| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
Святой великомученик Георгий ПобедоносецНа Руси святой Георгий известен со времени принятия христианства в конце X века. Он появился в ряду других христианских святых из Византии, где почитание его имело уже многовековую традицию. Георгий был уроженцем Каппадокии (область в Малой Азии, входившая в то время в состав Римской империи) и имел знатных родителей. Юношей он вступил в армию и стал блестящим воином, достигнув высокого звания на службе у римского императора Диоклетиана. За исповедание христианской веры Георгий был подвергнут жесточайшим пыткам. Он перенес истязания с терпением и мужеством. Его казнили в Никомедии в 303 году, в возрасте около тридцати лет. Почитание Георгия началось с V века и приобрело очень широкий размах, распространившись на Малую Азию, Сирию, Палестину, Кавказ, Балканские страны и Западную Европу. Ему поклонялись как мученику и воину. Георгий стал святым патроном византийских императоров (очевидно, в V веке), и изображение его украшало стену Большого дворца в Константинополе. Его образ чеканили на монетах Комнинов и Палеологов. Примеру византийских императоров следовали русские князья. Имя Георгия становится излюбленным у киевских князей. Особенно много для утверждения культа Георгия сделал киевский князь Ярослав Мудрый, принявший при крещении его имя. В честь своего святого покровителя в 1030 году он основывает город Юрьев. В 1037 году Ярослав начинает строительство Георгиевского монастыря в Киеве и возводит в нем храм, который располагался против ворот собора святой Софии и до наших дней не сохранился. День освящения первого на Руси храма святого Георгия — 26 ноября 1051 года — был отмечен установлением ежегодного празднования этого события. Он вошел в народную память под названием Юрьева дня, или осеннего Георгия. С тех пор в южнорусских землях Георгий становится едва ли не первым в сонме православных святых. Продолжателем Ярослава Мудрого в развитии культа святого Георгия выступает Юрий Долгорукий, прославившийся строительством церквей во Владимиро-Суздальской земле. Храмы, посвященные Георгию, возникают во всех землях Руси. С X по XIII век георгиевские церкви вслед за Киевом и Владимиром были построены в Новгороде, Юрьеве-Польском, Старой Ладоге, Каневе. Во время служб в них читали отрывки из жития и чудес Георгия. Переведенное с греческого языка житие святого с XIII века вошло в состав Прологов — житийных сборников, имевших календарный характер и содержавших наряду с жизнеописаниями многих святых апокрифические сказания. Прологи получили в народе широкую известность и входили в круг излюбленных книг для чтения. Самостоятельную жизнь в литературе и искусстве приобрел эпизод из жизни Георгия, связанный с его победой над чудовищным драконом и освобождением от неминуемой смерти царевны. Легенда рассказывает о том, как в окрестностях города Ласии («на восточной стране Палестины») поселился в озере страшный дракон, «творей пакость», похищавший и губивший его жителей. Чтобы умилостивить дракона, жители города стали приносить ему в жертву своих детей. Дошла очередь и до царской дочери. Девушку облачили «в багряницу», украсили как невесту и отправили на берег озера. Царевна с плачем ожидала ужасного конца. В это время Георгий, возвращаясь с «брани», проезжал мимо озера и заметил девушку, «бьющуся перси и власы терзаще». Узнав о ее несчастье, воин спросил, какому богу поклоняются жители города, и выяснил, что они служат языческим богам, а царь преследует христиан. Сама же царевна верует во Христа. Тогда Георгий воздел руки к небу и вознес молитву Триединому Богу с просьбой показать свою милость и покорить «лютого зверя». И услышал он глас с неба: «Дерзай, Георгий». Сотворив крестное знамение, Георгий обратился к змею, который «силою Божиею и молитвами святого» пал к его ногам. Георгий велел девушке обвязать ее поясом шею чудовища и вести его в город. Спасенные жители восславили Георгия и уверовали во Христа. Призвав епископа, Георгий повелел крестить царя и всех жителей Ласии. Благодарные горожане воздвигли храм в честь святого воина, а спасенная царевна совлекла с себя царскую одежду и осталась при храме. Георгий же покинул город. Образ святого Георгия проходит через всю историю русской поэзии — от самых древних фольклорных стихов до знаменитых произведений ХХ века. Вот только один пример былинных сюжетов о святом Георгии.
