ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Видение Богородицы Марии-просфорнице в Тюмени в 1647 г.

Приводим фрагменты беседы с Алексеем Юрьевичем Коневым, кандидатом исторических наук, ведущим научным сотрудником Тюменского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, прозвучавшей в передаче «Светлый час» на «Радио Вера Тюмень» 8 октября 2021 г. Ведущий – протоиерей Григорий Мансуров.

Самое раннее упоминание тюменских церквей содержится в царской грамоте от 16 марта 1596 года. Она была обнаружена Герардом Фридрихом Миллером и опубликована в приложениях к его «Истории Сибири». «В городе Тюмени три престола, – пишется в этой грамоте, – Пречистой Богородицы, да Николы Чудотворца, да Федора Стратилата».

Сведения дополняются царской грамотой от 29 февраля 1600 года, которая была адресована тюменскому воеводе Луке Щербатому. Она стала ответом на челобитную тюменского попа Саввы от 12 декабря 1599 года, в которой священник упомянул о том, что в городе было две церкви: начальный храм Рождества Пречистой Богородицы и теплый храм Николая Чудотворца с приделом Федора Стратилата.

…Надо сказать, что храмов, которые возникли в XVII веке, было несколько: кроме уже бывших ранее соборной Богородице-Рождественской и Никольской церквей, это Спасская и Михайловская (не путать с церковью Михаила Архангела, в данном случае этот храм – посвящение Михаилу Романову, точнее, его святому Михаилу Малеину). В 1600 году жители Тюмени подали царю Борису Федоровичу челобитную с просьбой разрешить строительство на посаде церкви во имя страстотерпцев Бориса и Глеба с приделами во имя мучеников Флора и Лавра и пророка Ильи. Скорее всего, выбор святых для главного престола был связан с именем правящего царя Бориса Годунова. Посвящая храм пророку Илии, православное население стремилось найти защиту от стихийных бедствий, в первую очередь пожаров и засухи. Жители просят построить храм не в городе, в укрепленной части, а на посаде. Это свидетельствует о том, что в Тюмени идет процесс формирования приходской посадской общины. Однако в «Дозорной книге» 1624 года эта церковь названа уже по-другому – Ильинская с приделами во имя Бориса и Глеба, Флора и Лавра…

Истоки появления в Тюмени Ильинского монастыря, вероятно, восходят к Ильинскому храму, в приходе которого возникла первая женская монашеская община…

Согласно «Дозорной книге» 1624 года, иконы, книги, семь больших и малых колоколов Ильинской церкви являлись «государевым жалованьем», то есть даром от имени государя. Храм был достаточно хорошо обеспечен богослужебными книгами: в частности, имел два Октоиха, две Триоди, Евангелие, Апостол, Псалтирь, Часовник, Минеи, изданные на Московском печатном дворе, а также выполненный рукописью Устав. К тому времени духовенство и причт Ильинской церкви имели свои дворы на посаде.

Известны имена священников и служителей одного из храмов. Назовем их имена: попы Василий Авдеев, Микифор Якимов и Иван Степанов, дьякон Епифан Степанов, пономарь Васка Иванов. Это был редкий случай, когда храм имел одновременно трех священников и дьякона. Даже в Тобольске не во всех храмах так бывало. На посаде находился также двор просфорницы Марьицы, которая пекла просфоры для всех тюменских церквей.

…Интересно, что просфорнице Марии (Марьице) Семеновой было видение Богородицы в ночь на 28 октября 1647 года. Обнаруженный И.Л. Маньковой документ свидетельствует: «Лета 7156 году бысть явление Пресвятыя Богородицы в граде Тюмени архангелской просвирницы Марьи Семенове дочери». «В полунощи», когда Мария спала, к ней пришла «Жена с посохом» и говорила ей сказать «отцу своему духовному, и воеводе, и приказным людем, чтобы в городе и уезде православные христиане… матерным и иною всякою неподобною лаею меж собою не лаялись и христианства своего не сквернили…». К сожалению, в последнее время этот порок снова становится проблемой, в том числе в нашем городе. Так что это и для нас поучительная история. Послушайте, что произошло дальше. Богородица говорит Марье, что если не уймутся люди, то пошлет Господь Бог на них «гнев Свой без милости». Если покаются, то «Бог на их покаяние умилосердица… а наказание де Я наперед над тобою покажу». И после этого видения, если верить сообщению, она заболела, впала в расслабление и три дня пролежала, затем выздоровела и к воскресной службе сама напекла просфоры, что привело в изумление всех людей, которые это наблюдали. Просфорница рассказала это видение своему духовному отцу, известно его имя – архангельский поп Автоном. По указанию воеводы православные города «ходили со кресты к Знамению Пресвятыя Богородицы от мала до велика по три дни». Отмечу, что Марья отнюдь не вымышленное лицо. Она указана в «именных книгах» Тюмени за 1644-1645 годы. Таким образом, нам известно о православной жизни города в XVII веке не так уж мало.

…Что еще следует отметить. Чертежи Семена Ульяновича Ремезова – там, где представлены схематически планы сибирских городов кон. XVII – нач. XVIII веков, – показывают, что церкви были центрами прилегающей территории и располагались на площадях. Это не случайно. Вокруг церквей могли собраться люди, для этого нужна была свободная площадь. Люди собирались здесь во время праздников, крестных ходов. В храмах объявлялись царские указы. Удаление жилой застройки от церквей являлось и противопожарной мерой.

Подготовила Н. Липаева,
г. Тюмень

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.