ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет





русской истории было много войн и военных конфликтов, но лишь одна из них по праву может называться Великой. У нас были великие победы и унизительные поражения, но только в войне с фашистской Германией 1941-45 гг. действительно стоял вопрос о самом существовании России как независимого государства и вообще физического выживания народов, ее населяющих.

Ни в одной войне не было столь очевидно, что мы должны победить, несмотря ни на какие лишения и жертвы, и, что еще важнее, наши враги должны были проиграть.

Война - это всегда ужасно, но страшно представить, что бы было с нами, если бы не было этой Великой войны, которая стала для всей страны, в том числе и для ее властей, настоящим прозрением.

После войны гонения на Церковь хотя и не прекращались (особенно сильными они были в правление Н.С. Хрущева), но верующих уже не расстреливали (мы сейчас и не понимаем, насколько это большая разница), и власть уже не могла до конца выскоблить из исторического сознания народа понятие о Церкви как нравственной и спасительной в годы национальных испытаний силе. На войне перед лицом смерти человек предстает таким, какой он есть на самом деле: в нем открывается и все самое высокое и светлое, и все самое низкое и темное. Поэтому для творцов культуры война, может быть, лучший повод поговорить о человеке.

«А зори здесь тихие...» Бориса Васильева (1969) - не просто самая знаменитая книга писателя, но и одно из самых искренних и трогательных произведений о Великой Отечественной войне.

Его военный опыт - оторванные от штабов, связи, медицинской помощи люди, ситуации, когда «маленький» человек вынужден брать всю ответственность на себя. Такова история пятерых девушек-зенитчиц, во главе со своим командиром - старшиной Васковым (которого величают по имени-отчеству, хотя ему нет и тридцати) - вступивших в бой с немецкими диверсантами на крошечном замкнутом отрезке земли.

Девушки уничтожают большой отряд немецких диверсантов. Казалось бы, это совершенно невозможно: фашистская спецгруппа превосходит и числом, и вооружением, и умением вести боевые действия. Кроме того, специально отобранным и обученным бойцам противостоят всего лишь женщины, притом очень юные, со всеми немощами, которые особенно присущи и женскому полу вообще, и юным людям в особенности. «А зори здесь тихие» - иллюстрация слов апостола Павла: «Немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1, 27).

Васильев не щадит читателя: нежные, юные, чистые девушки гибнут одна за другой. Так, очень убедительно, показывается несовместимость войны как убийства с человеческой, тем более женской, природой. Ни одна из девушек не погибает в бою в прямом смысле слова; умирают они изза того, что, на самом деле, для войны не созданы: одна тонет в болоте, куда сунулась по легкомыслию, другая вскрикивает от страха и выдает себя...

Их победа - это победа правды над силой, веры над расчетом (у девушек-зенитчиц не было никаких рациональных оснований на успех), любящего сердца над холодным рассудком (немцы добивают раненых, что логично для успеха операции, а героини фильма готовы безрассудно жертвовать собой друг для друга). В конечном счете, подвиг героев - это победа над смертью.

В 1972 г. по этой повести режиссером Станиславом Ростоцким был снят художественный фильм, любимый уже несколькими поколениями зрителей. Кинокартина «А зори здесь тихие» стала одним из самых популярных фильмов о Великой Отечественной войне (только в 1973 году в кинотеатрах ее посмотрело 66 млн. человек).

«Жизнь и судьба» Василия Гроссмана (1960) - произведение совсем иного масштаба и исключительно трагической судьбы. «Жизнь и судьба» - вторая часть дилогии «За правое дело» (1952), роман, решительно отвергнутый цензурой как «идейно порочный», с трудом сбереженный автором и его друзьями и впервые напечатанный в 1980 г. в Швейцарии уже после смерти автора. В центре действия - битва при Сталинграде, свидетелем и участником которой был Гроссман. Повествование совмещает множество сюжетных линий и тем: ошибки и подвиги командования, героизм рядовых солдат, предательство дружбы, любовь и измена, судьбы еврейского народа... Идейной же «порочностью» произведения, видимо, сочли то, что Гроссман показал войну не как смертельную битву двух непримиримых армий или держав, но как борьбу двух равно тоталитарных государств. Плюс картины советской коллективизации, террора 1937 года, гонений по национальному признаку... Из-за этого произведение, созданное в 1950-х гг. в России, смогли прочесть лишь во времена перестройки. Руководствуясь общечеловеческими ценностями, писатель сумел встать выше батальной схватки, уловив надругательство над народом в обеих странах и одновременно выявив высший, священный смысл войны: «В Сталинграде, где выяснилось, как хрупко и непрочно бытие человека, ценность человеческой личности обрисовалась во всей мощи».

Еще одна книга этого автора - «Сталинградские очерки».

«Горячий снег» Юрия Бондарева (1969) верно передал настроение 70-х гг.: правда о войне становилась все более горькой. Осознание ценности человеческого бытия делает воспоминания о войне тяжелыми, почти нестерпимыми. Это панорамная, эпичная повесть, в которой представлен взгляд на одни и те же события из солдатского окопа, из генеральской ставки, из наблюдательного пункта лейтенанта... Кроме того, в повести несколько параллельных сюжетных линий: генерал Бессонов, сын которого оказался в армии генерала Власова, противостоящий в страшном диалоге Сталину, нравственное противостояние младших офицеров Дроздовского и Кузнецова. Писательское внимание выходит за пределы конкретноисторического события, такого как война, пусть даже великая, и обращается к вопросам бытийным: в центре оказываются драматические отношения мужчины и женщины, трагические связи жизни и смерти, бытия с небытием.

