| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
Крайний Север воспитывает душу — интервью с губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа Неёловым Ю.В.Ямало-Ненецкий автономный округ в последнее время, что называется, на слуху. И это связано не только с уникальными запасами углеводородного сырья, но и с многими начинаниями, которые выдвигает регион. О днях прошедших, настоящих и перспективах на будущее губернатор «Края Земли» (именно так переводится с ненецкого языка слово Ямал) Юрий Неёлов рассказал читателям «Православного просветителя». - Юрий Васильевич, вы с 1994 года являетесь губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа. За это время многое произошло в стране и в регионе, но Ямал всегда оставался мирной территорией, где многонациональный народ всегда находил общий язык. Чем, на ваш взгляд, это можно объяснить? - Не кривя душой, скажу, что я искренне горжусь тем, что родился и живу на Ямале, на земле суровой и прекрасной, где замечательные люди, где происходят события важные не только для нашего региона, но и всей страны, и более того – всего мира. Вообще Крайний Север – особое место. Его жесткие условия дано преодолеть не каждому, причем это касается не только климата, но и испытаний на прочность человеческого характера, души. Журналисты по поводу малозаселенности нашей территории шутят, что на Ямале – один медведь – на сто квадратных километров. Действительно, на земле, площадь которой в полтора раза превышает площадь Франции, живет очень мало людей, по статистике – на один квадратный километр, в среднем, приходится 0,7 человека. Без чувства локтя, без взаимной поддержки на Краю земли не выдюжить, эта истина выверена веками, опытом древних поселенцев – коренных малочисленных народов Ямала. Особенность эта ярко проявилась в годы начала промышленного освоения углеводородных запасов региона. Люди со всей страны, абсолютно разных устремлений, национальностей, вероисповеданий, социального положения приезжали на Север, чтобы приобщиться к великим свершениям, чтобы стать участниками глобальных изменений, происходящих в регионе. Тогда про северную дружбу легенды складывались, везде знали, что уж где-где, но в высоких-то широтах, на Ямале-то человеку пропасть не дадут, поддержат в беде, и, что порой важнее, радости твоей не позавидуют. Может быть, студеные ветры близкого к нам Ледовитого океана вымывают весь негатив из человека? Скажете, лирика? Но вот те немногие, кто ставил во главу угла материальное вознаграждение, здесь не задерживались. Их было очень немного в общем потоке первопроходцев, и им было очень некомфортно на этой честной земле. Так было. И что важно, так и осталось. В зоне экстремального проживания человек должен быть добрым и отзывчивым, открытым и душевным. Иначе здесь не выжить. Для каждого на Ямале есть свое место, никто здесь друг другу не мешает, и каждый понимает, что он творит и трудится на благо себя и на благо всех. - Что вы вкладываете в понятие «межнациональные и межконфессиональные отношения»? - Эти отношения, пожалуй, наиболее тонкая и наиболее уязвимая материя в жизни человека. Как показывают последние события в мире, даже экономически благополучные, развитые государства не всегда в силах обеспечить межнациональное согласие у себя в стране. Нам на Ямале удалось выработать свою модель демократии, которая предполагает проведение политики «баланса интересов» этноконфессиональных групп. И сотрудничество между конфессиями должно основываться на уважении ценностей друг друга, а не на попытках ассимилировать кого-либо. На Ямале мы придерживаемся принципа центризма, то есть ухода от крайностей. Здесь очень важна активная позиция наиболее известных политических и общественных лидеров, религиозных деятелей и средств массовой информации для формирования политической культуры, отвергающей крайности. Уверен, нам удалось найти общий язык и прийти к общим ценностям, причем, не теряя уникальных особенностей национальностей, живущих в регионе. В округе нет радикальных групп, не отмечался здесь шовинизм или национализм. Ямальские эксперты тщательно наблюдают за развитием межэтнических отношений, проводятся социологические опросы, на постоянной основе идет конструктивная работа с диаспорами и духовными лидерами. Вот, например, в окружной столице - Салехарде – единственном в мире городе на Полярном круге, недалеко друг от друга расположены православный храм святых апостолов Петра и Павла и мечеть. Они видны из разных концов города, и, уверен, это придает ощущение мира, согласия, душевного комфорта самым разным людям. На всех социальнозначимых мероприятиях у нас, как вы знаете, обязательно присутствуют священнослужители Православной Церкви и муфтий. Кстати, они прекрасно друг к другу относятся, вместе проводят различные социальные мероприятия, и это тоже очень важный момент в деле воспитания толерантности: если православный батюшка и имам – в хороших дружеских отношениях, то и прихожане начинают теплее относиться друг к другу. Хочу сформулировать еще один принцип – опережающее решение потенциальных этноконфессиональных проблем. Когда проблема превращается в конфликт, решать ее гораздо сложнее, нежели предотвратить заранее. Это как профилактика возможных заболеваний. В