Именно литературное творчество
становится ключевым источником дохода в период обучения на медицинском факультете
Московского университета (1879-1884гг), где его преподавателями были очень
известные профессора, в том числе и Склифосовский.
В 1884 году Чехов оканчивает университет и начинает
работать уездным врачом. Он продолжает свою литературную деятельность и пишет многочисленные короткие рассказики: сценки, этюды, наброски. В начале 1890 годов
Антон Павлович Чехов считается практически самым читаемым писателем России. Он печатается во многих журналах и газетах, выпускаются его отдельные сборники и
переиздания прошлых публикаций. За Чеховым закрепляется репутация бытового писателя, мастера психоанализа
и человека, которому близки существующие социальные
проблемы. В 90-х годах XIX столетия А. П. Чехов предпринял попытку переписать население Сахалина. Он лично обходил дома и заполнил тысячи переписных
карточек. Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизней,
причины ссылки и набирал богатый материал для своих
заметок. История этой переписи запечатлена в его книге «Остров Сахалин». Путевые заметки из этой серии наглядно отображают жизнь обитателей острова
и труд переписчика, которым стал на время А. П. Чехов.
Чехов однажды записал в записной книжке, а позже
эту мысль повторил в дневнике: «Между «есть Бог» и
«нет Бога» лежит громадное поле, которое проходит с
большим трудом истинный мудрец. Русский же человек
знает какую-нибудь одну из двух этих крайностей, середина же между ними ему неинтересна, и он обыкновенно
не знает ничего или очень мало». Чехов себя относил
к принадлежащим этому промежуточному состоянию, но,
принимая его за поле, предпочитал на нем и оставаться, а
не двигаться вверх. Он не мог отречься от Бога до конца:
как он писал, в нем «что-то оставалось». Да и не хотел по
многим причинам, а веры истинной и глубокой не имел.
Но произведения Чехова и его письма изобилуют
встречами с церковнослужителями, упоминаниями о церковных обрядах, проявлениями веры и неверия персонажей, библейской и евангельской терминологией.
А в жизни писатель то проникался обаянием некоторых священнослужителей и верующих людей, то порицал их и отдалялся от того, что связано с верой и Церковью.
Замечая упадок духовности и веры и в среде среднего
сословия и интеллигенции, и в среде простого народа, он
в то же время не проходил мимо искренних проявлений
народной веры. Вспомним хотя бы рассказ «Мужики».
Чехов часто жертвовал на храмы, духовные училища,
церковные школы; рассказывал, что прежде у него было
довольно много знакомых среди духовенства. Чехов
определенно считал полезной Церковь для повышения
нравственности народа. «Чехов был религиозной натурой
в том смысле, что понимал необходимость высшей идеи
для человека, необходимость и красоту правды. Понимал
чутко, глубоко, жизненно; чувствовал мистическое,
надмирное ее происхождение», – писал Uукин.
В своем рассказе “Архиерей” Чехов пытается заглянуть в
душу архиерея, в его мысли и чувства, но они оказываются
взятыми у рядовых персонажей, только втиснутыми в строй
жизни архиерея и окрашенными переживаниями грядущей
смерти. Вероятно, Чехов просто не мог передать то, что испытывает глубоко верующий человек. Его пониманию
человеческих характеров были чужды та светлость, одухотворенность, жертвенность, свойственная по-настоящему
религиозным людям. Именно этим писатель был обеднен, именно это он потерял или не мог вместить еще в детстве, когда в
церкви на клиросе отбывал, как на каторге.
Чехов описывал людей, которых знал и понимал, он их
весьма обаятельно описывал. И, конечно, несколько оправдывал, за что читатели, видевшие в них себя, были ему
благодарны и любили его. Героями Чехова были те, которые позже метко были названы «отошедшими» – отошедшими от
Церкви, от Бога, от веры. Совесть их иногда просыпалась,
и они обличали себя, свои поступки, осознавали бессмысленность своей жизни, но не настолько, чтобы изменить ее.
Словно они были довольны своим пребыванием между «верой» и «безверием», сохраняя церковные обряды и соблюдая
церковные праздники, а по сути не веря в Бога. Элегантное
болото, которое один чеховский почитатель назвал «тихой,
красивой тоской», ласково прельщало и убеждало, что вы не
одиноки, вас таких много, не смущайтесь ваших пороков: это
лишь незначительные несовершенства – мы все такие.
Чехов ушел из жизни в Германии 15 июля 1904 года.
Вот как описывает последние минуты жизни писателя его
жена: «Антон Павлович сел и как-то значительно, громко
сказал: «Я умираю». Потом взял бокал, улыбнулся своей
удивительной улыбкой, покойно выпил всё до дна, лег на
левый бок и вскоре умолкнул навсегда». Похоронили Чехова в Москве на Новодевичьем кладбище.
Татьяна Пономарева (материал с сайта Православие.ру)
|