| ||
На начало | |||||||||||||||||
Наши баннеры |
«Прощание славянки»
Марш этот знают все. Стоит прозвучать первым аккордам, как ветеран Великой Отечественной вспомнит затемненный вокзал, оркестр на перроне... Автору «Славянки» (так часто называют марш) В.И. Агапкину было девять лет, когда он впервые увидел военный оркестр. Музыканты в белых рубахах, перехваченные сверкающей медью духовых инструментов, шагали впереди походной колонны: 308-й резервный Царев батальон, дислоцировавшийся в Астрахани, отправлялся в летние лагеря. Мальчик стоял на обочине дороги с холщовой сумой в руках: только что он собирал милостыню по дворам. Отец, грузчик на пристани, умер. Еще раньше Вася лишился матери. И вдруг – оркестр, чарующая музыка. Было это летом 1893 года. Мальчик увязался за оркестром, проводил его до самых ворот военного городка, а вскоре добился-таки: приютили его музыканты. Музыкальный слух у него был безупречный, и это определило его судьбу. Начав службу воспитанником-корнетистом, в 16 лет он стал уже солистом оркестра. В 1906 году Василий Агапкин был призван в армию, в Тверской драгунский полк, под Тифлис. Отслужив срочную службу, переехал в Тамбов, где поступил в музыкальное училище на медно-духовое отделение. Служить он определился в 7-й запасный кавалерийский полк штаб-трубачом. Осенью 1912 года газеты много писали об освободительной борьбе балканских народов. В России пристально следили за военными действиями, сочувствовали братьям-славянам. Тогда-то и сочинил Василий Агапкин свое первое произведение, сразу прославившееся на всю Россию, – марш «Прощание славянки». Оркестрованный известным военным капельмейстером и нотоиздателем Яковом Богорадом, марш «Прощание славянки» был вскоре издан. На обложке первого издания нот – рисунок: молодая женщина прощается с воином. Вдали видны Балканские горы, отряд солдат. И надпись: ««Прощание славянки» – новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина». «Славянку» подхватили и стали исполнять другие оркестры, ее записывали на грампластинки, а в августе 1914-го напев «Прощание славянки» молнией облетел едва ли не все вокзалы призывных пунктов России. С той поры и поныне перронный гимн маршевых полков стал поистине всенародной музыкой. И все-таки справедливости ради следует сказать, что был в биографии «Славянки» довольно длительный период забвения, она была даже запрещена. А всему виной – песенные варианты, сочиненные на эту музыку в годы гражданской войны «по другую сторону баррикад». А как же сложилась судьба самого автора «Прощания славянки»? После первой мировой он сменил трубу на кавалерийский клинок, воевал на фронтах гражданской. В мирное время молодого музыканта назначили военным капельмейстером одного из оркестров Тамбовского гарнизона. В 1922 году Василий Агапкин и его оркестр стали победителями смотра, который состоялся в Москве – там их и оставили для прохождения дальнейшей службы. В столице Василий Иванович продолжил свои композиторские опыты. И особенно преуспел в жанре вальса. «Волшебный сон», «Любовь музыканта», «Голубая ночь» и многие другие его сочинения любили слушать москвичи в парках и с эстрады сада «Эрмитаж», где регулярно выступал оркестр под управлением Агапкина. Василий Иванович Агапкин прожил 80 лет и более 60-ти из них отдал военной музыке. Звездным часом стал для него военный парад 7 ноября 1941 года в Москве. Агапкин дирижировал сводным военным оркестром Московского гарнизона, провожая участников парада с Красной площади прямо в бой. Событие это в наши дни довольно подробно описано в книгах и очерках, авторы их не правы только в одном: на том памятном ноябрьском параде «Прощание славянки» оркестр не исполнял, поскольку, как я уже упомянул, он был запрещен. Не звучал он и во время Парада Победы в 45-м году. Полковник Василий Иванович Агапкин встречал на параде победителей как помощник главного дирижера сводного тысячетрубного оркестра генерал-майора С.А. Чернецкого. «Реабилитировала» и вернула марш кинокартина «Летят журавли». Есть там замечательная сцена – проводы добровольцев. Помните? Многолюдье провожающих у двора школы, где происходит сбор. Вдоль решетки мечется Вероника, ведь где-то здесь ее Борис. Напряжение последних секунд. Отчаяние. И в это мгновение оркестр грянул марш «Прощание славянки»... Он звучал потом и в «Белорусском вокзале», и в «Великой Отечественной», и во многих других фильмах, спектаклях и телевизионных передачах, посвященных военной теме. Его фонограмму «подложили» и под документальные съемки того самого парада 1941 года на Красной площади – задним числом, как говорится… Юрий Бирюков | ||||||||||||||||