ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Не хочу учиться...

(об отсутствии мотивации учащихся)

Одна из основных проблем современной школы — нежелание детей учиться, что в психологии именуется отсутствием мотивации к учению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других по разным причинам утрачивается со временем. Данный негативный процесс начинается у многих школьников, как правило, с переходом из начальной в среднюю школу и особенно усиливается в подростковом и старшем школьном возрасте. Многочисленные исследования и опросы учащихся показывают, что они крайне редко считают, что школьные занятия сами по себе доставляют им какое-либо внутреннее удовлетворение. Неудивительно, что параллельно с этим процессом падает успеваемость, ухудшается усвоение учебных предметов и соответствующих знаний, умений и навыков, падает эффективность обучения в целом.

Причины низкой мотивации учения можно разделить на две группы: неумение учиться и ошибки воспитательного характера.

Сформировать мотивацию учения вовсе не означает — заложить готовые цели и мотивы в головы детей, а поставить их в такие условия, в которых им самим захочется учиться. Мы часто сталкиваемся с тем, что школьники элементарно не умеют учиться. Младший школьный возраст — сензитивный период для того, чтобы заложить основу для умения учиться. Если это не сделать в данном периоде, то в последующие годы всякая учеба будет трудным и малоприятным делом.

Что понимается под термином «неумение учиться»? Опираясь на опыт психологического консультирования, выделим две группы симптомов:

1) Ребенок с трудом включается в работу, часами просиживает за домашним заданием, отвлекается, забывает вопрос задачи, едва начав ее решать... В подавляющем большинстве случаев психологическое обследование выявляет нормальный уровень развития интеллектуальной сферы ребенка при низком уровне развития организации деятельности.

2) Ребенок с трудом усваивает новый материал, плохо запоминает, при пересказе не выделяет существенного, нуждается в большом числе тренировочных упражнений... И в этом случае психологическое обследование редко обнаруживает грубое снижение интеллектуального уровня; однако у ребенка, как правило, наблюдается интеллектуальная пассивность, невладение эффективными стратегиями мыслительных и мнемических действий (т.е. неразвитость умения мыслить и запоминать).

В умение учиться обязательно входят такие общие действия, как планирование, контроль, оценивание, корректирование своей деятельности. Учащийся должен, несмотря ни на что, готовить домашнее задание. Необходимо осознать важность и ответственность этого дела.

Время и место приготовления уроков должно быть постоянным. Фиксированное время и место вызывает предрасположенность к умственной работе, и таким образом вырабатывается установка на учебный процесс, а также приучает к самоорганизации.

Не должно быть отвлечения ни физического ни умственного (сходить куда-то, подумать о чем-то).

Необходимо учиться управлять собственным поведением, а также вниманием, памятью, мышлением. Также для развития учебных навыков необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать.

Учащийся должен интересоваться не только и не столько результатом, но, в большей степени, процессом решения учебных задач, уметь ставить цель и преодолевать трудности, искать разнообразные способы действия

Учащиеся должны, выполняя новое действие, контролировать ход выполнения, опираясь на данный им образец. Контроль неизбежно требует оценивания - насколько правильно выполняется действие.

В целом, на формирование учебных навыков большое влияние оказывает волевое развитие, учащиеся должны уметь отделять «хочу» от «надо».

Вторая группа причин, влияющих на снижение мотивации к учебе, связана с ошибками воспитания. При поступлении в школу взрослые часто внушают ребенку, что учиться надо с тем, чтобы получить когда-то специальность и вырасти настоящим человеком. Эта далекая перспектива никак не влияет на мотивацию учения и, кроме того, формирует узость, однонаправленность мотивов.

Родители не прививают детям уважения и любви к умственному труду, а также не приучают преодолевать трудности. Вот как раз неприученные дети могут учебу и невзлюбить. Часто дети имеют хорошие способности и высокий интеллект, а оценки у них неудовлетворительные из-за отсутствия самодисциплины и неумения управлять собой.

Также к ошибкам воспитания следует отнести: отсутствие четкой организации жизни ребенка, безнадзорность в быту, нарушение единства требований к ребенку (может быть, со стороны отца и матери или со стороны учителей и родителей), завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка, усматривание злого умысла, лени там, где кроются иные причины, подавление личности, угрозы, физические наказания, заласкивание, чрезмерная опека.

Очень важно для ребенка в момент формирования интереса к познанию и творчеству поддержка родителей. Попытка самостоятельно починить какую-то вещь или пожарить яичницу, а тем более устроить мастерскую из старого хлама не должна вызывать бурное недовольство или молчаливое осуждение.

Есть выражение «успех вскармливает успех». Лучший источник мотивации неуспевающего ученика — сознание того, что у него что-то получается. И здесь помощь родителей будет неоценима.

Наталья СОКОЛОВА,
практический психолог

Наверх

© Православный просветитель
2008-19 гг.