ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



В январе 2010 года исполняется 5 лет мисионерской работы для глухих и слабослышащих в Томске. В городах Томске и Северске силами студентов семинари проводятся Божественные Литурги с сурдопереводом.



Как возникла идея создания прихода для глухих и слабослышащих людей?

- Идея создания прихода принадлежит Томским семинаристам. Все началось в 2004 году, когда студенты Андрей Цыганов и Евгений Морозов прогуливались по городу Томску и размышляли над вопросом о евангельской проповеди, несении слова Божия людям. Навстречу им попались два глухих человека, которые динамично общались между собой при помощи жестов.

Ребята поняли, что глухие, также как и слышащие люди, нуждаются в живом общении с Богом. Но в результате своего заболевания они не могут воспринимать проповедь и церковное Богослужение на слух. Поэтому группа студентов семинарии решила начать изучение жестового языка, чтобы нести свет Евангелия людям, лишенным слуха. Через некоторое время Евгений Морозов встретился в клубе ВОГ (Всероссийское общество глухих) с глухими людьми, и с помощью сурдопереводчика Ольги Андрейчик рассказал о Православии. В июне этого же года была проведена первая экскурсия по храмам города, после которой стало очевидным, что следует начать серьезную миссионерскую работу и совершать Богослужения с сурдопереводом.

Есть ли еще подобные приходы на территории нашей страны?

- Родоначальником проведения Богослужений для людей, лишенных слуха, является Симонов монастырь города Москвы. Там Богослужения совершаются в храме Тихвинской иконы Божией Матери. Впервые в истории Русской Церкви Патриарх Алексий II благословил рукоположить в священный сан двух слабослышащих прихожан Валентина Терехо ва и Павла Афанасьева. Сейчас первый служит священником, а второй – диаконом. Если судить строго по канонам церкви, то они запрещают рукополагать людей, имеющих физические ограничения, но Патриарх занял позицию милосердия и проявил себя как мудрый пастырь. В настоящее время в этом храме также служит глухой протоиерей Андрей Горячев.

Сваровская Нина: «Я с детства вместе с мамой посещала храмовые Богослужения. Но для меня было сложно понять молитвы и выразить свои просьбы к Господу и выделить, что есть грех. В 2004 году в наше общество пришел семинарист Морозов Евгений и стал разъяснять нам, как правильно молиться и очистить свою душу покаянием перед Господом. Очень благодарна, что в Томске ведется служба с сурдопереводом. Для глухих людей это очень нужно и важно».

В городах Екатеринбурге, Витебске, Минске службы переводят священники. В настоящее время из СМИ мы узнаем о том, что в разных городах России появляются прихожане, священнослужители, которые изучают язык жестовой речи и переводят Богослужения для глухих людей. Стоит отметить, что Томск является пока единственным городом, где сурдоперевод осуществляют студенты семинарии. Их трудами делается очень многое для служения таким людям. В настоящее время ежемесячно совершается Божественная литургия с сурдопереводом в Томске и Северске. Студенты семинарии, владеющие языком жестовой речи, с миссионерскими поездками выезжают в другие регионы нашей страны - Иркутскую и Кемеровскую области, Красноярский край. Везде глухие люди с большой радостью принимают православных семинаристов. Для меня, как для верующего человека, всегда радостно осознавать, что делаю какое-то доброе дело. Чувствую, что я нужен неслышащим людям и что они являются для меня самыми ближайшими родственниками. А жестовый язык - это как бы клей, который нас объединяет.

Как давно существует приход и что было сделано за это время?

- В январе 2010 года исполняется пятилетие миссионерской работы для глухих и слабослышащих людей в городе Томске. 7 января 2005 года впервые совершился Рождественский молебен для глухих, на котором присутствовало более 50 человек. Первая Божественная литургия состоялась 29 января 2005 года. На вопрос тележурналистов: «Как же вам удается услышать службу и почувствовать красоту церковного пения?». Глухие отвечали: «Да, мы не слышим, но чувствуем душой». В январе 2006 г. на средства, собранные неслышащими, в Томске была написана икона «Исцеление глухонемого», фотокопия которой была подарена каждому, участвующему в Богослужении.

В марте 2007 г. Евгений Морозов представил программу «Основы духовной культуры для глухих и слабослышащих детей» на Международный образовательный форум «УЧСИБ-2007» в г. Новосибирске и получил диплом и большую золотую медаль. В марте 2009 года Сергей Попов представил проект работы с глухими: «Социальное партнерство студентов Духовной семинарии и молодежи города Томска: опыт, механизмы реализации» на Международный образовательный форум «УЧСИБ-2009» в г. Новосибирске и получил диплом и малую золотую медаль.

Что можно сказать о прихожанах, есть ли какие-то особенности? Каковы особенности Богослужения на вашем приходе?

- Люди, лишенные слуха, живут в мире тишины. Молитва глухого человека чем-то напоминает молитву ребенка – она такая же искренняя и открытая. Ее нельзя услышать, но когда видишь, как человек обращается к Богу с помощью языка жестов, то сам начинаешь поневоле приходить в волнение, умиление и священный трепет. Глаза глухих людей горят искрой веры и духовной радости. Они очень внимательно следят за каждым жестом сурдопереводчика, чтобы не упустить слова молитвы. Особенностью сурдоперевода Божественной литургии является то, что молитвы «Святый Боже», «Символ веры» и «Отче наш» поются вместе с глухими людьми и студентамисурдопереводчиками, последние выстраиваются в один ряд на церковной солее. Переводятся на язык жестов общее последование исповеди, крещение, соборование, проповеди и другое.

