Вифлеем (араб. , Байт-Лахм,
букв. дом мяса; ивр. , Бейт-Лехем,
букв. дом хлеба) — город на территории Палестинской Автономии. Расположен примерно в 10 километрах
к югу от Иерусалима (что составляет
примерно два часа езды). Население
— 22 (с пригородами — 42) тысячи человек, площадь составляет 6 км..
Название Бейт-Лехем (дом хлеба)
объясняют по-разному. Возможно,
оно происходит оттого, что его жители пекли хлеб из пшеницы, которая
росла в окрестных полях. С древних
времен к названию «Бейт-Лехем»
прибавляли «Иудейский», или «Эфрата» (Ефрата), чтобы отличить от
другого Бет-Лехема - Галилейского.
В Библии город называется Вифлеем-Ефрата.
Окрестности Вифлеема очень привлекательны, на них лежит какой-то отпечаток уюта, радости. Самые
холмы Вифлеема покрыты богатой
растительностью и целыми садами
различных деревьев - маслин, виноградников, фиговых и проч. Зеленью садов покрыты холмы и долины
окрестностей. Когда любуешься живописными окрестностями Вифлеема, говорит один путешественник, то
невольно припоминаешь все те библейские события, которые некогда
совершились здесь.
Вифлеем наиболее известен тем,
что в этом городе, согласно Евангелиям, произошло Рождество Иисуса
Христа. Волхвы увидели звезду над
городом и пришли поклониться будущему Царю, принеся дары: золото
как Царю, ладан как Богу и смирну
как Человеку. Однако после того, как
царь Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола, Святое Семейство покинуло Вифлеем и скрылось в
Египте.
История города. Вифлеем — один
из самых древних городов на Земле.
Основан примерно в XVI—XVII веке
до н. э. в земле Ханаанской. Сначала в городе проживали хананеи, после — иудеи. Царь Давид был рождён
именно в Вифлееме. Здесь же пророк
Самуил помазал его на царствование
Израилем.
Во время восстания самаритян
Храм Рождества Христова был разрушен, но после его подавления
Юстинианом Великим в 529 году,
здание было востановлено. В 614
году город был захвачен персами,
но Храм устоял. В 637 году Вифлеем был захвачен мусульманской армией, однако второй халиф ислама
Умар ибн Хаттаб оставил Храм во
владении христиан.
Несколько веков Святая Земля находилась под влиянием мусульман,
с начала XVI века до начала XX века
Иерусалим, Вифлеем и Святая Земля
были частью Османской империи. За
исключением нескольких периодов,
доступ христиан-паломников в город
был открыт, однако много пилигримов погибало по пути в Святую Землю.
Отказ Османской империи предоставить России руководство христианскими храмами в Святой Земле
был поводом для начала Крымской
войны.
После распада Османской империи, в 1922 году Вифлеем отошёл к
Британской Палестине. В 1947 году с
образованием государства Израиль,
Вифлеем и Иерусалим стали особыми анклавами под юрисдикцией
ООН (Большой Иерусалим). После
арабо-израильской войны в 1948 году
территория Иерусалима и Вифлеема
была захвачена Иорданией, под контролем которой Вифлеем находился
до Шестидневной войны 1967 года. С
1967 года и еврейская и арабская части города были полностью под контролем Израиля. Лишь в 1995 году,
согласно мирным договорённостям,
Вифлеем перешёл под контроль Палестинской автономии.
Современное состояние
Главное занятие современных
жителей, большую часть которых
составляют христиане, - земледелие и скотоводство; кроме того, они
уже несколько столетий занимаются приготовлением различных вещиц для паломников и особенно искусны в приготовлении различных
предметов из перламутра: крестиков, изображений библейских событий и проч. Впрочем, выделываются
эти вещицы также из коралла и из
камня, который называется «свиньей» или «вонючим камнем» (соединение извести и горной смолы;
этот камень добывается из Мертвого моря).
Весь небольшой город, разделенный на восемь кварталов, украшен
сооружениями и постройками христиан различных вероисповеданий.
Католики имеют здесь большой францисканский монастырь со странноприимным домом, красивую новую
церковь на склоне горы позади прежней болыпой церкви, школу для мальчиков и школу для девушек - сестер
св. Иосифа, сиротский дом, аптеку.
На юго-востоке города находится католический монастырь кармелиток,
построенный по образцу замка св.
Ангела в Риме, тоже с церковью и семинарией. На северо-востоке, на улице
Хеврон, находится госпиталь сестер милосердия. Армяне также имеют в Вифлееме
большой монастырь,
примыкающий к греческому монастырю и
монастырю францисканскому, - все это
вместе образует на
юго-вооточном краю
города большую постройку, похожую на
крепость. Протестантов в городе мало (до
60 чел.).