Ямало-Ненецком автономном округе система образования, культуры предусматривает поддержку школ, а также максимальное поддержание и развитие культуры этнических групп в местах их компактного проживания. Что касается православия, то из окружного и муниципальных бюджетов оказывается значимая помощь приходам и детям, поступившим на обучение в Тобольско-Тюменскую епархию, ежегодно выделяются государственные субсидии на православные образовательные учреждения, оказывается поддержка по организации поездок ямальских детей по святым местам России. Делается очень многое, в частности, мы привлекаем к решению возникающих вопросов, к строительству храмов крупные предприятия топливно-энергетического комплекса, бизнес-сообщества. - То есть ямальцев можно назвать толерантными людьми? - Хотелось бы заострить внимание на термине «толерантность». Думаю, что для западного мироощущения толерантность равнозначна термину «политкорректность», то есть это некий минимум тактичного отношения к носителям иной культуры. В российской традиции (и это в полной мере применимо к народам, живущим в Ямало-Ненецком автономном округе) толерантность – это не только уважительное, внимательное отношение к другой культуре, но и готовность впитывать все лучшее из нее. Именно в таком – взаимообогащающем – отношении между нациями, я думаю, и лежит залог спокойных и благополучных взаимоотношений между народами не только в нашем арктическом регионе, но и во всей России. - Отличаются ли жители округа от обитателей более южных широт? - Да, как и все жители Севера. Отличаются своей порядочностью и добротой, прямотой и хлебосольством, особенным вниманием к людям. А главное – умением противостоять любым невзгодам. Климат здесь не райский, работа не ангельская. Условия жизни на Севере очень суровые и повседневная жизнь, может, сейчас и не подвиг, как это было еще 20 лет назад, когда Ямал только начинали осваивать, но все равно болевой порог на Севере гораздо выше, чем на «Земле». Поэтому и сильных личностей у нас много. Север сплачивает, заставляет чувствовать плечо товарища, помогать друг другу. Ямальцы просто не способны не ответить добром на добро. Эта северная человечность дорогого стоит. - Есть ли рецепт сохранения мира и согласия в обществе? - Думаю, что в составе такого рецепта три базовых тезиса. Первый – это воспитание в семье, в первую очередь, и в школе, и последнее обязательно, сколько бы сегодня не обсуждалась модель только образовательного сегмента. Семья – это безусловная колыбель нравственной, духовной сущности каждого человека. Сегодня государство осознает значимость института семьи и прилагает к её укреплению, к повышению её значимости очень большие усилия и, что важно, подкрепленные значительными финансовыми средствами. Но и школа обязательно должна воспитывать, должна давать не только знания, но модели поведения в обществе, которые позволят стать человеку толерантным, культурным, законопослушным, активным участником социального процесса. Второй тезис – современное российское общество с учетом его новейшей истории, как никогда, нуждается в адекватных и эффективных формах консолидации. Недопустимо раскачивать лодку, недопустимо любое разобщение. Мы видим, как за последние годы изменилась наша страна, укрепилось её положение на экономическом и политическом направлениях, россияне с радостью воспринимают любую возможность гордиться своей великой Родиной, её славным прошлым, победами в настоящем и верить в великое будущее. Убежден, работу по консолидации общества, по воспитанию гражданского самосознания нужно не просто продолжать, а кратко активизировать. И, наконец, третий тезис – традиционные религии, исповедующиеся в России, безусловно, могут и должны стать важным позитивным фактором стабилизации и сплочения российского общества. А ЯмалоНенецкий автономный округ сегодня имеет все возможности стать своего рода пилотным регионом формирования межкультурного диалога в масштабах России. Завершая наш разговор, я воспользуюсь случаем и передам всем читателям журнала самые добрые пожелания по случаю праздника – 1020-летия Крещения Руси. Этот праздник не только церковный, он относится к истории Руси, а значит, к истории стран, культура и государственность которых появились и развивались под влиянием христианских православных ценностей. Материал подготовлен при содействии Справочная информация: Визитная карточка ЯНАО: Ямало-Ненецкий автономный округ образован 10 декабря 1930 года. Ямал с ненецкого языка переводится как «Край Земли». Крупные населенные пункты региона – города Салехард, Лабытнанги, Ноябрьск, Новый Уренгой, Надым, Губкинский, Муравленко, Тарко-Сале (всего 58 муниципальных образований). По данным на 1 января 2008 г., в округе проживает 542 тыс. человек, из которых 15% - сельские жители. Ямал – самый урбанизированный регион российской Арктики. Плотность населения – 0,7 человек на 1 км2 . Административный центр автономного округа – город Салехард (бывший Обдорск, основанный казаками в 1595 г.), является единственным в мире городом, расположенном на Полярном круге. Расстояние от Салехарда до Москвы – 2436 км. Более половины территории округа, площадь которого составляет 750,3 тыс. км2, находится за Полярным кругом. | |||||||||||||||