ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Святитель Иоанн (Максимович),
митрополит Тобольский и всея Сибири

Память празднуется 23 июня и 29 октября



вятитель Иоанн Тобольский родился в городе Нежине Черниговской губернии, в дворянской семье Максимовичей. Шесть сыновей отца служили в звании хорунжих, сотников и войсковых писарей, а старший из них (Иоанн Максимович) пошел другой дорогой. Образование он получил в Киевской академии и по окончании курса остался в ней профессором. Постриг он принял в Киево-Печерской лавре и был назначен проповедником. В 1695 г. архиепископ Черниговский Феодосий (память его 5 февр.), предчувствуя приближающуюся свою кончину, вызвал его в Чернигов и назначил архимандритом Елецкого монастыря, так как он желал видеть его своим заместителем. В следующем же году святитель Феодосий скончался, и святитель Иоанн вступил на Черниговскую кафедру. Но вскоре он опасно заболел горячкой. В самый разгар болезни явился ему святитель Феодосий и сказал: «Служи завтра - и будешь здоров!» К изумлению окружающих, больной архиепископ велел отслужить в покоях своих вечерню и прочитать для него правило, а наутро приготовить все для его служения в соборе.

И на другой день совершенно здоровый святитель совершил Божественную литургию. В благодарность своему исцелителю архиепископ Иоанн устроил над гробом святителя Феодосия пещеру, поместил над входом его изображение, а под ним написал составленную им ему «Похвалу» в стихах. В Чернигове святитель Иоанн стяжал, подобно предшественнику своему, любовь всей паствы.

Иоанн Максимович во всех отношениях был примерным архипастырем - жизнь его, по выражению преосвященнейшего Филарета, сияла высокими добродетелями, особенно же смирением и молитвой. Это ясно отразилось во многочисленных его творениях христианско-нравственного содержания. В языке произведений Максимовича много слов и оборотов латинских, польских, простонародных; стихи, как и у других южных его современников, силлабические; но по содержапию, они заслуживают полного внимания, дышат искренним благочестием, с мыслями назидательными и умными.

Памятником любви преосвященнейшего Максимовича к духовному просвещению служит заведенная им в Чернигове Духовная семинария, носившая первоначально имя коллегиума, в котором получали образование не только дети духовных лиц, но и дети дворян, казаков и мещан. В Чернигове святитель Иоанн открывает типографию, где издает множество книг духовно-нравственного содержания.

В «Сказаниях о некоторых Сибирских подвижниках благочестия» говорится, что «преосвященный Иоанн имел дар Предвидения». Во время войны со шведами святитель Иоанн сказал Петру Великому воодушевленное слово, в котором предрек победу. Также он предсказал в 1812 году нашествие на Россию французов.

В 1712 г. он был назначен на Сибирскую кафедру в Тобольск с возведением в сан митрополита. В Сибири ждал его тяжелый крест. Он оказался единственным епископом в огромном крае, который был к тому же глубоко запущен в духовно-нравственном отношении и требовал усиленных трудов.

Святитель Иоанн неустанно служил, проповедовал слово Божие, творил дела милосердия, и новая паства его, как и в Чернигове, в короткое время горячо полюбила его. Но слабое здоровье его, подорванное к тому же суровым сибирским климатом, не выдержало этих трудов. 10 июня 1716 г. он совершил последнюю свою литургию, после которой пригласил на трапезу духовенство и городскую бедноту и сам им прислуживал. Затем он заперся в своих покоях и предался уединенной молитве. Когда же начался благовест к вечерне, он тихо скончался - на коленях перед привезенной им из Чернигова иконой Божией Матери. Велико было горе всей полюбившей его сибирской паствы.

Смерть владыки Иоанна провидел находившийся в тот день далеко от Тобольска, в Кондинском крае, его предшественник и преемник митрополит Филофей. Он сказал своим спутникам: «Брат наш Иоанн успе. Прейдем отсюда» Погребли его в Тобольском соборе Софии. Ровно через 200 лет, 10 июня 1916 г. , он был причислен к лику святых по указу Императора Николая II. Он был последним святым, канонизированным до революции.

