ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Рождение и крещение человека

Ответы на вопросы о. Максима Козлова

Жили ли Адам и Ева до грехопадения как муж и жена, и если да, то почему у них не было детей? Почему они появились только после грехопадения, ведь еще до него было первым людям на земле Богом заповедано: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1, 28)?

- Конечно, телесность у Адама и Евы была другой, чем та, которой мы обладаем теперь. Но мы не знаем, какого рода она была у первых людей до их грехопадения. Мы знаем только, что это была телесность, и это все, что мы можем о ней сказать. Правда, некие ее признаки открыл нам Спаситель, являясь Своим ученикам после Воскресения в Своем человеческом естестве, но уже преображенном и прославленном. Он проходил сквозь стены, «когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты» (Ин. 20, 19), в день Воскресения Его не узнавали, пока Он не хотел этого: ни Мария Магдалина у Гроба, которой Он сказал: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин. 20, 17), ни его ученики Лука и Клеопа, которые «шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус» (Лк. 24, 13), и в тот же день вечером Он явился одиннадцати апостолам и бывшим с ними, которые, «смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь?.. Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги» (Лк. 24, 37-40). Исходя из этого, мы все-таки как-то можем предполагать, какова природа была у людей до грехопадения. В отношении же исполнения заповеди «плодитесь и размножайтесь» святые отцы говорят, что первые люди исполнили бы ее в любом случае, даже если бы грехопадения не было, ведь слово Божие не бывает ложным, и умножение человеческого рода имело бы место, но способом, ныне для нас неведомым.

- Если Господь сказал Еве: «в болезни будешь рождать детей» (Быт. 3, 16), то почему нередко случается, что женщины, сильно грешившие или даже неоднократно делавшие аборты, порой легко и безболезненно рожают ?

- Слова «в болезни будешь рождать детей» не подразумевают только двух-трех-пяти-двенадцати часов схваток и появления ребенка на свет, а включают в себя и период чревоношения, и деторождения, и вскармливания, то есть все те ограничения, которые входят в жизнь женщины в связи с вынашиванием и рождением ребенка. Так что Святое Писание говорит о всем этом периоде в жизни женщины, который, безусловно, является нелегким. В прошлые века, когда люди в целом были телесно крепче и роды проходили по большей части благополучнее, женщины простых сословий могли рожать прямо на месте, где они обычно трудились, и буквально через несколько часов возвращаться к своим каждодневным семейным попечениям. В нынешней довольно специфической ситуации, когда люди живут, с одной стороны, дольше, а с другой стороны, в постоянной болезненности, эти слова Писания стали пониматься в том специфическом разрезе, который прозвучал в данном вопросе.

- Если женщина не замужем и уже понятно, что эта жизненная ситуация для нее практически неизменна, но она очень хочет иметь ребенка, может ли она пойти на внебрачную связь только для того, чтобы забеременеть?

- В желании незамужней женщины, у которой не сложилась семейная жизнь, во что бы что ни стало заиметь ребенка, при всех как бы разумных побуждениях, есть конечное неприятие воли Божией о нас. Если почему-то, вопреки нашему желанию, Господь так устрояет наш жизненный путь, что мы оказываемся в одиночестве, то нужно это как волю Божию о себе принять.

- Отсутствие детей или внуков — это Божие наказание?

- Не всегда наказание, иногда это милость. Для того же Василия III (отца Ивана Грозного) отсутствие детей было милостью. Иногда то, что чисто по-человечески кажется горем, с точки зрения вечности, оказывается благом. Даже переживаемая как трагедия смерть ребенка в младенчестве на путях Промысла Божия может явиться благом, ибо мы не знаем, кем бы стал этот ребенок, достигнув взрослого возраста.

- Может ли православная семья обойтись без детей?

- Если речь идет о бесчадии, которое попускается Богом как крест, как испытание семьи, то, конечно, само по себе отсутствие детей, невозможность чадородия не есть основание для разрушения семьи. Семья может жить полнотой жизни во Христе и без детей. Да, со своими особенностями, со своими скорбями, но это может быть полная и глубоко верующая семья. Если же речь идет о нежелании иметь детей при сохранении плотских отношений, то это безусловный грех и грех против замысла Божия о семье, когда мы сами себе решаем, что нам нужно в нашей жизни, и Бога в нее, да еще в столь главном, не пускаем. И этого в семье православных людей быть не должно. Но мы знаем примеры исключительного подвига семейного супружества, являющегося совместным бытием брата и сестры во Христе, которые в мирской жизни проходят путь практически жизни монашеской — телесного воздержания друг от друга, но при этом духовной близости. К примеру, так жили со своими супругами отец Иоанн Кронштадтский и философ Алексей Федорович Лосев, ставший монахом в миру с именем Андроник. Конечно, это высочайший подвиг, который нельзя возлагать на себя самочинно, а только по благословению и совету опытнейшего духовника, не менее, чем старца, и понести его пред Богом так, чтобы люди о нем не знали. И это тоже может быть христианский путь семейной жизни без детей.

