ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


В.Г. Перов – тоболяк, великий русский художник

Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске в 1834 году. Фамилия «Перов» возникла из прозвища, данного мальчику в детстве его учителем, восхищавшимся его виртуозным умением владеть пером, красивым почерком. Еще в раннем детстве, увидев, как работает над картиной художник, мальчик был очарован тем, как на холсте изображенные предметы «оживают». С тех пор он не расставался с карандашом и рисовал углем, мелом, на стенах, столах и стульях. Его отдали в художественную школу. «Ты, матушка, не беспокойся. Васенька не пропадет – у него талант. Из него выйдет художник», – говорил матери Василия учитель Ступин. Подросток был чутким, добрым и участливым. Однажды, под впечатлением великопостной службы, Перов задумал написать «Распятие». Он решил пожертвовать в церковь села Никольского эту свою первую картину – Господа Иисуса Христа на Кресте. Священник и прихожане одобрили картину, поставили пред престолом. Видя успехи Васи в живописи, мать решила везти его в Москву. Там остановились у смотрительницы женского приюта Марьи Любимовны. Взяв папку с рисунками, Василий отправился в Московское училище живописи и ваяния. Скульптор Рамазанов велел Перову показать рисунки. Рамазанов сказал: «А у вас есть талант. Просим к нам в училище». Мать оставила Васю у смотрительницы приюта, долго крестила, благословив на учебу. Перов усердно посещал классы. Марья Любимовна приняла горячее участие в судьбе подростка, оставленного родителями на ее попечение. Но вскоре отец разорился и перестал платить за квартиру и стол. Как быть? Оставить училище? Марья Любимовна сказала мальчику, что не бросит его, он может оставаться у нее и учиться. Но вскоре Марья Любимовна заболела, слегла, стала надрывно кашлять. Она уже не могла платить за его учебу… В эти дни Перов еле заставил себя пойти в классы.

Учитель Егор Яковлевич Васильев предложил ему жить у него. Изумленный Перов не знал, что сказать. «У меня квартира казенная, – продолжал Егор Яковлевич. – У меня уже жили ученики. Я привык. У вас способности. Со временем из вас выйдет хороший художник». Доброта этого, в сущности, малознакомого человека потрясла Перова. Через несколько дней Марья Любимовна скончалась. Перов, похоронив ее, долго стоял молча, без фуражки, затем побрел в квартиру ее, собрал свои вещи и отнес к художнику. Тот принял его приветливо.

Так Василий жил и учился в московском училище в течение десяти лет. Хотя Перов имел кусок хлеба и угол, жил он трудно, в нужде, так же, как его приятель Прянишников. Одна шуба на двоих служила им во время морозов, и Перов и Прянишников, живший тоже у учителя Васильева, выходили на улицу по очереди. Они хорошо знали жизнь и нужду, пережили много трудностей и горестей – и это качество, важное для будущих художников, изобразителей быта и нравов, колоритных сцен, помогло им стать выдающимися живописцами. Перов заносил в альбом сценки, увиденные на улицах, подмечал характеры. Как передать это на холсте, сохранив живую и подлинную атмосферу, грусть, печаль, улыбку? И чтобы это чувство передалось зрителю, чтоб человек сопереживал тому, что видит на картине? Идя по улицам, Перов вглядывался в лица прохожих. Он поставил задачу: превратить кусок холста в жизнь, наполнить картину чувствами и переживаниями.

За картину «Проповедь на селе» Перов получил в 1862 году большую золотую медаль. Он уже был принят в Академию художеств, золотая медаль давала ему право путешествия по Германии, Италии, Франции для усовершенствования в живописи. В 1862 году Перову вручили заграничный паспорт. Все лето прожил художник в Троице-Сергиевой Лавре, делая зарисовки и наблюдения для картин. Из Лавры отправился за границу. В течение трех месяцев осматривал картинные галереи и мастерские художников в Берлине, Дрездене, Париже. На этюдах изображал жизнь обитателей бедных парижских кварталов: ремесленников, бродячих артистов, нищих беспомощных стариков – «Продавец песенников», «Савояр». Художник правдиво передал нищенский быт парижских окраин, который мы знаем по романам Виктора Гюго.