Подавая собой пример добродетельной жизни, святитель со всей ревностью неусыпного деятеля писал душеспасительные сочинения. Был он не только богословом, но и стихотворцем, обогатил духовенство и паству многими назидательными сочинениями и тем вооружил православные умы для деятельного и разумного распространения просвещения. Его перу принадлежит удивительный по богатству духовного опыта «Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественною волею», изданный в пяти книгах, «Феатрон поучительный царем, князем и владыкам», - об обязанностях властей. Наконец, вся его благоговейная душа отразилась в сочинении «Богородице Дево» и в книге «Богомыслие в пользу правоверных». Также святителем были написаны: «Нравоучительное зерцало», «Царский путь Креста», «Толкование на 50-й псалом», в стихотворной форме «Алфавит святых», «Размышления о молитве «Отче наш», «Осьмь Евангельских блаженств».


КАК УЗНАТЬ ВОЛЮ
ГОСПОДНЮ
ВЫДКРЖКИ ИЗ КНИГИ "ИЛИОТРОПИОН,
ИЛИ СООБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ВОЛИ С БОЖЕСТВЕННОЙ ВОЛЕЮ"

Вопросу о том, каким способом можем мы познавать волю Божию во всяких делах, удовлетворит то, если мы здесь укажем на некоторые установления, или положения, посредством которых удобно открывается воля Божья: назовем их для краткости заповедями.

ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ.

Или положение, способствующее к познанию воли Божией. Все то, что отвлекает нас от Бога, - противно воле Божией, все же, что приводит нас к Богу, - согласно с волей Божьей. «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда» (1 Фесc. 4:3), но не только от блуда плотского, но и от всякого заблуждения, тем более - противозаконного.

ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ.

Воля Божия вразумительно и определенно изъясняется для нас законом Божиим и Церковными постановлениями. А потому мы должны при встретившемся нам каком-либо сомнении изыскивать: чего заповеди Божии и Церковные предания требуют от нас, и не только то, чего они требуют, но и то обдумать, что соответствует им (хотя точно и не определено), и сходно с их духом. …апостол Павел говорит: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Римл. 12:2). Благая (праведная) воля Божия заключается в десятословии (десять заповедей Божьих); Богоугодная - в Евангельских советах; совершенная - требующая, чтобы все, заповеданное Богом приводилось в исполнение нами на земле так же, как оно исполняется Ангелами на небеси.

ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ.

Эта заповедь предписана апостолом Павлом в 1-м послании к Фессалоникийцам (5:18). «За все (как за доброе, так и неприятное) благодарите; ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Прекрасно выразился об этом святой Иоанн Златоуст: « Потерпел ли ты нечто злое - если не желаешь, чтобы оно было злом для тебя - благодари Бога, и вот уже это зло превратилось в добро, - в этом высокая мудрость».

Далее говорит святой апостол Павел: «Пророчества не уничижайте», - то есть толкования Божественного писания и поучений, предлагаемых в церквах, а также пророческих постановлений умных и благочестивых людей нельзя никогда презирать тому, кто желает согласовать свою волю с Божественной волей. Опять святой апостол Павел учит: «Все испытывайте, хорошего держитесь, удерживайтесь от всякого рода зла». Всего истинно согласного с ней следует держаться, а все то, что имеет в себе малейший оттенок лжи и греха, должны возненавидеть и отвергнуть от себя, как противное воле Божией.

ЗАПОВЕДЬ ЧЕТВЕРТАЯ.

Для уразумения воли Божией в каком-либо данном сомнительном случае есть и другие источники. Сверх упомянутых выше заповедей Божиих и церковных установлений (узаконений) сюда относятся законно избранные, истинно по христиански живущие объяснители нам воли Божией в наших недоразумениях о ней (например: духовники, пастыри). Это - духовные и мирские судьи нашей совести, к ним относятся из мирян родители, училищные наставники, воспитатели и все законно поставленные истинные правители человеческих обществ.

