ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Поплывут медовы звоны в небеси,
Расплескаются в вечернюю зарю -
Я с сумою собирал их по Руси…

Геннадий Ерохин


ашина нервно сорвалась на зеленый, серая стена девятиэтажки сдвинулась тяжелой створкой, и за ней мелькнула белой известкой и тут же скрылась невысокая свечка колокольни.

Так я впервые увидела Всехсвятскую церковь. В самом центре Тюмени, спрятанная между однообразной застройкой 70-х и остатками частного сектора, она – не побоюсь избитого сравнения – словно островок в бушующем океане.

На следующий день я бродила в окрестностях улицы Орджоникидзе в поисках колоколенки …. Нежный, мелодичный перезвон, так хорошо знакомый окрестным жителям, тем майским вечером стал моим проводником – я плохо знала город и шла просто наугад.

Для меня колокольный звон – особая тема. . мало встречала русских людей, равнодушных к колоколам, хотя «отцом» колокола считается итальянец, святой Павлин Милостивый. Это при его молитве: «Воззови, Господи, к этой бедной земле гласом свыше… Соедини сердца наши при нашей разрозненности…», полевой цветок-колокольчик зазвенел и стал прообразом церковного колокола - символа единения православных христиан.

Колокольный звон сопровождал всю жизнь русского человека, всю нашу историю с самого Крещения Руси. Наши колокола, особенно старые, считаются самыми звучными в мире. Однако в книге почти столетней давности я встретила выражение, где колокол называли «инструментом, малоподатливым в музыкальном отношении». Но вряд ли такая мысль приходит в голову тем, кто только слушает колокольные звоны. Легко, свободно, красиво, звучно… Для православного человека колокольный звон - своеобразный символ церковной духовности, ее слышимое выражение. В этом смысле у звонаря особая роль и высокое предназначение.

Сто лет назад классик литературы мог воскликнуть: «Талантливых звонарей у нас – сотни!» Сейчас говорят, что «хватать» звонарей в России будет только через сто лет. При благоприятном стечении обстоятельств. Тюмени в этом смысле повезло: звонари есть, а среди них - и известные своим талантом.

Про звонаря Всехсвятской церкви Евгения Волкова я слышала от знакомых москвичей еще раньше, слышала, что «колокола у него поют особенно». То ли мир так тесен, то ли Тюмень, в которую судьба закинула, «маленький» город, только с Евгением мы познакомились. Он оказался молодым человеком, веселым, смешливым, с темным блеском умных глаз. Врач. Детский доктор и звонарь.

Сейчас Евгений с улыбкой вспоминает, как в 1996 году студентом-первокурсником попал на колокольню Знаменского собора. (К слову, за плечами студента была с отличием законченная музыкальная школа при Тюменском училище искусств):

- Звонари-самоучки передавали буквально «из рук в руки» то, что уже постигли сами. И на колокольне была очень оригинальная подвеска: — сначала надо было привязываться к благовестникам, а потом уже звонить… всем телом.

Про подвеску я как-то пропускаю мимо ушей. Звонари-самоучки? Но собеседник спокойно относится к моему недоумению:

- Если честно, то многое из того, что составляло красоту колокольного звона, утрачено или почти утрачено.

Во-первых, до наших дней не дожил почти никто из тех, кто мог бы передать нам опыт прошлых поколений звонарей. Во-вторых, раньше было не принято записывать звоны с помощью нот, и сохранилось крайне мало звукозаписей колокольных звонов. И даже те записи, которые есть, это лишь начало звона, а то, как его развивали звонари, мы уже не знаем.

• Но сейчас очень многие говорят о возрождении колокольных звонов в России…

- Говорить уместнее о создании их заново на основе сохранившейся традиции звонов в Москве и Петербурге, в Пскове и частично в Новгороде. Тюмень в этом смысле долгое время была в изоляции. И не только Тюмень. Многие звонари учились и учатся звонить самостоятельно, опираясь на свой индивидуальный музыкальный опыт.

Сейчас в Церкви появляется все больше людей, воспринимающих колокольный звон как призвание. Да, колокол способен воспитать звонаря. Но в колокольных звонах важен не столько сам колокол как инструмент или виртуозность техники, сколько понимание сути звона. И в первую очередь церковный звонарь думает: как под этот звон будет идти крестный ход? Как в храм заходить? Тут нужен сугубый подход к делу, чтобы не допустить искажений, которые могут быть привнесены в древнее искуcство современным мировоззрением.

• Вы этому учились у звонарей в Знаменском?

- Не совсем. Я там потом вообще один остался. И когда научил «неправильно» следующее поколение звонарей всему, что сам умел (смеется), то ушел с колокольни. В 2003 году в храме «Всех святых» достраивалась своя колокольня, которую мне и доверили. Вот тогда пришлось впервые руководить развеской колоколов, и я очень четко понял, что ничего не знаю и не умею. Около года занимался самостоятельными экспериментами на колокольне. Через Интернет скачивал разные программы и пособия по колокольному звону. Пытался сам давать советы начинающим звонарям. Так меня и заметили опытные звонари Москвы. К счастью.

У меня появилась возможность «вживую» поучиться у профессионалов. В Москве пришлось работать со сверхтяжелыми колоколами на колокольне Христа Спасителя. Там мне «поставили» руки, обучили правильной технике игры на зазвонах. Я наконец-то стал звонить без противошумных наушников: - при правильном звукоизвлечении колокола не должны «бить по ушам». И вообще в колокола бить и долбить не надо: - они не для этого созданы. Колокола любить надо. Как прикоснешься, так и отзовутся. Дело в том, что колокол - это ритмический инструмент. Рассказывая, Евгений увлекается так, как может увлекаться человек, который живет своим делом.

- Но если звонарь не будет понимать, - продолжает он, - что ему делать со звуком и как надо слушать, то это будет не звонарь. Колокол должен звучать красиво! Красота звучания - это и сила, и длительность, и сочетание тонов, ведь колокол – инструмент многоголосый. У него очень сложная природа звука, сложнее, чем у любого другого музыкального инструмента. В колоколе звучат несколько разных тонов, они переливаются. Колокол должен петь. Ударный инструмент, но звук надо взять так, чтобы колокол пел красиво, полно. И здесь очень много тонкостей.

• Я читала, что один из важных критериев для колоколов - «благозвучие». Как можно объяснить, что это такое?

- А как это можно обuяснить? Единственное - как можно больше слушать, изучать, наблюдать, искать закономерности – и снова слушать. Но важно помнить, что основная цель колокольного звона — помочь человеку в его обращении к Богу. И тут главное не в виртуозности исполнения и даже не в красоте (это не самоцель), а в самом духе. Колокольный звон должен созывать людей в Церковь так, чтобы люди шли к Богу, а не к хорошему звонарю.

День догорает, и желтый листок, неспешно кружась, опускается в цветник Всехсвятской церкви. Солнечный луч скользит по пологому куполу маленького храма. Его архитектура - достоверное и единственное свидетельство тюменского классицизма.

Мы прощаемся, и, уходя, не выдержав, я все же спрашиваю - не тяжело ли совмещать основную деятельность - медицину - и быть при этом звонарем?

- Это для меня жизнь, - звучит ответ.

В. Аверина, г. Тюмень

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.