Предлагаем вниманию наших читателей выдержки из труда святителя Диадоха Фотикийского (ок. 400–474 гг.) «Слово аскетическое. Сто глав». Этот труд уникален многими мыслями, не встречающимися у других отцов. Здесь Диадох говорит об отношении к снам, о практике Иисусовой молитвы (в V веке!), о гневе и когда он уместен, о даре богословствования, о том, отчего трудно молиться, о том, почему в начале духовного пути Бог помогает, а потом как бы отступает от христианина.
О жизни святого мало что известно: епископ Диадох есть в греческих святцах, в славянских списках есть мученик Диадох, но, вероятно, это уже другой святой муж. Однако труд его был распространен, на него ссылаются.
…36. Как и когда душа может ощутить славу Божию; и о лживости диавола, показывающего иногда свет или нечто похожее на свет
Никто, слыша о чувстве ума, да не воображает, будто слава Божия является ему чувственно. Мы говорим, что душа, когда бывает чиста, неизреченным некиим вкушением ощущает божественное утешение, но не так, чтоб при сем чувственно являлось ей что-либо из невидимого; ибо ныне мы верою ходим, а не видением, как говорит блаженный Павел (2 Кор. 5:7). Почему, когда кому-либо из подвизающихся явится свет, или зрак какой огневидный, или глас, пусть он ни под каким видом не принимает за истинное такое явление. Ибо это явно есть прелесть вражия – и многие, с которыми это случалось, по неведению, сбивались с пути истинного. Мы же знаем, что пока живем страннически в тленном теле сем, устраняемся от Бога (2 Кор. 5:6), – т.е. не имеем возможности видимо видеть ни Его, ни дивных вещей Его пренебесных.
37. О снах, Богом посылаемых и диаволом навеваемых, и о разности их
Сны, являющиеся по любви Божией, суть необманчивые указатели здравия душевного. Они не изменяются из одного образа в другой, не наводят страха, не возбуждают смеха или внезапного опечаления, но приступают к душе со всею тихостию и преисполняют ее духовного радования; почему душа, и по пробуждении тела, со всем вожделением ищет этого испытанного во сне обрадования. У бесовских мечтаний все бывает противно сему: не пребывают они в одном и том же образе и вида своего не показывают долго не смятенным; потому что тем, чего нет в их произволении, но что заимствуют они из своей только лживости, долго довольствоваться они не могут. При этом они много говорят и обещают великого, а еще больше угрозами стращают, принимая на себя нередко род воинов; иногда припевают душе и что-нибудь льстивое с шумным криком. Ум, когда чист бывает, скоро распознает их и иногда мысленным напряжением пробуждает тело, а иногда охотнее остается в том же положении, радуясь, что возмог распознать их лукавство, и в том же сне обличая их и тем подвигая их на великий против себя гнев. Бывает, впрочем, что и добрые сны не радость приносят душе, а печаль некую сладостную и слезу неболезненную. Это случается с теми, которые преуспели уже в великом смиренномудрии.
38. О добродетели неверования никаким снам
Мы изложили, как различать сны хорошие и худые, основываясь на том, что сами слышали от опытных старцев. Да довлеет, однакож, нам паче, как великая добродетель, то правило, чтоб отнюдь не верить никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшей частью бывают не что иное, как идолы помыслов, игра воображения или еще, как я уже говорил, бесовские над нами наругания и забавы. Если, держась сего правила, мы иногда не примем такого сновидения, которое послано будет нам от Бога, то не погневается за это на нас любвеобильный Господь Иисус, ведая, что мы дерзаем на это из опасения бесовских козней. Ибо хотя предреченный способ различения снов верен; случается, однакож, что душа, по некоему восхищению вражьему нечувствительно и непризвольно будучи осквернена, – без чего, как думаю, никто не обходится, – теряет след верного различения и верит снам не добрым, как добрым.
39. Пример в доказательство того, что Бог никому не ставит в вину неверия посылаемым от Него снам
Да послужит нам в доказательство сказанного следующий случай: господин после долгого отсутствия, возвратясь домой, стоит ночью у ворот и зовет раба, чтоб отворил; раб, не распознавая точно, господин ли это, решительно отказывает ему в этом, боясь, чтоб, обманувшись сходством голоса, не впустить злодея и не сделаться предателем вверенного ему господином имущества; и господин, когда настал день, ни только не разгневался за это на него, но напротив великими превознес его похвалами, что голос его самого счел обманом, не желая утратить что-либо из его имущества.
Об Иисусовой молитве
…59. Коль велика помощь в духовном подвиге от непрестанного теплого поминания имени Иисусова во глубине сердца
Ум наш, когда памятью Божиею затворим ему все исходы, имеет нужду, чтоб ему дано было дело какое-нибудь, обязательное для него, в удовлетворение его приснодвижности. Ему должно дать только священное Имя Господа Иисуса, Которым и пусть всецело удовлетворяет он свою ревность в достижении предположенной цели. Но ведать надлежит, что, как Апостол говорит, никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12:3). С нашей стороны требуется, чтоб сказанное речение (Господи Иисусе Христе и проч.*) умом в себе утесняющимся непрестанно было изрекаемо в сокровенностях его так, чтоб при этом он не уклонялся ни в какие сторонние мечтания. Которые сие святое и преславное имя непрестанно содержат мысленно во глубине сердца своего, те могут видеть и свет ума своего (ясность мысли или определенное сознание всех внутренних движений). И еще: сие дивное Имя, будучи с напряженною заботливостью содержимо мыслью, очень ощутительно попаляет всякую скверну, появляющуюся в душе. Ибо Бог наш огнь поядаяй есть всякое зло, как говорит Апостол (Евр. 12:29). Отсюда наконец Господь приводит душу в великое возлюбление славы Своей; ибо преславное то и многовожделенное Имя, укосневая чрез памятование о нем ума в теплом сердце, порождает в нас навык любить благостыню Его безпрепятственно; потому что нечему уже тогда полагать тому препону. И сие-то есть бисер оный многоценный, который стяжевают, продав все свое имение с неизреченной радостью об обретении Его.
* Господи Иисусе Христе и проч. – Автор пишет об этом как о деле общеизвестном, но, к сожалению, мы не знаем, как полностью звучала молитва Иисусова в V веке. В настоящее время она произносится так: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного – читается в уме многократно (прим. ред.).