| ||
На начало | ||||||||||||||||||
Наши баннеры |
Телевидение: зло или благо?Как никак, а от телевизионного ящика нам не получится отречься в полной мере. Хоть телевизор - это зло, но без него никак. Но стоит нам бороться, бороться и бороться от бесчисленных сцен насилия, жестокости и некачественной рекламы, да еще такой рекламы, которая готова в гроб загнать. Купи таблетку - мигом похудеешь! Сколько раз народ поддавался этому лозунгу, пробовал эти адские препараты и сколько раз маялся со своим здоровьем после их принятия, вплоть до летального исхода. Сейчас, как бы, наши власти уменьшили количество показываемой рекламы, но никакого это проку не принесло, как и не принесло уменьшения показа рекламы алкогольной продукции. Так как она разрешена только после 21.00, когда стрелки часов показывают 22.00, смотреть смешно, как одна реклама пива сменяет другую. Неудивительно, что от этого растет подростковый алкоголизм. Подростка на подсознательном уровне заставляют идти, покупать и пить. Сколько бы мы не велит дискуссии по поводу силы телевидения, все-таки это сила, которая вечно хочет блага, а совершает зло. Особенно пугает сумасшедший фанатизм телезрителей, отдающих свое внимание различным реалити-шоу, которым так интересно подглядывать, подслушивать, давать советы и полоскать чужое грязное белье. Поражает легкий выброс денег в карман сотовым компаниям во время отправки смс-сообщений. Затем проверка счета на своем телефоне и удивление узнавшего о непонятном исчезновении денег. Можно даваться диву, как народ, которому только и остается употреблять хлеб да зрелища, не устал смотреть на западные прототипы различных развлекательных передач, которые так глупо переадаптируются на русский лад. А рейтинг этих иноязычных программ растет, как и растет карман бесстыдных продюсеров. Пока все остается по-прежнему, зло-продюсеры продолжают доить деньги из телевизионного ящика как из коровы молоко. Человек - разумное существо, не даром ему дан разум, которым следует осознавать, признавать свои ошибки и вовремя останавливаться, сказать: СТОП! ХВАТИТ! Понять, что с таким безразличием, наплевательским отношением ко всему на свете мы движемся к саморазрушению, упадку всей нашей культуры. Яркий пример этому - гибель Римской Империи: во время ее разрушения христианские писатели обличали жестокость, корыстолюбие, несправедливость, лицемерие и извращенность римского общества, несовместимые с теми принципами, которые провозгласил Христос. Наша главная задача - не допустить в наши дни такой кончины. Сразу хочу сказать: я не питаю ненависти к телевизору, хотя у меня его нет - наша семья сознательно отказалась от него лет восемь назад. Великое изобретение человечества не было разбито молотком, оно просто перекочевало к другому хозяину. Вместо телевизора у нас компьютер с DVD-приводом, с помощью которого мы смотрим те фильмы, которые нам хочется, в удобное для нас время и без перерывов на рекламу. Одни диски покупаем, другие берем на время у родных и друзей. Сейчас довольно большой выбор художественных и документальных фильмов. Почему у нас нет телевизора? Потому что мы бережем свои нервы и время. Но я совсем не собираюсь агитировать всех и каждого учинять расправу над собственным телевизором. Я знаю семьи, где этот аппарат спокойно существует, выполняет свои прямые обязанности и никому не мешает. Дети спрашивают у родителей разрешения посмотреть фильм или передачу, и сами родители не включают телевизор в качестве фона.
Представлять телевизор как абсолютное зло, а на его экране высматривать рогатое чудовище - все равно что поставить вне закона компьютер только из-за того, что, кроме офисных и других полезных программ, на нем можно играть в ужасные игры. Но тогда давайте будем последовательными, объявим опасным любой выход из дома, ведь, покинув стены своего привычного жилища, человек встречается с новыми людьми, слышит, может быть, то, что ему не нравится, что его ранит; видит рассвет, аварию, чью-то ссору, улыбку... Сейчас много пишут о вреде телевидения, о безнравственности передач, фильмов, рекламы. Однако есть и очень хорошие, познавательные и передачи, и фильмы. Многие из них известны уже не первый год, и достаточно посмотреть программу, чтобы понять, во сколько стоит включить телевизор и ненадолго отвлечься от будничной суеты. Если не смотреть его по нескольку часов в день, то даже реклама не будет раздражать. Когда в гостях я оказываюсь перед телевизором, с удовольствием смотрю ролики - наивные, глупые, хвастливые, оригинальные, смешные, всегда короткие и яркие. Реклама дает представление о том, что нового придумали наши и заграничные масс медиа. А еще пять-десять минут рекламы позволяют отвлечься от телевизора, дать небольшой отдых глазам. Кстати, звук тоже можно выключить. Мне непонятно, почему передачу ругают и все равно смотрят; почему, пожаловавшись, что «смотреть нечего», не выключают телевизор. Мы разучились выбирать. Проще обижаться и ругать других, чем изменяться самим. Удобнее жаловаться, что дети видят то, что им не полагается видеть. Да, дети не должны смотреть в телевизоре все подряд, но к этому их обязаны приучить взрослые, которые часто сами не могут оторваться от экрана. Надо увидеть проблему в самих себе. Не обманываться: телевидение не может стать полностью нравственным, поскольку оно отражает наше проблемное общество. Но оно и не безнадежно - как и наше общество. Пусть дома будет телевизор, но пусть он показывает только то, что нам интересно и полезно. А если его влияние слишком сильно, то, наверное, лучше избавиться от источника беспокойства.
