| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
«Умом Россию не понять...» Ф.И. Тютчев — политик и публицистФигура Федора Ивановича Тютчева — явление в культурной жизни России важное и особенное, но до сих пор малоизученное. Поэт, дипломат, философ, публицист, гражданин и патриот России, он оставил потомкам не только художественное, но и большое публицистическое, политическое наследие. Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября (5 дек. по нов.ст.) 1803 года в родовитой дворянской семье, в cejk Овстуг, расположенном у реки Десны, сорока верстами выше г. Брянска, входившего в то время в Орловскую губернию. Как это было принято в дворянских, се-мьях, он получил блестящее домашнее образование с гумаинтарно-лн-тературнын уклоном. Воспитателем его был С.Е. Раич {родной брат Московского Митрополита Филарета). Увлекаясь классической поэзией h он рано начал писать стихи, а в 14 лет стал сотрудником «Общества любителей российской словесности»-. С 1819 но 1821 год Тютчев проходил обучение на словесном отделении Московского университета. Закончив курс, он поступил на службу в Коллегою иностранных дел, служил в русской миссии сначала в Мюнхене (1822-37),. а затем в Турине (1837-39). Восприимчивость к новейшим достижениям европейского интеллекта сочетались в Тютчеве с исключительной чуткостью к судьбе России. После отставки с дипломатической службы в возвращения из Европы (1840, славянофильские симпатии поэта усиливаются. В своей дипломатической деятельности Тютчев активно служил интересам России, в го же самое время критикуя вредоносный для интересов страны курс министра иностранных дел К.В. Нессельроде. Кроме этого, он раскрывал вредную политику иезуитов и папства в судьбах народов Европы и мира. В своих депешах и записке царю Тютчев призывал к тому, чтобы внешняя политика страны соответствовала интересам России и успешно противостояла экспансии со стороны Запада (в том числе и Римской Церкви). 3 своих дипломатических депешах Тютчев также критиковал суть тогда еще молодого государства - США. Примерно в это же время у него созревает замысел гак и незавершенного трактата «Россня и Запад». В этом трактате Тютчев создает своего рода образ тысячелетней державы России. Излагая свое учение об империи» и о характере империи в России, поэт отмечал ее «право-славныи характер». Тютчев также говорил о том, что Россия, освободившая 30 лет назад Европу от наполеоновского господства, подвергается ныне постоянным враждебным нападкам европейской печати. В результате, пишет Тютчев, ту державу, которую «поколения 1813 года приветствовало с благородным восторгом... удалось с помощью припева, (...) почта удалось, говорю я, эту же самую державу преобразовать в чудовище для большинства людей нашего времени». Тютчев остро переживал револю-пнонние события в Европе. Катастрофическое мироощущение находило отклик и в его художественном творчестве, и в политических статьях. В статье «Россия и революция» Тютчев высказывает мысль, что в «современном мире» как бы сущЕствуют только две силы: революционная Европа и консервативная Россия. Здесь же излагалась и известная утопия Тютчева - идея создания славянско-православной державы под эгидой России. Анализируя противоречия революции как таковой, Тютчев подвергает ее резкому осуждению за то, что она не гнушается присвоением себе некоторых важных положений христианства, как это было, например, во времена французской революции, провозгласившей на своих знаменах идеи братства. В этом плане, сама революция «заменяет эти чувства духом гордости и вознесения человеческого Я во имя его автономии и превосходства». Для Тютчева революция на Западе началась не в 1789 году и не во времена Лютера, а гораздо раньше - источники ее связаны с папством. Этой теме Тютчев посвятил свою статью -г Папство и римский вопрос- (1850), ставшую своего рода продолжением статья * Россия и революция». Сама идея реформации вышла из папства, и из нее же проистекает непрерывная революционная традиция. Само папство сделало попытку организовать ч Царство Христа как мирское царство», и западная Церковь превратилась в «учреждение», «римскую колонию» в завоеванной земле. Этот поединок завершается двойным крушением: Церковь отвергается в реформации во имя человеческого. При этом само государство отрицается в революции. Славянофильские настроения Тютчева, искания «народной души* привели его к утверждению христианского смирения, терпения и самоотвержения. Эти русские устои он противополагал тому «апофеозу человеческого Я», «самовластию человеческого Я, возведенному в политическое и общественное право», которые составляли для Тютчева принцип революций Запада. В этот период и сама поэзия Тютчева подчинена государственным интересам. Он создает много «зарифмованных лозунгов» или -«публицистнческнх статей в стихах»: «Гус на костре», «Славянам», «Современное», «Ватиканская годовщина». Но среди них есть и гениальные стихотворения, переросшие свою первоначальную задачу: «Два единства», «Ты долго ль будешь за туманом..». Однако настоящей жемчужиной его творчества стали широко известные его строки, которые во многом характеризуют его мировоззрение: «Умом Россию не понять...». 17 апреля 1856 года действительный статский советник Тютчев был назначен председателем комитета иностранной цензуры. На этом посту, несмотря на многочисленные; неприятности и столкновения с правительством, Тютчев пробыл 15 лет, вплоть до своей кончины. 30 августа 1865 года Тютчев был произведен в тайные советники, тем самым достигнув третьей, а фактически даже второй степени в государственной иерархии. Воскресным утром 15 июля 1873 года великий русский поэт, философ, государственный деятель н дипломат Ф.И. Тютчев скончался в Царском селе. 18 июля он был похоронен на Новодевнчьем кладбище в Санкт-Петербурге.
По материалам статьи | |||||||||||||||