Еще две книги Ю. Бондарева: «Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959).

«Пастух и пастушка» Виктора Астафьева (1967, окончательная редакция 1989) - произведение, охарактеризованное автором как «современная пастораль». Действительно, после прочтения оно вспоминается как повесть о любви. В зрелом творчестве Астафьев тяготел к сугубо нравственному аспекту в разработке военной темы, усилия его героев направлены не только на победу над врагом, но и на победу над разрушительными последствиями войны в собственных душах. Поэтому «действующими лицами» становятся здесь такие противостоящие начала, как любовь и война: «Одна истина свята на земле: материнство, рождающее жизнь, труд хлебопашца, вскармливающий ее».

Рекомендуем у этого автора: «Прокляты и убиты» (1990 - 1994).

«Возвращение» Андрея Платонова (1946) - совсем небольшой по объему рассказ, который, однако, нескоро забывается прочитавшим. Кроме того, он оказался трагически судьбоносным как для автора, так и для всей советской культуры. Война закончилась. Солдат возвращается домой. Казалось бы, «все хорошо», ведь враг побежден. Но война разбивала и те семьи, где все остались живы, ибо калечила и иссушала души. Герой встречается с женой и детьми после пятилетней разлуки - и почти не узнает их, точнее, не знает, какие они теперь. Также и они не знают, каков он. Горечь, ужас, ненормальность войны показаны отраженными в судьбах всего нескольких человек - и тем они виднее и страшнее.

Угроза разрушения семьи, сиротство ребенка и взрослого, дети, лишенные детства, - та правда, которая заставила критику охарактеризовать «Возвращение» как клеветнический рассказ, вследствие чего при жизни автора в печать не вышло больше ни одно его произведение (за исключением сборника сказок). Но, на самом деле, рассказ оптимистичен, хотя финал остается открытым: неизвестно, как сложится жизнь семьи, но солдат остается с детьми и женой, возвращается к ним - и к себе.

Еще одно произведение: «Одухотворенные люди: Рассказ о небольшом сражении под Севастополем».

«Иваново детство», реж. Андрей Тарковский (1962). Этот фильм стал первой полнометражной лентой великого режиссера, которая сразу же принесла ему всемирную известность и завоевала высокие призы на международных кинофестивалях. Это тем более удивительно, что молодой ре жиссер взялся за картину (по рассказу «Иван» В. Богомолова), которая до этого была провалена уже на этапе съемок, что, казалось бы, доказывало сложность и даже невозможность экранизации этого произведения.

Тема Великой Отечественной войны позволила прикоснуться к самым важным и трагическим вопросам человеческого бытия.

Война вообще не дело детей (как и женщин). Злу всегда ненавистно детство и материнство. Задача воинов, собственно, и состоит в том, чтобы оградить своих жен и детей от войны. В Великой Отечественной войне в некотором смысле на ней решается судьба мироздания. Никто не может остаться безучастным, и свой выбор должны сделать даже те, кто по самим законам природы должны быть избавлены от этого выбора.

Гениальность Тарковского проявилась, в первую очередь, в образе главного героя - Ивана, «сына полка» и в свои 12 лет уже опытного и незаменимого разведчика. Он не просто мальчишка, решивший поиграть в войнушку, и даже не просто искалеченный войной и рано повзрослевший человек, который мстит фашистам за дорогих и близких ему людей. Он относится к опасным разведывательным операциям с серьезностью, ответственностью и изобретательностью, которая встречается, пожалуй, только в детских играх. И у него есть, за кого мстить, и его месть справедлива. Но все-таки Иван остается на этой недетской войне по другой причине. С этой войны нельзя уйти самому, даже 12-летнему мальчику и даже если приказывает командир. В человеческой судьбе бывает момент, когда остается единственный выбор - честное исполнение долга или предательство.

Иван не возвращается с задания, и позже в захваченных архивах обнаруживаются документы о его расстреле. В первом варианте сценария предполагалось, что главный герой останется жив: попадет в концлагерь, и оттуда его освободят советские войска. Тарковский, однако, ни только не отступает от сюжета рассказа, но до предела заостряет трагическое противоречие: ради будущего человечества можно допустить, чтобы дети, которым и принадлежит это будущее, жертвовали своими жизнями (та самая слезинка ребенка Достоевского). На него нет ответа, но само оно вводит в круг еще более сложных и важных вопросов о тайне человеческой свободы и самом смысле жизни.

«В бой идут одни старики», реж. Леонид Быков (1973). Этот фильм удивителен сочетанием доброго юмора, тонкого лиризма и подлинной трагедии, что вместе дает зрителю душевное просветление. В военную жизнь подвиг входит буднично, становится нормой поведения человека, частью повседневности. Подлинные герои, как правило, - простые скромные люди, умеющие и пошутить (иногда петь песни и играть на музыкальных инструментах), и по-настоящему любить, и быть верными до конца, а когда надо, и отдать жизнь за правое дело. Об этом фильм Леонида Быкова.

По материалам сайта «taday.ru»

Наверх

© Православный просветитель
2008-19 гг.