Мэтр кинематографа Федерико Феллини снял в 1985 году фильм «Джинджер и Фред». Фильм, беспощадно вскрывающий суть телевидения как феномена. Джинджер и Фред - известные американских танцоры 30-х годов XX века. Такие же псевдонимы у героев фильма. Они в молодости выступали на площадках, копируя их стиль. Теперь пожилую итальянскую пару приглашают на рождественское телешоу. В студии они с удивлением встречают таких же двойников известных людей, послушно выходящих по команде продюсеров под огонь софитов. Подражательство - суть телевидения. Оно имеет особое имя - симулякр. Угадываете сходство со словом «симулировать»? Пустышка, обманка, яркая оболочка без содержания, намек на глубинный смысл, существование без сущности. Оглядитесь: сколько симуляторов нас окружает? Мода - знаки всех культур в одном костюме. Архитектура - намеки на классицизм, барокко, модерн на одном фасаде. Реклама - обещание полного и вечного счастья через обладание пустяковой вещью. Но самый мощный симулякр - телевидение. Феллиниевские Джинджер и Фред - герои на час, на несколько минут расслабленной памяти телезрителя. Они сами - симулякры подлинных Джинджер и Фреда. Такие же симулякры и другие персонажи. Их реальность ограничена частотой развертки монитора, с какой человеческий глаз способен воспринимать образ. Они есть - но их как бы и нет. Они существуют- ноу них нет бытия. Есть в том фильме эпизодическая роль Домохозяйки. Ей предложили за вознаграждение пожить месяц без телевизора. Бедная! Сколько раз она пожалела о своем согласии! И теперь клянется телеведущему, что никогда и ни за что не откажется от телевизора! Так и современное общество посажено на иглу телеантенн. Причину такой популярности остроумно подметил Владимир Высоцкий: «Вот тебе раз! Иностранный глава - прямо глаз в глаз, к голове голова. Чуть пододвинул ногой табурет - и оказался с главой тет-на-тет». «Мне будто дверь в целый мир прорубили»: человеку хочется приобщиться к иной реальности. В земной жизни человеку постоянно чего-то не хватает. Эта нехватка - "двигатель прогресса". По сути не хватает рая, где человек был абсолютно счастлив. Чтобы вновь стать счастливым, ему надо приобщиться к иному, высшему Бытию. Хоть на секунду, хоть в щелочку увидеть утраченный рай. Это утешение он всегда искал - и находил - прежде всего, в религии. «Аз есмь Сущий», - говорит Господь. Бытие Бога абсолютно и безусловно. Оно - основа существования мира видимого и невидимого. Гармония, сочетание твари и Творца - и есть счастье. Приобщение к Божественному Бытию обновляет человека. Таинство Евхаристии - вершина такого приобщения. Но «всякое дыхание да хвалит Господа»: тварная вещь может свидетельствовать о Творце, стать «оконцем» в Горний мир. Такое «оконце» - образ. Образ воспринимается чувствами, он более «телесен», чем слово. Однако и более выразителен, чем «бытовые» вещи. Выразителен - то есть выражает иную реальность. Потому визуальная культура так мощно воздействует на человека. Потому искусство существовало неотрывно от религии, наполняя благолепием храмы. Силу художественного образа хорошо знали деятели т.н. эпохи Возрождения, подменяя икону Богочеловека образом человекобога. Человек новой эпохи быстро привык к новому искусству, утешавшему чуства, расстроенные буржуазной жизнью. Буржуазный идеал успешного эгоиста, «независимого» и от Церкви, и от окружающих, вызвал небывалую прежде разобщенность. Но жизнь общества требует механизмов регуляции. Таким механизмом стали средства массовой информации и массового искусства - иначе, массовой культуры. Сначала - газеты, позже - кинематограф, телевидение. «Луч света в темном царстве» кинозала бередил чувства, уверяя публику в реальности происходящего. Но - кончалась лента, и каждый уносил мечту, не потрогав ее. Сколько ни черпай воду из миражных озер, стакан будет пуст. Но в кинематографе сохранялся каркас подлинного бытия. Сидящие в зале люди - толпа вполне настоящая. Телевидение окончательно обезвредило массы. Образы-симулякры теперь поступают индивидуально. Зритель отключается от «серых будней», присасываясь к телеканалу подобно человеко-личинкам в фильме «Матрица». Но эта реальность призрачна, она выдает подлинное бытие разных стран, времен и народов монтированными блоками, где «мировая скорбь» по поводу упавшего в Таиланде автобуса сменяется пьяной радостью встречи Деда Мороза в селе Голопузово. Мы терзаем струны души экранными страстями, которые лишь выльются (в лучшем случае!) в новые строчки исповедального списка. Великая Пустота! Казимир Малевич с его «Черным квадратом» давно стал объектом насмешек. А между тем чуткая душа художника в начале XX века точно нарисовала образ будущего. Малевич повесил «Черный квадрат» в красный угол вместо иконы. Сколько же теперь «квадратов» призывно мерцает по вечерам в красном углу в каждом российском доме? Телевидение - слабость человека индустриального общества. А телевизор, «черный ящик Пандоры», разобщает людей в действии и соединяет в стандартном восприятии мира. Войдет ли к нам настоящий Христос через эту иллюзорную «дверь в целый мир»?.. Геннадий КРАМОР, культуролог | |||||||||||||||||