вященномученик Гермоген, епископ Тобольский (в
миру Георгий Ефремович Долганов), родился 25 апреля
1858 года в семье единоверческого священника Херсонской епархии.
Первоначальное образование Георгий получил в духовной
школе родной епархии. Затем выдержал экзамен на аттестат
зрелости при классической гимназии города Ананьева Херсонской губернии и поступил в Новороссийский
университет Одессы, где окончил полный курс юридического факультета. Здесь же он прошел курс математического
факультета и слушал лекции на историко-филологическом факультете.
Глубоко религиозный с детских лет, Георгий рано почувствовал
влечение к подвижнической жизни. Но решительный шаг ему помог сделать архиепископ Херсонский
Никанор (Бровкович). Способствовало окончательному выбору и
занятие науками, ибо того, кто добросовестно и смиренно
ищет истину, науки приведут к Богу.
Окончив университет в Одессе, он поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию и
здесь принял монашество с именем Гермоген. Со времени рукоположения он своим
истовым богослужением в академическом храме снискал много почитателей.
В 1893 году иеромонах Гермоген окончил академию и был назначен инспектором,
а затем ректором Тифлисской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Не ограничиваясь
просветительской деятельностью в рамках семинарии, он создавал церковные школы
и содействовал распространению миссионер-
ства среди населения российской окраины.
14 января 1901 года в Санкт-Петербурге
в Казанском соборе состоялась хиротония
архимандрита Гермогена во епископа Вольского, викария
Саратовской епархии. Недолго пробыл он викарным епископом;
в 1903 году его назначили епископом Саратовским и в
том же году вызвали для присутствия в Святейшем Синоде.
Став правящим архиереем, он сразу заявил
свою программу: «Трудиться, трудиться и трудиться на благо
паствы, в союзе мира и любви, в послушании власти,
при полном единении сил и единодушном стремлении соработников
принести пользу тем, для кого назначаются работы».
Особое внимание святитель обратил на развитие миссионерского
дела. Строились новые церкви, скиты, молитвенные дома и часовни.
В монастырях вводились уставные церковные службы и пение,
выписывалась братия с Афона и из
других обителей, отличавшихся строгостью жизни и соблюдением
устава. К миссионерской деятельности епископ привлек много
верующих людей, многих с высшим образованием. Началось издание брошюр и листков по вопросам веры
для широкого распространения в народе, которые бесплатно
раздавались по церквам и в школах. Были организованы
религиозные чтения и внебогослужебные беседы, программу
для которых составлял сам епископ, и он же руководил ими.
Часто обuезжая приходы епархии, святитель служил с
таким благоговением и молитвенным настроем, что крестьяне
одного из сел говорили своему священнику: «Деды и прадеды
не видали такого. Нам не забыть этого светлого торжества, но
из рода в род, от отцов к детям, от детей ко внукам перейдут
наши рассказы о приезде владыки Гермогена к нам в село».
Во всех городских храмах во время революционных
беспорядков, по благословению владыки, совершались
ежедневные вечерние богослужения, говорились пропове-
ди, разuяснявшие существо событий и раздавались книги,
так что народ довольно скоро разобрался в происходящем
и волнения прекратились.
6 февраля 1905 года святитель отслужил панихиду по
убиенному великому князю Сергею Александровичу, сказав, что
в кровавой смерти его повинны не только террористы, но и
русское общество, многие члены которого мало веруют, не
исполняют и даже отвергают уставы и устои государственные.
С большой любовью и уважением относился к епископу
Гермогену святой праведный Иоанн Кронштадтский, который говорил,
что за судьбу Православия он спокоен и может умереть, зная, что епископы Гермоген и Серафим
(Чичагов) продолжат его дело, будут бороться за Православие.
Отец Иоанн, предрекая мученическую кончину святителя, писал ему в 1906
году: «Вы в подвиге; Господь отверзает
небо, как архидиакону Стефану, и благословляет Вас».
На очередной сессии Святейшего Синода в конце 1911 года епископ разошелся
во мнениях с обер-прокурором Синода В. К. Саблером по поводу попытки
введения в Православной Церкви корпорации диаконис и чина заупокойного
моления об инославных. Обер-прокурор Синода подал Царю доклад с просьбой
уволить епископа Гермогена от присутствия в Святейшем Синоде, повелев ему
отправляться в епархию.
Сам епископ по поводу своего увольнения писал: «Своими
выступлениями в Синоде я начал борьбу не с иерархами…а с
тем чиновничьим отношением к делам Церкви, какое наблюда-
ется в Синоде за последнее время...».
Узнав, что архиерей не уехал, Саблер просил Императора
уволить преосвященного Гермогена от управления Саратовской
епархией и сослать в Жировицкий монастырь. Император согласился, и в тот же день, 17 января, подписал
указ об увольнении его от епархии с местопребыванием в
Жировицком монастыре.
Несколько лет спустя, находясь в Тобольске под стражей,
Государь Николай Александрович просил настоятеля Кафедрального собора Владимира Хлынова передать
епископу Гермогену земной поклон и просьбу простить его, Государя,
за отстранение от кафедры. В ответ владыка передал ему
земной поклон и, в свою очередь, просил прощения.
Скорбно было святителю, когда он прибыл в Жировицы, но скорбь эта была не за себя и не за свою участь, а за
будущее Православной Церкви, России и царской семьи.
Бывало, закрыв лицо руками, он долго и безутешно плакал и тогда говорил:
«Идет, идет девятый вал; сокрушит, сметет всю гниль,
всю ветошь; совершится страшное, леденящее кровь — по-
губят Царя, погубят Царя, непременно погубят».
(Продолжение следует)
|