- Большинство священников считает, что христианин не вправе заниматься планированием детей и должен иметь их столько, сколько Бог посылает. Мы ведь верим, что Господь не даст никому креста сверх сил, и значит, даруемое Им количество детей полезно и благотворно именно для этой конкретной семьи. Не есть ли уклонение от деторождения (далее самым невинным образом) маловерием и в каком-то смысле богоборчеством?

- Отвечу на это недоумение словами отцов Архиерейского Собора 2000 года. В «Основах социальной концепции...» по поводу планирования семьи» говорится: «Христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом... Принижение социальной значимости материнства и отцовства приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза; оно также способствует отчуждению и развитию антагонизма между поколениями». Кроме того, можно вспомнить то, что писал о проблемах деторождения приснопамятный митрополит Антоний Сурожский, который имел огромный опыт и знание того, что такое подлинная семья и что такое ответственное отношение к ней. Как говорил пророк Давид: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» (Пс. 126, 3).

- Но если во время беременности врачи обнаруживают у плода какую-то серьезную патологию, что тогда?

- Помнить, как бы жестко это ни звучало, что и идиоты - вечной жизни наследники. Тот, у кого церебральный паралич или синдром Дауна, разве из-за этого лишится Царствия Небесного? И если по Промыслу Божьему ребенку еще от утробы матери отпущена такая болезнь, то христианин должен с верой это принять. И как собственный жизненный крест это понести. Тем более что еще далеко не факт, что ребенок родится настолько больной, как нынче особенно перестраховывающиеся врачи говорят при одной только возможности родовой травмы.

- Некоторые священники говорят, что беременная и кормящая жена не должна быть в близких отношениях с мужем, в общей сложности получается почти два года. Эти требования не завышены?

- «Могий вместити, да вместит». Конечно же, та семья, которая может принять воздержание на период ожидания ребенка с момента его зачатия и на период, когда мать сосредоточена на младенце и на его вскармливании, есть семья подлинно благочестивой глубокой жизни, о которой можно только порадоваться. Тому, кто к этой мере не пришел, кто осознает к ней себя не готовым, надо не забывать о том, что к этому нужно стремиться и в этот ответственнейший период жизни семьи нужно хоть в чем-то уменьшить телесную страстность супружеских отношений.

- То есть мужу и жене надо отнестись к такому воздержанию еще и как к проверке истинности своих отношений друг с другом?

- Да. О том и речь. Только тогда и можно понять, любите ли вы друг друга, если перестанете все время подкидывать полешки, которые сами костерчик-то разжигают, помимо ваших усилий. Сможете ли вы любить друг друга подлинным усилием? Или все держится на одной интимной стороне брака? А если что случится, если муж или жена приболеет и не сможет на протяжении какого-то длительного периода своей жизни быть во всем полноценным супругом, то что тогда? Расставаться? Светские люди так и делают. Но для христианина это не есть основание для разрушения семьи.

- Как родители должны готовиться к рождению своего первого ребенка?

- Мне кажется, очень важно, когда у ждущей ребенка семьи есть знакомые с детьми, которые ходят в тот же приход и которые бы могли внятным образом что-то подсказать, посоветовать. Необязательно воспроизводить чужой опыт, но хорошо бы заранее как можно больше узнать, как вести себя с младенцем, какие подводные камни и духовные преткновения могут возникнуть на вашем пути. Потому что молодые неопытные родители очень часто устают от того, что неправильно ведут себя с ребенком. До сих пор у многих существуют воспитанные советской медициной ложные представления о том, что ребенка нужно кормить по часам, приучать его к чуть ли не террористической дисциплине, что его можно испортить, слишком часто беря на руки, что главное — туго пеленать и тому подобное. Ко второму, третьему, четвертому ребенку, когда родители приобретают некоторый жизненный опыт, все эти глупости рассеиваются. Хотя сейчас, конечно, кое-что изменилось и в медицине. Все-таки уже так, как раньше, не мучают детей, которых раньше приносили матерям через трое суток после родов. На самом деле не должно быть никаких жестких правил и предписаний: нельзя маленького ребенка испортить любовью, ему не может быть плохо на руках матери, на руках отца, и его стремление быть не одному, а вместе с другими, естественно. Когда он хочет есть, он хочет есть, и не надо его мучить, он еще не может просто капризничать, в трехмесячном возрасте не бывает чревоугодия.

- В наше время многие женщины предпочитают рожать с обезболиванием или делать кесарево сечение, даже когда в этом нет сугубой необходимости. Правильно ли это?