После поездки по Италии в 1864 году он вернулся в Москву. По приезде он создает известные картины «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1865), картины из жизни крестьянства и городской бедноты, полотна, вошедшие в золотой фонд русской живописи; самая известная из них – картина «Тройка» (1866 г.). В трогательной, глубоко драматичной картине «Тройка» мы видим бедных детей, везущих по зимней дороге огромную обледенелую бочку с водой. Выбиваясь из сил, трое детей тянут тяжелую бочку в жестокий мороз. Одежда их – лохмотья, глаза полны слез от отчаянья. Справа – девочка в изношенном пальто. Слева – маленький худенький мальчик. Посередине – мальчик чуть постарше, в стареньком картузе и рваном тулупе. Он еще крепится, у него еще есть силы. В картине показан только один миг трагической, полной лишений и трудностей жизни бедных детей. Безжалостный хозяин или свирепая хозяйка отправили их в жестокий мороз, полуодетых, за водой. Лица их измучены. Детей бедняков, отданных «в люди» или «в ученье», заставляли работать от зари до зари жадные и жестокие хозяева, и таких детей в те годы можно было встретить повсеместно, детский труд считался нормой – дети, отданные «в ученье», нянчили хозяйских младенцев, убирали в доме, работали по 10-14 часов на фабриках. Об этом мы знаем из произведений Некрасова, Чехова. Детей лишили родительской ласки, домашнего уюта, радостного детства. Матери привезли их, семи-восьми-десятилетних, из деревень в город к мастеру, в надежде, что они научатся ремеслу. Дети за кусок хлеба были вынуждены выполнять тяжелую работу. Многие из них умирали от побоев, непосильного труда. Картина проникнута глубоким сочувствием к судьбе бедных детей. Она стала событием в искусстве и до сих пор остается таковой.

В 1870 году художник закончил картину «Странник». Мудрый взгляд старика в худой одежде, мешок за спиной, руки опираются на палку, лапти стоптаны. Побывал странник во многих святых местах, посетил много монастырей. На исходе жизни он, седой, с шапкой в руке, опираясь на посох, печально глядит на нас. Тихо бредет по дороге жизни к концу своему. Многие странники шествовали в те годы по российским дорогам, идя «по обету, данному Богу». Дух бодр, плоть же немощна. Душа старца устремлена уже к вышнему, горнему миру. Он спокоен, умиротворен, думая уже не о земном, а о небесном. Перов достиг той степени мастерства, когда можно изображением на холсте раскрыть всю судьбу человека.

С 1871 года он преподает в родном училище ваяния и зодчества. Среди его учеников – известные художники М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин, И.И. Левитан. «В Московской школе живописи, – писал М.В. Нестеров, – все жило Перовым, дышало им, носило отпечаток его мыслей и слов, деяний. За редким исключением все были преданными, восторженными его учениками». В конце жизни Перов пишет «Распятие», «Снятие с креста». В чем же смысл жизни, смысл человеческих страданий на этой земле, как бы спрашивает нас художник и отвечает нам своими картинами – это жизнь во Христе и со Христом. Эту тему его картин впоследствии развил его ученик Нестеров в полотнах «Русь Святая», «Душа народа», «Явление отроку Варфоломею». В 1874 году Перов пишет картину «Старики родители на могиле сына», навеянную строками, которыми Тургенев закончил роман «Отцы и дети»: «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный. Есть там одна могила. К ней из деревушки приходят два уже дряхлых старичка – муж и жена. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго горько плачут»…

В 1882 году Перов был уже не в силах работать. 29 мая 1882 г. он умер со Христом на устах. Ученики на руках несли гроб любимого учителя к могиле, на кладбище Данилова монастыря. Всего 48 лет прожил художник. Замечательные картины Перова хранятся сегодня в залах Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Петербурге.


Кузнецова Л.А., библиотекарь
Тюменской православной гимназии

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.