— Мысль, фантазия, сказка. Далее расчет
и, наконец, исполнение. Всем вам обязательно нужно участвовать в создании новых направлений технического прогресса. Что для
этого требуется? Прежде всего, труд. Труд
усердный и постоянный. Вехи предстоящего маршрута в науку берусь вам подсказать:
один — запомнить, два — понять, три — рассказать своими словами, четыре — написать
по памяти, пять — решать известные задачи
по-новому, шесть — решать более трудные задачи, предлагаемые руководителями, семь —
сформулировать предварительную рабочую
гипотезу, наконец, восемь — стать создателем
нового направления.
У каждого из вас в запасе много сил и
времени. Было бы непростительно не воспользоваться предложенными вам сроками
маршрута. Сергей Павлович напомнил слова
Жуковского: «Стыд тому, кто жизнь и время
праздно тратит» и советовал не забывать народную мудрость, гласящую: «Лень есть дочь
достатков, но мать бедности». И тут С. П. Королев удивил космонавтов неожиданным вопросом: а умеют ли они учиться?
Никто, оказывается, раньше и не задумывался над этим. Учились в школе, в летном училище — иногда лучше, иногда хуже.
И на новом месте тоже старательно учатся,
чтобы стать хорошими специалистами-космонавтами. А как они это делают?
— Пусть уж наши руководители охарактеризуют каждого из нас, — произнес Алексей
Леонов, — Мы сами не беремся о себе судить.
С. П. Королев увидел, что его вопрос поняли
чересчур буквально, и поспешил на помощь:
— Что значит — уметь учиться? Все вы
отлично освоите космический корабль — в
этом я уверен. Ну, а дальше? Не хотелось,
чтобы кто-либо из вас повторил мою ошибку, допущенную в молодости.
И Сергей Павлович поведал о том, как,
закончив дипломный проект и облегченно вздохнув, он пришел домой и заявил:
«Мама, теперь все эти книги, счетные линейки, чертежи и конспекты — в мусорный
ящик. Я инженер». И забросил было, но
очень скоро понял, что сейчас только и начинается настоящая учеба.
— Теперь я знал, что мне нужно, чего я
хочу и где можно почерпнуть необходимое.
Только все это было уже на новом, я бы сказал, разумном уровне.
Сергей Павлович пояснил, что творческая жизнь и работа — это цепь сплошной
учебы и непрерывных экзаменов. И если
человек чему-то научился уже, так это главным образом для того, чтобы легче, быстрее
проникнуть еще глубже в содержание того
предмета, которым занимается.
— Постоянно учась, человек оказывается способным творить новое. А ведь именно
такой труд является радостью. Вспомните Сатина из пьесы Горького: «Когда труд
— удовольствие, жизнь хороша, когда труд — обязанность, жизнь рабство». Здесь все
сказано. Ничего не добавишь. Кто-то из
космонавтов заговорил о способностях и талантах, которые определяют успехи в учебе
и особенно в творчестве…
— Задатки и способности, — ответил
Сергей Павлович, — отрицать не приходится. Но это тогда, когда речь заходит о выдающихся талантах. Когда же мы берем эти
качества, исходя из «среднего арифметического», как наиболее часто встречаемые в
жизни, то здесь я согласен с тургеневским Базаровым, который утверждал, что все
люди друг на друга похожи как телом, так и душой. Уповать же на одни способности и
таланты могут только те, кто «не боится в бездействии тупом ослабить ум».
В этом небольшом эпизоде личность Королёва выступает мощным локомотивом
реализации человеческого потенциала, раскрытия
его способностей, преодоления личного земного притяжения, инерции, сопротивления
и выхода в свободное космическое пространство, коим для человека является творческий
мир. Но истинное творчество невозможно без
благодати Духа Святого. Так «творчески»,
«зажигающе», «возрождающе» действовали
на других святые благодатные люди. Значит,
Королёв и созидательная творческая энергия
не было случайностью…
Сохранились рассказы монахини Пюхтицкого Успенского монастыря Силуаны
(Надежды Андреевны Соболевой) о посещении и щедрой благотворительной помощи
монастырю С.П. Королёва. «Я в то время заведовала гостиницей. Однажды приехал к
нам представительный мужчина в кожаной
куртке. Я дала ему комнату. Поговорила с
ним ласково, принесла поесть – все той же
картошки с грибной подливкой. Он пожил
два дня, и смотрю – все больше изумляется.
Наконец, разговорились. Он сказал, что никак не ожидал увидеть здесь такой бедности,
даже нищеты… «Очень хочу помочь вашей
обители, сердце разрывается. Когда увидел,
как вы живете. У меня сейчас совсем мало денег с собой, да и вырвался я сюда каким-то чудом – нужно опять на работу и не знаю,
смогу ли скоро приехать к вам». Оставил он мне адрес и телефон свой и сказал, что если буду
в Москве, обязательно заехать к нему. Я его
поблагодарила и дала адрес одного бедного
священника, который жил с женой на 250 рублей в месяц (это старыми деньгами), сказав,
что если сможете, то помогите». Надежда Андреевна Соболева встречалась с Сергеем Павловичем в Москве. Он принимал её в своём
особняке, где они беседовали в его кабинете,
и он передал для их монастыря благотворительную помощь. «Прошло много времени,
и вот снова приезжает мой знакомый – а это
был академик Королёв – сидим в моей келье
и пьем чай. Он благодарит меня: «Вы знаете,
я благодаря Вам нашел настоящего друга и
пастыря: тот бедный священник, о котором
Вы говорили» (Три встречи, М., 1997, 83 -85).
Как видно, источником созидательной
творческой силы Сергея Павловича Королёва, чей дух не сокрушили аресты, лагеря,
ссылки, колоссального труда на благо Родины и «зажигающего» действия на людей
была глубокая православная вера, сокрытая в глубине сердца.
По материалам OCR Biografia.Ru
Наверх