В 2000 году в Вифлееме прошли
празднования 2000-летия христианства, когда город посетили многие руководители государств и различных
христианских конфессий, в том числе и Святейший Патриарх Московский
и всея Руси Алексий II.
Библейская история
Вся история и современная жизнь
города «вращается» вокруг святынь,
а их в этом городе множество: Пещера Вифлеемских младенцев, пещера
св. Иеронима, храм св. Екатерины,
«Молочная пещера», Поле Пастушков, монастырь Илии Пророка.
Но главную и столь дорогую для
каждого христианина святыню города
составляет храм и пещера Рождества
Христова, находящиеся в конце города на восточном холме, невдалеке от
крутого спуска в долину. Храм Рождества Христова замечателен не только
тем, что он построен на месте рождения Спасителя мира, но и древностью
своих основных сооружений. Базилика Рождества Христова находится на
Ясельной площади с гротом (яслями)
Христа, кельей и могилой Святого Иеронима. Этот храм построен в 326 г.
при византийской императрице Елене
над «Пещерой Рождества».
Церковь принадлежит трем конфессиям: греческой, армянской и католической. Под центральной частью
церкви находится пещера Рождества.
Внутренность храма поражает своею
величественною простотою. Она имеет
форму величественной залы, разделенной четырьмя рядами колонн из красного мрамора с белыми жилками (по 11
колонн в каждом ряду; высота колонн
6 м.) на пять продольных кораблей. Эта
часть храма отделяется глухою стеною
от другой части храма, в которой и помещается собственно храм над пещерой Рождества Христова.
В эту часть храма ведут три двери.
Две лестницы из этой части храма
ведут вниз, в пещеру Рождества Христова. Эти лестницы расположены на
правой и левой стороне солеи православного алтаря; в настоящее время
правая (южная) лестница принадлежит православным, а левая (северная)
католикам. Самая пещера Рождества
Христова, находящаяся под православным алтарем, имеет продолговатый
вид: длина ее - 12 м. 40 см., ширина -
3 м. 90 см. и высота - 3 м. Вся пещера
освещена 32-мя лампадами.
В неглубокой нише помещается алтарь, перед которым горят десятки свечей. На полу лежит серебряная звезда
с надписью: «Hic de Virgine Maria Jesus
Christus natus est» (лат. «Здесь дева Мария родила Иисуса Христа»).
Рядом с пещерой Рождества есть
грот с нишей, в который ведут несколько ступенек. Туда Дева Мария
положила маленького Иисуса. Этот
грот называется яслями.
В северной части церкви Рождества
есть несколько пещер. Там же находится грот Невинных младенцев, названный в память о том, что Ирод
послал «...избить всех младенцев в
Вифлееме и во всех пределах его, до
двух лет и ниже».
В другой части пещеры - келья Св.
Иеронима и его могила. В других пещерах - гробницы Св. Евсевия, Павлы и Юлии Евстахии.
Вифлеем несет следы ветхозаветных событий. Почитаема верующими
разных конфессий гробница Рахили
или Куббат Рахиль на выезде из города в сторону Иерусалима. Рахиль
- нежно любимая супруга праотца
Иакова; здесь она умерла, была им
оплакана и погребена вблизи дороги
в Вифлеем (Быт. 35:16; 48:7).
В Вифлееме и его окрестностях происходит действие Книги Руфь (Руфь.
1-4). Здесь бедная Руфь собирала коло-
сья, чтобы прокормить свою престарелую свекровь, которую она любила, как
мать, за что и наградил ее Господь так,
что она сделалась женою почетного и
богатого жителя Вифлеемского Вооза
и праматерью Спасителя мира.
На долинах Вифлеемских и по
окрестным плодоносным холмам,
богатым родниками сладкой воды
пас стада отца своего прекрасный
правнук Руфи - юноша Давид; там он
вступал в бой со львом и медведем,
защищая свое стадо, и там же играл
на арфе свои дивные псалмы. В Вифлееме отыскал Давида пророк Самуил и впервые помазал его на царство,
а впоследствии, когда Давид сделался
царем во Израиле, то Вифлеем стал
называться почетным именем города Давидова. Также город упомянут в
Книге Иеремии.
Неизгладимое впечатление оставляют церковь Св. Катарины, францисканская церковь на месте дома
Иосифа-плотника и греческий монастырь (VI в.) на месте, где царь Давид
напился из источника во время битвы
с филистимлянами. Неподалёку от
Вифлеема находится искусственный
холм, на котором царь Ирод Великий
построил неприступную крепость
Иродион, где он и был захоронен.