![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||
![]() |
На начало | ||||||||||||||||||||
![]()
![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
![]() ![]() Наши баннеры ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Первопечатники диакон Иван Федоров и Петр Мстиславец
Иван Федоров родился около 1510 года. Точных сведений о дате и месте его рождения (равно как и о его происхождении) нет. По одной из версий, он был родом из Петковичей, на границе современной Минской и Брестской областей. По мнению ученого Е.Л. Немировского, первопечатник учился в Краковском университете в 1529-1532 годах. Так, в промоционной книге этого университета имеется запись о том, что в 1532 году степени бакалавра был удостоен «Johannes Theodori Moscus», т.е. «Иван Федоров Москвитин». В университетской метрике была обнаружена также и следующая запись: «Joannes Theodoride Phyetkowycze», что означает «Иван сын Федора из Петковиц». Других Иванов Федоровых за первые четыре десятилетия XVI века в метрике Краковского университета не встречалось. Предполагают, что в Кракове Иван Федоров впервые познакомился с печатным делом, ведь тогда там действовали три типографии. Известно, что в 1550-е годы Иван Федоров жил в Москве и служил диаконом в Кремлевской церкви Николы Гостунского. Этот храм и его священнослужители играли заметную роль в делах Московского государства середины XVI века.
Первая Московская типография была создана придворным священником Сильвестром в 1553 году и находилась в его доме (известно, по крайней мере, семь «анонимных», то есть не содержащих никаких выходных данных, изданий этой типографии). По мнению некоторых исследователей, Иван Федоров работал уже в этой первой Московской типографии. Поскольку священник Сильвестр впоследствии попал в опалу, его типография была сожжена.
Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Федорова и его «клеврета» Петра Мстиславца, стал «Апостол», работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 года. Это первая точно датированная печатная русская книга, вышедшая тиражом около тысячи экземпляров. Издание это как в текстологическом, так и в полиграфическом смысле значительно превосходило предшествовавшие ему анонимные. Первопечатники оформили «Апостол» по всем правилам палеографического искусства того времени. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа (ведущего оформителя русской рукописной книги начала XVI века), они сделали в этой книге богатые заставки каждого раздела, красочные виньетки в верхней части страниц, буквицы-инициалы. На следующий год в Московской типографии вышла еще одна книга – «Часовник», изданная дважды. После второго издания Часовника в период с 1565 по 1568 год Иван Федоров и Петр Мстиславец были вынуждены покинуть Москву. Причины ухода из столицы государства Российского были записаны Иваном Федоровым в послесловии к «Апостолу» 1574 года, изданному во Львове. В этой книге он написал, что в Москве нашлись люди, которые захотели «благое в зло превратити и Божие дело вконець погубити», на первопечатников «зависти ради многия ереси умышляли», «якоже обычаи есть злонравных и ненаучоных и неискусных в разуме человек, ниже грамотическия хитрости навыкше, ниже духовнаго разума исполнены бывше, но туне и всуе слово зло пронесоша. Такова бо есть зависть и ненависть, сама себе наветующи не разумеет, како ходит и о чем утверждается». Иван Федоров и Петр Мстиславец переселились в Великое княжество Литовское. В 1568 году печатники находились в Заблудове в имении гетмана Григория Александровича Ходкевича. Для поддержания Православной Церкви и защиты белорусской народности он задумал напечатать богослужебные книги на славянском языке, для чего и организовал типографию в своем имении. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии силами Ивана Федорова и Петра Мстиславца, было «Учительное Евангелие» (1568) – сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов. В этом Евангелии было помещено «Слово на Вознесение» святителя Кирилла Туровского – белорусского просветителя, которого современники называли «русским Златоустом». Впоследствии «Учительное Евангелие» неоднократно издавали в Великом княжестве Литовском. Эта книга стала последней, которую Иван Федоров и Петр Мстиславец издали совместно. На этом их жизненные пути разошлись. Летом 1569 года Петр Мстиславец уехал в Вильно (современный Вильнюс) и вскоре основал там большую типографию, оборудованную на средства православных купцов Кузьмы и Луки Мамоничей. Помощь в этом деле оказали Петру Мстиславцу также и богатые горожане Иван и Зиновий Зарецкие. В Виленской типографии в 1575 году Петр Мстиславец издал «Четвероевангелие» (Евангелие Напрестольное), в котором помещены четыре цельностраничные гравюры с изображением евангелистов в богато орнаментированных рамках. В январе 1576 года типограф закончил печатание «Псалтири». В 1574-76 годах выходит «Часовник». Отличительными чертами книг Петра Мстиславца являлись крупный красивый шрифт, заставки с растительно-цветочным фоном, красная вязь в начале глав, умелый набор текста с хорошим выделением строк и разнообразие надстрочных букв.
