сторический факт Воскресения Христова, как и все
Его учение, подвергался критике многих ученых
людей. Первою по времени является та басня,
которую должны были распространять подкупленные
иудейскими первосвященниками стражи, после того как
они в испуге рассказали о бывшем у гроба землетрясении,
отвалении камня и явлении молниеносного Ангела. Басня
эта состояла в том, «что ученики Его, пришедши ночью,
украли Его, когда мы спали» (Матф. 28:13).
Если воины спали, то не могли видеть, а если
видели, значит, не спали. В таком случае они не дали
бы возможности Апостолам совершить «похищение»,
напротив, задержали бы похитителей и представили бы
начальству. На самом деле, если бы ученики украли тело
Спасителя, то надо было тотчас же привлечь их к суду,
уличить их показаниями воинов и тем воспрепятствовать
их проповеди.
Не может быть, чтобы враги Христовы оставили слова воинов без проверки. Они, конечно, не преминули
тщательно, хотя и негласно, убедиться в справедливости слов воинов - первых свидетелей чуда Воскресения.
Безусловно, они лично, хотя и не в полном составе синедриона, ходили ко гробу Христа и видели его пустым.
Кроме того, могли ли Апостолы, люди мирные, робкие, даже дома сидевшие на запоре «страха ради иудейска»
(Иоан. 20:19) и безоружные, решиться на такое дерзкое, смелое и притом же бесцельное предприятие, как
похищение тела из-под носа стражи?
Мысль о похищении прежде всего явилась у самих Апостолов, когда они, позванные Марией Магдалиной, разделяли ее опасения и думали о похищении тела врагами для нового надругательства над Ним. Но, войдя в пещеру гроба,
Апостолы увидели, что гроб хотя и пуст, но не после похищения.
Ибо если бы похитители взяли тело Иисуса Христа, то взяли
бы его с пеленами, или же порвали бы и в беспорядке побросали все, покрывавшее его. Но пелены лежали свернутыми и
сударь, длинный узкий плат, обвивавший голову, не с пеленами лежал, но «особо свитый на другом месте» (Иоан. 20:7).
Другая гипотеза о летаргическом сне и об экскудативном
плеврите (в объяснение воды, вышедшей из бока), которая принадлежит либеральному немецкому теологу
первой половины XIX века Шлейермахеру. Согласно этой гипотезе, Христос на Кресте впал в летаргический сон, а
попав во гроб, где было холодно и сыро, пришел в чувство.
Он поднялся, и хотя еще слабый, пытался выйти из
пещеры. Его крик и стуки испугали стражу, она бежала.
Воспользовавшись бегством стражи, садовник или кто-либо из учеников отвалил камень и дал Ему возможность
выйти из гроба. 40 дней Иисус Христос провел в обществе
учеников, а потом, вернее всего от плеврита, скончался.
Евангелия говорят, что из прободенного ребра Господа
вытекла кровь и вода. С медицинской точки зрения явление это указывает на паралич сердца, т.е. на бесспорную
смерть. Но если бы даже в Иисусе Христе и осталась жизнь,
то при недостатке дыхания от плотно завязанной, пропитанной ароматами плащаницы, прекращающей доступ воздуха,
она должна была прекратиться. Слабый и измученный, едва
ли был бы в состоянии поколебать камень и произвести крик
и стуки, чтобы напугать стражу. Евангелия довольно подробно говорят о беседах Иисуса Христа, о радости, которою
Он наполнил сердца учеников Своих еще более, чем при
жизни, о хождении с учениками дальнею дорогою и т.д. Похоже ли все это сколько-нибудь на очнувшегося от обморока
или смертельно больного?
Кроме того, рассматриваемая теория несостоятельна и
нравственно, потому что она предполагает со стороны Самого Христа ложь и обман, что противоречит нравственному облику Иисуса Христа, запечатленному в Евангелии.
Другая теория - «визионерная» (от визио - видение), в
основу которой кладется такое явление, как массовые галлюцинации, иногда действительно имеющие место. Но и эти
объяснения не дают ответа на вопрос, откуда произошла
вера учеников в Воскресение — вера, вдохновившая и на
апостольскую проповедь, и на мученичество. Без признания факта Воскресения невозможно дать логическое объяснение всем последующим событиям церковной истории.
Для того, чтобы обмануться, увидеть то, чего нет, нужно именно ждать Воскресшего, верить, что Воскресение Его
близко и будет. У кого из Апостолов была эта вера? Когда Мария Магдалина и другие женщины идут ко гробу, то они думают: «кто отвалит нам камень?» (Марк. 16:3). Когда Мария
Магдалина увидела, что гроб пуст, у нее не явилось и мысли
о Воскресении. Даже когда она видит Господа, она не узнает
Его. Почему? Она уверена, что мертвые не воскресают. Точно так же и Апостолы. Когда им приносят известие: Он жив,
Он воскрес, - «показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лук. 24:11). Фома не только не верует, когда видит,
но ему еще надо осязать, «пощупать руками» (Иоан. 20, 27).