Образ Святого Георгия запечатлён в произведениях Ивана Бунина «Алисафия» (1912) (сюжет обращён к Чуду Георгия о Змии), Михаила Кузмина «Св. Георгий» (1917), Бориса Пастернака, Марины Цветаевой, Александра Блока, Арсения Несмелова и др. Всё это свидетельства глубокой истинно народной любви, которая воспела благородство, мужество, верность, преданность, глубокую веру великого мученика Христова Георгия Победоносца. А для нас это важное свидетельство прославления Господом нашим Иисусом Христом своих Угодников Божиих. Главный день памяти Георгия (день его гибели) — 23 апреля (6 мая по новому стилю) — отмечается православной церковью и отнесен к числу средних церковных праздников (по значимости событий праздники православного календаря разделяются на великие, средние и малые). В службах этого дня звучит молитва святому: «О всехвальный святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на нас скорою твоею помощию и умом Человеколюбца Бога, да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие и во всем изобилие, и да не во зло обратим даруемое нам тобою от Всещедрого Бога, но во славу святого имени Его и в прославление крепкого твоего заступления, да подаст Он стране нашей и всему воинству на супостаты одоление и да укрепит непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас Святых Ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам по исходе нашем из жития сего от козней лукавого и тяжких воздушных мытарств его и неосужденными предстати Престолу Господа Славы …» К Георгию обращаются с просьбой о здравии душевном и телесном, о плодородии земли, о помощи и заступничестве в борьбе с врагами родной земли, об ограждении от козней дьявола. Его видят предстоящим перед престолом Господа, как «помощника и теплого заступника» людей. Особая судьба досталась Георгию Победоносцу в русской геральдике. В допетровское время всадник русского герба символизировал государя и лишь с 1710-х годов его стали называть святым Георгием Победоносцем. С этого же времени образ святого Георгия, побеждающего дракона, стал гербом Москвы. Впервые всадника русского герба назвал святым Георгием Петр I в собственноручной записке, датированной 1710-ми годами. Дальнейшая история образа Георгия Победоносца в России тесно связана с орденом, носящим его имя. Постепенно в России сложилась логичная система самой популярной и желанной награды за военные подвиги — институт ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Из герба России образ святого Георгия исчез после Февральской революции весной 1917 года. Временное правительство стало использовать в качестве герба изображение двуглавого орла, но без корон, скипетра, державы и щита со святым Георгием Победоносцем. Орден Святого Георгия и все связанные с ним награды были упразднены после Октябрьской революции вместе с другими орденами России. Однако память в народе об этой почитаемой награде не исчезла. В суровые годы Великой Отечественной войны многие кавалеры Знака Отличия Военного ордена носили на груди Георгиевский крест рядом с советскими наградами. В 1943 году был учрежден солдатский орден Славы, подразделявшийся на три степени. Знак ордена — пятиконечная звезда — укреплен на георгиевской ленточке. Георгиевская лента стала и отличительным знаком гвардейских частей, она украшала бескозырки матросов гвардейских кораблей, ее изображали на гвардейских знаменах и флагах. Когда красный флаг взвился над поверженным Берлином, победители были награждены медалью «За побе- ду над Германией», которую носили на георгиевской ленточке. Прошли годы. Не только не померкла память о святом Георгии, но и происходит его возвращение в нашу жизнь.
Он восстановлен в качестве герба столицы Российской Федерации Москвы.
Указом Президента России от 30 ноября 1993 года утвержден государственный
герб нашей страны. На груди двуглавого орла помещен щит со всадником,
поражающим копьем дракона. Это возвращение исторических символов освещает путь России в XXI век.
| |||||||||||||||