В 1616 году монахом Нифонтом,
пришедшим из Казанской Раифской
пустыни, в Тюмени был основан
Преображенский монастырь. В грамоте 1621 года, адресованной тюменским воеводам, сказано: «А в Казанском дворце… тюменский черный поп
Иона сказал: поставил де в Тюмени за
Ямскою слободою Преображенский
монастырь старец Нифонт Казанский
в 124 году (имеется в виду 7124 год
от сотворения мира, т.е. 1616 г. от
Рождества Христова – прим. ред.)
мирскою дачею (т.е. на деньги местных жителей – прим. ред.)».
Обитель расположилась в живописном месте на высоком мысу, омываемом с трех сторон водами Туры,
Тюменки и Бабарынки (кстати, на
картах С.У. Ремезова нач. XVIII в.
последняя речка называется более
понятно – Бабаринка – прим. ред.).
Ежегодной руги (жалования) от
казны первые насельники не получали, а кормились своим трудом за
счет пашни, которую сами и обрабатывали. В это время насельников
в Тюменском монастыре было всего
3 человека, кроме дьякона и пономаря. Игумену Авраамию и его помощникам поручалось построить новые кельи, монастырскую церковь и
прочее. Однако уже через несколько
месяцев Авраамий был заменен игуменом Сергием. В январе 1622 года
игумен Сергий и строитель Иона с
братией жаловались царю Михаилу
Федоровичу, что никаких угодий у
монастыря нет, пашни они «не водят», а денежной и хлебной руги
(казенного жалования) не получают,
«питатца и одеватца братьи и монастырь строити нечем» – приходится
жить за счет подаяния, «Христовым
именем». Они просили о назначении
им руги и отводе монастырю «в вотчину» двух рыбных ловель, которые
«лежат впусте, на оброк никому не
отданы». Царской грамотой от 25 января 1622 года предписывалось дать
жалование: игумену Сергию по 10
рублей в год, строителю Ионе и келарю Онуфрию – по 5 рублей каждому.
«Да им же… дати на монастырь безоброчно рыбные ловли: вниз по Туре
реке Баньшикову прорву… да по реке
ж по Туре прорву в Кривой Луке…» –
указывала грамота.
К 1624 году в Преображенском
монастыре было несколько строений: кельи игумена и строителя,
6 братских келий, теплая деревянная
шатровая церковь Преображения Господня, возведенная монахом Корнилием (Хоревым), «а в ней церковное
строенье, образа и книги и колокола
государева жалованья». Эти строения
обнесены были высокой оградой. С
внешней стороны ограды стояли дворы монастырского подьячего Ивашки
Огня и пономаря Елизарки Иванова.
К 1680 году хозяйство монастыря
значительно расширилось. Преображенской обители теперь принадлежало 405,5 десятины пашни (в трех полях), 153 десятины залежной земли
и 7550 копен сенных покосов. Землевладение увеличилось за счет новых пожалований от царя и вкладов
местных жителей, а также за счет покупки земельных участков. Количество братии возросло незначительно,
поэтому работы в монастырской вотчине выполнялись так называемыми
«монастырскими людьми», которых
к 1680 году было около 200 человек,
жившими в большинстве своем в тех
же монастырских деревнях – Каменке, Голышевой, Филинке, Балдинской, Ирюмской, Колмаковой и Щучьей. На время страды привлекались
также наемные работники. До нашего
времени дошли имена монастырских
настоятелей и строителей этого периода: игумен Варлаам (1639), старец Феоктист (1662), игумен Адриан
(1665), архимандрит Никифор (1668)
и архимандрит Антоний (1698).
В конце XVII века сложилась
традиция крестных ходов с Нерукотворенным образом Спасителя из
Спасской церкви в Тюменский Преображенский монастырь. Письменных
документов о начале крестных ходов
не сохранилось, а предание говорит
об этом так: «Назад тому двести и более лет (записано в 1882 году – прим. ред.) сделался чрезвычайный упадок
скота и смертность между жителями
села Каменского и соседних. Вследствие этого жители села Каменского
и соседних селений по уважению к
древности этой иконы, вероятно, особенной благодатной силы от нея испросили разрешения Духовного Начальства обойти со Святою Иконою
свое и соседственное селение. Когда
они обошли свои селения со Святою
Иконою, смертность между людьми и
мор скота прекратились. В память такого избавления от бедствий, с дозволения начальства, по желанию жителей Каменских и других селений и
установлен Крестный ход».
Происходил он следующим образом. Шестого июля начиналась литургия в тюменской Спасской церкви, к концу которой чтимый образ
приносился в монастырь, откуда, при
стечении большой массы народа, сопровождаемая духовенством, икона
Спасителя переносилась в монастырскую рощу. Там, на площади, совершался молебен с водосвятием, после
которого образ выносился за рощу на
дорогу, ведущую в деревню Воронину, и далее – через деревни Княжеву,
Метелеву, Фуфаеву – шествовал в
село Луговское за 12 верст от города.
Там совершалось всенощное бдение,
а наутро – литургия. После службы
икона переносилась через деревню
Кулакову в село Каменское, где также совершалось вечернее и утреннее
богослужение и молебны, после чего
образ в сопровождении духовенства
возвращался в монастырскую церковь, где оставался на продолжительное время (неделю и более). Молебны
служились в течение всего времени
пребывания святыни в обители, а
также совершались молебствия и по
домам затюменских прихожан. После
этого Нерукотворенный образ возвращался в Спасскую церковь.