ЗАПОВЕДЬ ПЯТАЯ.

Если же время или место не позволяют испросить совета, человек сам в себе должен рассудить о своем сомнении относительно уразумения воли Божественной - как поступить ему согласно с ней в предстоящем ему деле. Бог не оставит молитвенного его желания - во всем исполнять волю Божию - и неожиданно разрешит его сомнение. Сомневающийся должен при этом внимательно вникнуть в сомнительное дело и обсудить обе или все стороны, между которыми заключается сомнение - в выборе же одной из них принять во внимание, которая из них благоприятнее воле Божией, а не та, которая слаще плотскому нашему вожделению или пристрастию.

Если дело идет о выборе одного из таких (равных, безразличных) дел и совершенно неизвестно, как Богу угодно, чтобы то ли или же другое из них приведено было в исполнение, в таком случае остановись с исполнением до времени, не исполняя ни одного из них, пока не узнаешь каким-либо образом, хотя бы приблизительно, что твое предприятие и твой выбор непротивны воле Божией.

Во всех сомнительных суждениях весьма полезными советниками бывают два советника: разум и совесть. Если оба они прилежно займутся исследованием сомнительного дела, то беспрепятственно найдут истинное решение о том, как лучше поступить и как совершить предпринятое дело согласно с волей Божией.

ЗАПОВЕДЬ ШЕСТАЯ.

Познанию воли Божественной весьма много способствует молитвенное обращение святого Павла к Богу с вопрошением: «Господи! что повелишь мне делать?» (Деян. 9:6)?

И мы, по примеру святого Павла, часто имеем потребность повторять его молитвенную просьбу: Господи! что повелишь мне делать? Она вошла в обыкновение у святых Угодников Божиих. Нам гораздо полезнее и небольшие дары Божии приобретать продолжительными и частыми молитвами, чем скорое по молитве ее исполнение. Ибо беспрестанная молитва сама по себе есть уже величайший дар Божий, а сверх того она удостаивает молящегося большей милости - утешения и мира душевного. Такое многократно повторенное, но не услышанное Богом прошение весьма многим праведникам доставляло величайшую тишину и покой в сердце.

ЗАПОВЕДЬ СЕДЬМАЯ.

Никто из находящихся в живых не может вернее узнать волю Божию относительно преднамереваемых им поступков, кроме того, кто искренне, сердечно желает во всем поступать согласно воле Божией. Когда он находится в сомнении о том, будет ли то или другое его предприятие согласно с волей Божией и объятый усердным желанием действовать по воле Божией или избирать угодное Богу из двух каких-либо дел, то молитвенно обращается к Богу, говоря от всей души, всего сердца: «Господи! если бы я определённо знал, что Тебе благоугодно, да совершу то самое непременно и совершил бы я, и потому я верю, что Ты невидимо вложишь в сердце мое мысль угодную Тебе».

Излив перед Всевидящим свое сердце, он может поступать как ему кажется лучшим, избирать то или другое, отложив всякое сомнение: он не прогневит тем Бога потому, что любвеобильный Отец не оставляет такого любящего сына впасть в заблуждение. Человеку просящему помощи и способному принять назидание Бог посылает доброго ангела, как послал Он ангела во сне к Иосифу (обручнику), когда последний размышлял и недоумевал, как поступить с обрученной ему Девой в деле весьма важном.

Короче говоря, Бог никогда не отказывается открывать тем или иным способом волю Свою сердечно желающим знать и исполнять ее. Ибо человеколюбив Святый Дух Премудрости, Он удаляется от лукавства, как истинный созерцатель нашего сердца и, как всеобъемлющий, знает всякое ваше слово (есть ли оно истинно) и всем призывающим Его изобильно подается (Прем. Солом. 1:5-7). Господь близок ко всем истинно ищущим Его, и дивным и сладчайшим наставлением открывает им волю свою: «Волю боящихся Его сотворит, молитву их услышит, и спасет их» (Пс. 144:19), т.е. от всяких заблуждений или ошибок и опасностей.

Наверх

© Православный просветитель
2008-19 гг.