После разлуки со своим соратником Петром Мстиславцем Иван Федоров еще в течение года работал в Заблудовской типографии, где в 1570 году напечатал «Псалтырь с Часословцем», широко использовавшуюся также и для обучения грамоте. В конце этой книги помещена пасхалия в таблицах. Вскоре Заблудовская типография прекратила свою деятельность. В 1569 году была заключена Люблинская уния, окончательно закрепившая объединение Польско-Литовского государства, после чего отношения с Москвой обострились, а православие стало постепенно изгоняться из государства. Кроме того, гетман испытывал большие финансовые затруднения, и, по словам самого Ивана Федорова, «егда же приити ему в глубоку старость… повеле нам работания сего престати и художьство рук наших нивочтоже положити».
В начале 1575 года типограф покинул Львов и переселился в Острог по приглашению Острожского князя Константина. Четвертая типография Ивана Федорова была наиболее продуктивной, несмотря на то, что действовала всего лишь неполных четыре года – с 1578 по 1581 год. Уже в первый год Иваном Федоровым в Остроге была напечатана «Азбука », включающая в себя тексты как на славянском, так и на греческом языках. Поэтому в «Азбуке» 1578 года, кроме славянских, используются греческие шрифты – строчной и прописной, которые впервые были отлиты типографом специально для этого издания. Второе острожское издание «Псалтырь и Новый завет» вышло в свет в 1580 году. Это книга небольшого формата, украшенная 35 заставками, 38 концовками и 28 буквицами. Титульный лист книги, где находится ее полное название («Книга Новаго завета, в неи же напреди Псалмы блаженнаго Давыда пророка и царя»), заключена в гравированную на дереве рамку с изображением оленя и единорога. Композиционное и сюжетное построение рамки подтверждают энциклопедическую образованность Ивана Федорова, превосходное знание им западноевропейской книги своего времени. В том же году Иваном Федоровым была издана «Книжка собрание вещей нужнейших въкратце скораго ради обретения в книзе Новаго завета», составленная членом Острожской Академии Тимофеем Михайловичем Анничем. Эта книга представляет собой первый в истории восточнославянской бибиографии алфавитно-предметный указатель. В нем собраны изречения из Псалтири и Нового Завета в виде фраз и словосочетаний с отсылками к конкретным главам, зачалам, кафизмам текста. Фразы размещены в алфавите ключевых слов. Кроме масштабных изданий, Иван Федоров печатал и листовки. До нашего времени дошла лишь одна из них: «Которого месяца што за старых веков деело короткое описание» (1581). В литературе ее часто называют «Хронологией Андрея Рымши», поскольку эта двухстраничная листовка была составлена белорусским шляхтичем Андреем Рымшей. «Хронология» считается первым восточнославянским печатным календарем и первым отдельно изданным произведением белорусской поэзии. Она представляет собой перечень двенадцати месяцев, вслед за латинским, еврейским и украинским названиями которых помещены двухстрочные вирши, рассказывающие о наиболее важном, по мнению автора, событии, происшедшем в текущем месяце. Самым крупным, наиболее представительным и известным изданием Ивана Федорова стала Острожская Библия, напечатанная в 1581 году. Оригинал для Библии искали «в всех странах роду нашего, языка словенскаго », но эти поиски не принесли успеха – «ниже едина обретеся съвершена ». Хорошо выверенный и отредактированный список был привезен из Москвы от государя Иоанна Васильевича писарем Великого княжества Литовского Михаилом Гарабурдой. По содержанию и орнаментальному оформлению Острожская Библия напоминает издания Франциска Скорины, лучшие традиции которого Иван Федоров развил и умножил в своей творческой деятельности. Острожская Библия оформлена строго и просто. В книге нет фигурных гравюр. Библия была издана большим для того времени тиражом – 1500 экземпляров. Книга распространялась в великом княжестве Литовском, часть тиража отправили в Москву. Острожская Библия сыграла важную роль в духовном просвещении и развитии культуры восточнославянских народов. Это первая полная Библия на церковнославянском языке. Для Запада она явилась своеобразным свидетельством духовной зрелости русских, украинцев и белорусов. Перевод Библии на национальный язык и издание ее на этом языке говорили о росте национального самосознания, укреплении позиций родного языка. Острожская Библия явилась последним творением первопечатника. После ее издания типограф покинул Острог (по мнению исследователей, это произошло в конце 1582 – начале 1583 годов) и возвратился во Львов, где 5 декабря 1583 года диакон Иван Федоров скончался. Похоронен во Львовском Свято-Онуфриевском монастыре. На надгробной плите типографа (утрачена в 1883 году) была выбита надпись: «Друкарь книг пред тым невиданных». Деятельность первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца сыграла значительную роль в духовном просвещении славянских народов, в развитии отечественной культуры, укреплении русско-белорусских и русско-украинских культурных связей. Введение книгопечатания приравнивается учеными к введению письменности. Дело Ивана Федорова и Петра Мстиславца принесло великие плоды: печатная книга, имевшая в XVI веке и следующем столетии преимущественно духовный характер, заложила основу новой книжной культуры. Ученики Ивана Федорова и Петра Мстиславца продолжили печатное дело в Беларуси, России и на Украине. В знак глубокой благодарности типографам-просветителям первопечатникам были установлены памятники – Ивану Федорову в Москве (1909) и во Львове (1977), Петру Мстиславцу – во Мстиславле (2001).
По материалам сайта Полоцкого
| |||||||||||||||||||
![]() |