ервый святой, прославленный на Сибирской земле, — Василий Мангазейский принял мученическую кончину 29 марта 1602 года, и с середины XVII столетия благоговейно
почитается за множество чудесных проявлений своей святости в помощи недужным, скорбящим и бедствующим,
прибегавшим к его ходатайству пред Богом.
Блаженный Василий, сын благочестивого купца Феодора,
родился в Ярославле. По торговым делам он оказался в сибирском городе Мангазее, где поступил в приказчики к одному богатому купцу. С самых юных лет честность его была очевидна всем. Кротость и смирение украшали отрока,
а сердце его было исполнено искренней веры в Бога и нелицемерного благочестия. Любовь к молитве заставляла его во время совершения церковной службы оставлять житейские
дела и заботы и молиться в храме.
Едва Василию исполнилось девятнадцать лет, как Всевышний,
видя его добродетели, призвал его к следованию за Собой узким и прискорбным путем.
Как свидетельствует церковное предание, однажды, когда
блаженный Василий молился за пасхальной заутреней, воры разграбили лавку его хозяина. Василия потребовали к ответу. Несмотря на то, что хозяин несколько раз звал его, праведный Василий оставался в храме до конца богослужения.
Купец, заподозрив его в краже, истязал его, пытал в воеводской избе и, наконец, убил, ударив тяжелым
железным ключом в висок. Боясь наказания, тело несчастного
Василия убийцы зарыли без погребения, но через пятьдесят лет над этим местом стали совершаться знамения.
Сохранившиеся списки жития Василия Мангазейского свидетельствуют о многих чудотворениях, бывших по молитвам к этому святому.
Первым гроб святого в 1642 году обрел житель Мангазеи Степан Ширяев, а стрелец Тимофей Сеченов устроил часовню над местом погребения Василия.
В 1659 году по благословению Тобольского митрополита Симеона было произведено освидетельствование мощей святого,
и с тех пор почитание его как истинного угодника Божия распространилось в Сибири. В 1670 году строитель Туруханского
Троицкого монастыря иеромонах Тихон перенес мощи праведного Василия в основанный им монастырь и совершил 10 мая Всенощное бдение, которое ежегодно продолжало совершаться
в обители более ста лет — в честь этого события.
В 1703 году Высокопреосвященнейший Филофей хотел перенести мощи Василия Мангазейского из Туруханска в Тобольск,
но Петр I запретил сделать это. В 1719 году митрополит Филофей, странствовавший по Сибири с миссионерской целью, испытал на себе чудную помощь блаженного Василия. Он освидетельствовал мощи, запечатал их своей архиерейской печатью и велел скрыть в землю, что и было сделано. В 1719 году митрополитом Филофеем был составлен канон, и тогда же появилась «Повесть о блаженном страстотерпце Василии».
К концу первой трети XVIII столетия были составлены три службы и несколько поучений
на дни памяти преподобного Василия. Благоговейная память об этом угоднике Божием среди местных народов
Сибири способствовала обращению из язычества в Православие
тунгусов, эвенков и юраков. На Севере святой Василий почитался как покровитель охотников-промысловиков.
Одна из первых икон святого Василия была написана послушником Тобольского митрополита
Павла живописцем Лукой по случаю чудесного избавления его от смерти.
Известны изображения святого праведного Василия Мангазейского
во Владимирском соборе Киева, в Новгороде и Москве. Мощи святого Василия до начала XX века почивали под спудом в Троицком Туруханском монастыре.
ТРОПАРЬ, ГЛАС 8-Й
Яко пресветлое солнце, возсиял еси чудесы своими в Сибирстей
стране, в Мангазейских пределах, новый мучениче, неповинный
страдальче, святе Василие! За чистоту душевную и телесную
пострадал еси от лютаго врага, распалением и немилосердием
господина своего, и от начальствующаго бо ту градскаго
неправеднаго судии, и муки неповинно претерпел еси, и кровь свою святую пролиял еси, желая вечнаго Царствия Невеснаго.
Сего ради Христос Бог венча тя мученическими венцы на Небеси, и на земли прослави, и Своим Божиим Промыслом повеле земли самой от недр своих гроб, и тело твое, и срачицу,
обагренную кровию твоею, израсти нетленно. И ныне притекающим
к тебе с верою и везде призывающим имя твое полезная
вся и грехов оставление, и телесем здравие подавай, чтущим
верою святую память твою, и моли Христа Бога спастися душам нашим.
КОНДАК, ГЛАС 4-Й
Страдание совершив святе, погребения же честнаго не сподобився,
в тинное место ввержен и попираем был еси от мимоходящих,
но Бог прослави мощи твоя чудесным явлением, Василие,
прославляяйся во святых Своих, даяй страдальцем венец
нетленный.
Печатается в сокращении по книге прот. Анатолия
Дмитрука «Патерик Сибирских святых»
|