ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Духовное завещание Пушкина

Для Александра Сергеевича Пушкина было очень важно разобраться, в чем смысл его собственной жизни и жизни человека вообще. В разные периоды поэт видел свое предназначение по-разному. Поздний Пушкин пришел к тому, что его, данная Богом, миссия – «глаголом жечь сердца людей». Об этом говорится в стихотворении «Пророк». Повесть «Капитанская дочка» – это уже духовное завещание поэта нам, грядущим поколениям.

Господь уважает свободу человека, поэтому Он дает ему право выбора: быть с Богом или без Него, беречь честь смолоду или ее утратить, оставаться верным воинской присяге и Отечеству или стать предателем.

Давайте обратимся к судьбам героев «Капитанской дочки» и посмотрим, какой нравственный выбор делают они. Начнем с коменданта крепости Ивана Миронова.

Он остался верен присяге до самого конца и в результате был лишен жизни. Этот человек, ни секунды не раздумывая, был готов пожертвовать собой, как велит ему воинский долг. Миронов – это духовно очень сильный, верный Богу и чести человек.

Его дочь Мария унаследовала от отца многие положительные качества, включая любовь к Родине. Для меня эта девушка – яркий пример женской силы, верности и отваги.

Взять хотя бы момент, когда девушка оказалась одна в крепости: совершенно беззащитная, наедине с бунтовщиками, после потери двух самых родных людей, Маша не упала духом. Она осталась сильной, храбро приняла жизненный удар и, несмотря на свое бедственное положение, сохранила честь и достоинство. Девушка написала письмо с просьбой о помощи Петруше Гриневу. Сколько в этом письме смирения перед Божественной волей и доверия не только к любимому человеку, но, в его лице, к Самому Господу: «Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь». Из этого письма также видно, что даже в такой трудной ситуации Маша думала не только о себе, но и Петруше: «Палаша слышала также от Максимыча, что вас он часто издали видит на вылазках и что вы совсем себя не бережете и не думаете о тех, которые за вас со слезами Бога молят». То есть она молилась в минуту опасности не о себе, а о человеке, который ей дорог.

Гринев осознал, что спасти Машу Миронову кроме него некому. Но Петр не стал рисковать жизнью Савельича – человека, который воспитал его. Он решил отдать старому слуге половину своих денег, чтобы тот ни в чем не нуждался, если что-то с ним случится. Но и Савельич не смог оставить Петрушу. Он сделал свой нравственный выбор: отправился со своим подопечным в Белогорскую крепость, рискуя собой не только потому, что помнил о данном обещании заботиться «о дитяте», но и потому, что любил Петрушу как родного сына.

По дороге в крепость мятежники захватили Савельича, так как его лошадь хромала. На этот раз уже Гринев пошел на риск: вернулся назад, чтобы спасти старого слугу.

Оба пленника предстали перед Пугачевым. Это третья встреча главы мятежников с молодым офицером. Первый раз Гринев проявил милосердие к Пугачеву, когда подарил ему заячий тулупчик, потом Пугачев отпустил пленного Гринева. И вот теперь они вдвоем должны были спасти Машу Миронову. Но эта встреча произошла не только для того, чтобы помочь бедной девушке.

По дороге в Белогорскую крепость между попутчиками состоялся важный разговор. Петруша прекрасно понимал в тот момент, что Пугачев на самом деле одинок, что подчиненные ему люди не имеют нравственных принципов, что они в любой момент могут предать своего «государя». Гринев сделал попытку обратить государственного преступника к покаянию как благоразумного разбойника. Но Пугачев рассказал в ответ калмыцкую сказку об орле и вороне. Нравственный выбор был сделан. У каждого – свой.

Освобождение Маши Мироновой состоялось, несмотря на то, что Пугачев узнал от Швабрина, что девушка – дочь капитана Миронова. Гринев не стал изворачиваться, лицемерить, когда его обвинили во лжи, а прямо объяснил, что не мог сказать Пугачеву правды, так как это было опасно для Маши. Пугачев отпустил их с миром, а Гринев пообещал молиться за Пугачева до конца дней своих.

Вновь перед нравственным выбором Петруша Гринев оказался в суде, где его обвинили в связи с пугачевцами. Он мог бы привлечь в свидетели Машу, мог бы рассказать о том, как оказался в Белогорской крепости, но не сделал этого. Почему? Потому что знал, как тяжело будет Маше вспоминать о прошлом.

Отец Гринева, узнав о том, что его единственный сын изменил воинской присяге, отказался от него. Это тоже выбор, который нелегко дался старому дворянину. Но такие понятия как честь и долг и для Гринева-отца оказались превыше всего. Рискуя своей репутацией, не раздумывая, Маша Миронова отправилась к самой императрице, чтобы спасти любимого человека. Поехать в столицу ей было так же нелегко, как когда-то ее жениху – к пугачевцам, ведь раньше Маша никуда не ездила, жила с родителями. Это поступок невероятно сильной девушки.

Еще один человек в этой повести делает выбор в пользу добра и милосердия – это императрица, которая освобождает Петра Гринева. Но и это еще не все. От автора мы узнаем, что Петруша Гринев, после того как его освободили, не сразу отправился домой. Он присутствовал на казни Пугачева. Их взгляды встретились, и Пугачев кивнул своему давнему знакомому. Что это было? Запоздалое раскаяние благоразумного разбойника или знак того, что этот разбойник помнит, что за него есть кому молиться?

Может быть, он думал о том, что дворянин Петр Гринев, который всегда был верен своему слову, сдержит его и на этот раз. Ведь верный в малом, будет верен и в главном. Мы видим, что каждый раз, когда главным героям «Капитанской дочки» нужно было сделать нравственный выбор, они делали его в пользу Божиих заповедей. И в первую очередь, одной из заповедей блаженств: «Блаженны милостивии, яко тии помиловани будут».

Анна Лапухина, воскресная школа храма с. Суерка,
руководитель Татьяна Александровна Седова

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.