- Думаю, что рождение естественным образом — это то, что наиболее здорово и необходимо для младенца, и всякое вторжение в процесс родов даром для него не проходит.

- Что означает Таинство крещения?

- Мне не хотелось бы сейчас давать полного догматического определения Таинства Крещения, о чем можно прочитать или в Пространном Катехизисе святителя Филарета, митрополита Московского, или в любом учебнике Закона Божия. Мне хотелось бы сказать о том смысле крещения, который, с одной стороны, определяется, как вхождение, рождение в жизнь вечную, а с другой, — как врата Церкви. На самом деле эти два смысла всегда сопряжены между собой и сущностно едины, ибо в крещении человек действительно рождается в иное онтологическое, в иное качественное состояние. Крещеный и некрещеный — это, если использовать мирские аналогии, как здоровый и больной, как зрячий и слепой. Состояние крещеного, пребывающего внутри церковной ограды, тот, кто находится вне ее, может как-то увидеть и описать, но испытать и пережить его можно только, будучи в Церкви, как Теле Христовом. Что, безусловно, подразумевает и отворение церковных врат и переступание порога, за которым следуют следующие шаги. Да, они следуют, но сначала нужно открыть дверь и войти. А потом открывается путь длиной во всю нашу земную жизнь. Первый же и ответственнейший ее порог — это крещение.

- Как правило, крещение младенца происходит на сороковой день от рождения, а имя дается на восьмой. Есть ли в этом какой-то смысл?

- Наречение имени на восьмой день — это ветхозаветный обычай, восходящий еще ко временам «Второзакония» и усвоенный Православной Церковью. Но какого-то церковного установления крещения на сороковой день нет, это скорее практика нового времени, XX века, связанная с тем, что до сорокового дня Церковь удерживает женщину-родительницу от вхождения в храм по причине ее естественной женской слабости и послеродовых немощей и истечений, которые в это время у нее бывают. И первое после перерыва вхождение матери в храм сопровождается чтением особых очистительных молитв, до прочтения которых она не должна присутствовать на богослужениях. Эти молитвы напоминают нам о ветхозаветных установлениях, по которым младенец приносился в Иерусалимский храм на сороковой день. Как мы знаем, Сретение Господне также произошло именно в этот день, в соответствии с законодательством Моисея. Но непосредственно ко дню крещения не нужно относиться буквально, можно крестить младенца чуть позже, чуть раньше. Прежде, когда храмов было много и они были близко от дома, крестные могли дойти до ближайшего прихода и без присутствия матери крестить младенца при наречении имени. И сейчас иногда по желанию родителей мы крестим ребенка до сорокового дня. Особенно когда есть хоть какая-то опасность здоровью ребенка. А если есть угроза его жизни, то можно крестить и в первый, и во второй, и в третий день по рождении.

- Чем руководствоваться при выборе имени для своего ребенка?

- Желательно руководствоваться критериями более глубокими, чем просто сочетание имени и отчества в некоем фонетически привлекательном созвучии. И родители-христиане, не желая доставить сыну или дочери излишних жизненных скорбей, особенно в детстве, из-за слишком экс- травагантного имени, прежде всего постараются найти своему ребенку небесного покровителя, которого бы он мог чтить и которому все они отныне станут сугубо молиться. Кроме того, многие родители дают имя ребенку из списка тех святых, память которых совершается на восьмой день после его рождения. Бывает, что выбор имени определяется благоговейной памятью о тех или иных усопших близких, дедушках, бабушках, прадедушках, прабабушках или некоей семейной традицией, скажем, старшего сына в семье нарекать определенным именем, традицией, связывающей человека с его предками.

- Как выбрать крестного для своего ребенка?

- Разумнее начать с того, как крестного не нужно выбирать. Самое главное — не руководствоваться любыми нецерковными соображениями: социальной престижностью, статусом, родством, удобством или неудобством, приятельскими отношениями. Нужно искать крестного-молитвенника, то есть сознательно верующего православного человека, желательно в достаточно дружеской близости к вам находящегося, который бы действительно мог ответственно-молитвенно, а в идеале еще и жизненно-организационно помогать в воспитании детей.

- Несовершеннолетний тоже может быть крестным?

- Это скорее зависит не от физического возраста человека, указанного в его документах, а от духовного. Поэтому и родителям, выбирающим восприемника для своего ребенка, нужно исходить не из написанного в бумажке, даже с официальной печатью, а из того, сможет ли этот несовершеннолетний христианин в будущем оказаться для другого, еще более юного — младенца помощником на пути его духовного возрастания. На практике знаю таких, которые и в 13 и в 14 лет оказывались прекрасными крестными.

По брошюре
«Последняя крепость.
Беседы о семейной жизни»

Наверх

© Православный просветитель
2008-19 гг.