрещенных между собой. По краям монограммы помещают греческие буквы Α и ω. Такое употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1:8; см. также Откр. 22:13). Возможно, что её происхождение связано со словами Апокалипсиса: «печать Бога живаго» (Откр.7:2) и «новом имени побеждающему» (Откр. 2:17). Греческое название монограммы crisma (собств. «помазание, миропомазание») может переводиться как «печать». Форма монограммы существенно видоизменялась с течением времени. Древние формы: . Наиболее раcпространенный вариант усложняется в раннеконстантиновское время: ; ок. 335 г. он преобразуется в (исчезает буква Х). Такая форма имела большое распространение на востоке, особенно в Египте. Эта монограмма получила большое распространение, возможно, начиная с апостольских времен.

ЯКОРЬ

Символ христианской надежды на будущее Воскресение, как говорит о том апостол Павел в послании к Евреям (Евр. 6:18-20). В раннехристианской гемме (изображение на камне) сливаются изображения креста и якоря. Его сопровождают рыбы - символы Христа, а из основания произрастают пальмовые ветви - символы триумфа. В прямом смысле, как образ спасения, используется якорь в изображении с двумя уловляемыми рыбками-христианами из римских катакомб II века.

ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА

Евангельский образ Христа, единого Источника жизни для человека. Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы, суть символ Причащения - способа жизни во Христе.

СИМВОЛЫ ВОСКРЕСЕНИЯ

Дельфин, изображенный вместе с якорем или лодкой, символизирует душу христианина или Церковь, которую Христос ведет к спасению. Кроме того, в сюжетах о пророке Ионе дельфин часто изображается вместо кита, что привело к использованию дельфина в качестве символа Воскресения, а также, хотя гораздо реже, в качестве символа Христа.

Орел - символ души, которая ищет Бога, в противоположность змее, которая символизирует диавола. Обычно орла считают символом Воскресения. Такое толкование основано на древнем представлении, что якобы орел, в отличие от других птиц, летая вблизи солнца и окунаясь в воду, периодически обновляет свое оперение и возвращает себе молодость. Это толкование далее раскрывается в Псалме 102:5: «... Обновится, подобно орлу, юность твоя».

Пальмовая ветка - символ победы и триумфа над смертью. В некоторых апокрифических Евангелиях говорится, что спасающемуся бегством, находящемуся в бедственном положении Святому семейству дала свои плоды склонившаяся к ним пальма. О блаженных на небе евангелист Иоанн в своем Откровении говорит: «Великое множество людей <...> стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр.7.9). Народ Иерусалима, незадолго до страданий Христа, встречал Его пальмовыми ветками.

Феникс — символ воскресения и бессмертия, смерти и возрождения в огне. Время от времени феникс сжигает себя на погребальном костре, а затем, восстав из собственного пепла молодым и сильным, начинает жизнь заново. Эта сказочная птица умирает в результате принесения себя в жертву. Она остается мертвой три дня и затем восстает из пепла. Феникс стал одним из христианских символов еще в первом веке, поскольку в Первом послании к Коринфянам упоминается легенда об этой птице, рассказанная св. Климентом.

Яйцо — символ надежды и воскресения. Это символическое значение связано с тем, что из яйца вылупляется птенец. Яйцо признак восстающего от спячки к плодородию естества и аналогия указанного выше воскресения из мертвых.

Крест Христов и Его Воскресение, апокалиптические чаяния всеобщего воскресения и настоящая жизнь Церкви в Таинстве Евхаристии - вот суть образов, скрывающихся за символами первых веков христианства, часть которых постепенно, начиная со времени Константина Великого, вытеснялась более прямыми иконографическими образами.

Елена Луковникова (Pravoslavie.ru)

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.