Как утверждают специалисты, галлюцинации бывают
чаще зрительных или слуховых ощущений, реже - соединение тех и других, и совсем редки галлюцинации в области поверочного чувства, осязания. Чтобы все эти три чувства разом
галлюционировали, и по меньшей мере у десяти, одиннадцати
человек, и даже у 500, и чтобы печеная рыба и мед поглощались кем-то и исчезали, как передает Евангелие (Лук. 24:42)
- таких галлюцинаций история еще не знала и не знает...
Почему Иисус Христос по Воскресении не явился
между иудеями всенародно? Св. Иоанн Златоуст объясняет
это тем, что появление Воскресшего Господа было бы
бесполезно для иудеев и что если бы сим способом можно
было бы обратить их, то без сомнения Господь не отказал
бы в нем иудеям. Но последствия воскрешения Им Лазаря
говорят совсем противное: иудеи стали искать случая
убить не только Иисуса Христа, но и Лазаря. Если бы
Христос по Воскресении явился иудеям, они тем или иным
способом решились бы на новое Богоубийство...
Самое сильное доказательство факта Воскресения Христова есть тот грандиозный переворот, который он произвел
в Апостолах, а через них и во всей Вселенной. На нем держится вся культура последних двух тысяч лет. Невозможно
допустить, чтобы одно воображение могло принести с собой
столь великое и доброе.
Телесное Воскресение из мертвых Спасителя есть исторически реальный факт. Каковы доказательства реальности Воскресения? Прежде всего — пустота гроба. Сама
по себе пустота гроба не была бы серьезным аргументом в
пользу Воскресения, если бы во гробе не остались погребальные одежды, поскольку снять эти одежды с тела умершего было практически невозможно. Именно это обстоятельство и заставило Иоанна Богослова уверовать
в действительность Воскресения (Ин. 20:6-8).
Кроме пустоты гроба и наличия погребальных одежд,
действительность Воскресения подтверждается многочисленными явлениями Воскресшего ученикам:
• Утром в Воскресенье Марии Магдалине (Мр. 16:9).
• Тогда же женщинам, идущим от гроба (Мф. 28:9).
• Петру вблизи Иерусалима (Лук. 24:34; 1Кор. 15:5).
• 2 ученикам, шедшим в Еммаус (Лук. 24:13).
• Вечером Воскресения Апостолам, кроме Фомы (Ин.20:19).
• Через неделю вечером всем Апостолам (Ин. 20:26).
• Через несколько дней при море Тивериадском 7-ми ученикам (Ин. 21:1-3).
• Немного спустя - на горе близ Галилеи 11 Апостолам (Мф. 28:11).
• 500-ам верующим (1Кор. 15:6).
• Брату Своему «по плоти» - Иакову и всем Апостолам (1Кор. 15:7).
• Во время Вознесения на горе Елеонской всем Апостолам (Лук. 24:50).
• Апостолу Павлу (1Кор. 9:1; 15:8).
• Первомученику архидиакону Стефану (Деян. 7:55).
• До Вознесения в течение 40 дней, с разъяснением Царства Божия (Деян. 1:3).
Кроме того, Христос предсказывал о Воскресении Своем
(Мф. 16:21; 20:19; Мк. 9:9) и Воскресший Сам свидетельствует об этом событии (Лук. 24:46), показывая руки и ноги, с ранами от пригвождения ко кресту (Лук. 24:40).
После Воскресения Он ест и пьет с учениками (Лук. 24,
42), дает наставления (Мф. 28:18; Мк. 16:15; Лук. 24:17; Ин.
21:15; 20:21; Деян. 1:7), путешествует с Апостолами (Лук.
21:15).
О воскресении Христа говорят Ангелы (Мф. 28:6; Мк.16:6; Лук. 24:6).
И это событие подтверждают римские воины, караулившие
гроб (Мф. 28:11).
Апостолы называют себя свидетелями Воскресения Христа (Деян. 2:32; 10:39) и этот действительный исторический
факт они полагают в основу всей своей проповеди (Деян.
2:22; 3:26; 4:10; 10:39). И в то же время особенно показательно, что Апостолы не излагают самый момент Воскресе-
ния Христа. Потому что сами говорят: «Что мы слышали, что
видели своими очами,... и что осязали руки наши... мы возвещаем вам...» (1посл. Иоан, 1:1-3). Апостолы не могли видеть,
они скрывались и запирались в домах своих. Вот почему ни
в одном из четырех Евангелий нет описания самого момента
Воскресения, хотя при этом подробно изложены все события,
предшествовавшие Воскресению и подробно изложены события после Воскресения.
Сами Апостолы говорят: «Если Христос не воскрес, то
и проповедь наша
тщетна (напрасна), тщетна и вера
Ваша»; «Но Христос воскрес из
мертвых, первенец из умерших»
(то есть Он есть начало нашего будущего воскресения)
(1Кор. 15:14, 20).
Составлено по книге
«Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского
|