Есть ли внебогослужебная прихрамовая жизнь в приходе, каково участие прихожан в организации жизни прихода?

- После Богослужений мы вместе с глухими людьми пьем чай в трапезной семинарии, проводим беседы на разные темы о духовной жизни, вручаем свежий номер газеты «Православие в мире тишины», которая выпускается один раз в месяц студентами семинарии. Один раз в месяц, в вечернее время, собираемся в актовом зале семинарии для просмотра фильма с сур- допереводом и его обсуждения. Вскрываем общие проблемы. Встречаемся с православным молодежным клубом, проводим беседы. Недавно студенты Томского государственного университета сняли короткометражный фильм, где рассказали о работе с людьми, лишенными слуха, в Томске. Еженедельно мы приезжаем в школу-интернат для глухих и слабослышащих детей и проводим занятия по основам православной веры.

Кто выступает в качестве сурдопереводчиков?

- В качестве сурдопереводчиков выступают студенты семинарии. Продолжателем дела Евгения Морозова явились Сергей Попов, Максим Владимиров, Владимир Хить. Студенты живут по определенному уставу, и каждый день в течение всего учебного года длится по расписанию. Не всегда хватает свободного времени для совершенствования жестового языка, обучения других студентов богослужебным жестам. Господь никогда не бывает в долгу перед человеком - время, силы, вложенные в служение глухим людям, возвращаются Богом сторицею.

Сергей, что тебя заставляет бескорыстно заниматься духовным просвещением глухих людей, жертвуя своим свободным временем?

Саватова Лидия: «После выпуска школы я посещала храм, но так как я не слышу, просто смотрела иконы в храме и, глядя на слышащих людей, крестилась. Теперь я с радостью прихожу в Богоявленский собор, потому что там есть сурдоперевод. Проводит его семинарист Попов Сергей. Большое спасибо, что есть добрые люди. Считаю, что нужно семинарии организовать группу для обучения сурдопереводу».

- Родился я и вырос в семье нецерковных родителей, был не крещен. Однако, еще обучаясь в школе, читал Библию, которую мне подарила тетя. Духовные истины, которые там содержались, падали мне на юное сердце как зерна на добрую почву. Хотелось жить, действовать так, как было записано в этой Книге. Уже в те годы твердо решил для себя, что буду христианином. Не скрывая свои благие душевные порывы, рассказывал о Христе своим товарищам. Стоит заметить, что после таких проповедей, я испытывал подлинную духовную радость. Особенно запомнился эпизод, как один мой «ученик» под воздействием на него Слова Божия бросил курить.

После окончания школы поступил в Иркутский техникум, где обучался на юрисконсульта. В городе Иркутске нашел православный храм, покрестился и начал вести активную христианскую жизнь. Среди молодежи также часто говорил о Боге, о Его вечных истинах. Где бы ни находился, везде приходилось проповедовать, отвечать на вопросы людей, которые находились в духовном поиске.

В настоящее время обучаюсь на 5 курсе Томской духовной семинарии. Два года тому назад впервые пришел на Богослужение с сурдопереводом, которое проходило в кафедральном соборе Богоявления. Вспоминаю сейчас, как искренно люди, лишенные слуха, молились Богу, как благоговейно налагали крестное знамение. Мое сердце не осталось равнодушным к такому благому служению глухим людям, и я начал изучать жестовый язык.

Находишь ли ты понимание и поддержку среди томских семинаристов?

- Когда я только начинал изучать жесты, то братья относились к этому критически, иногда подсмеивались. Но в один миг все вдруг изменилось! Студенты семинарии стали проявлять живой интерес к жестовому языку и начали с моей помощью изучать пальцевую (дактильную) азбуку. Почему так вдруг произошло, я и сам не знаю, что сказать. В настоящее время ручной азбукой владеют где-то 40 % семинаристов. Дактиль многим помогает в учебной жизни семинарии. Когда студента вызывают к доске, то сосед по парте может подсказать любой ответ на вопрос преподавателя пальцами, без слов.


Кто будет продолжателем этого дела в Томской семинарии?

- Пока трудно ответить на этот вопрос. В следующем году с пятого курса будут выпускаться три студента, владеющие языком жестовой речи. Были два человека младших курсов, на которых я возлагал большие надежды. Но в силу ряда причин они оставили обучение в духовной семинарии. Поэтому в следующем учебном году предстоит положить много трудов для обучения студентов младших курсов. Также надеюсь на помощь Божию и верю, что это благое дело получит свое продолжение. Хочется верить, что Слово Божие, являющееся зернами истины для глухих людей, принесет обильные плоды Господу.

Если подвести некоторые итоги, то, как можно оценить пройденный путь. Какие успехи и какие трудности существуют в жизни прихода?

- Трудности заключаются в том, что в настоящее время еще нет священника в Томске, знающего язык жестовой речи, который мог бы исповедовать глухого человека на его род- ном жестовом языке. Поэтому неслышащие люди записыва- ют свои грехи на листе бумаги и отдают священнику. Связь получается односторонняя, священник не может дать совет или ответить на вопросы исповедующегося человека, но, не- смотря на трудности, наш приход живет и развивается.

Предполагаются ли какие-то изменения, расширение дея- тельности прихода?

- У нас есть заветная мечта: вырастить своего священника, который мог бы самоотверженно служить глухим людям. В перспективе мы видим расширение сурдоперевода Богослужений и миссионерской деятельности в других епархиях нашей церкви.

Отвечал на вопросы редакции Сергей Попов,
студент 5-го курса Томской Духовной семинарии

Наверх

© Православный просветитель
2008-22 гг.