ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Слово на Рождество

О. Иоанн Кронштадтский

Нас ради родися
Отроча Младо Превечный Бог.

Кондак на Рождество Христово

Рождество по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - событие бесконечно великой важности. Безначальный, всеблагий, всемогущий Творец и Царь веков, приклонив небеса, сошел ныне на землю; бесплотный стал Плотоносцем от Пречистой, неискусобрачной Девы действием Святого Духа. И где же родился Сей чудный Младенец-Бог? В убогом пастырском вертепе, ибо не было для Него места в обитаемом граде. Приди сюда и приникни умом и сердцем, взором и слухом, все славное на земле, все великое, родовитое, разумное, просвещенное, и подивись несказанному снисхождению Божию, этому Младенцу и Предвечному Богу, и слушай разумным слухом ангельскую песнь: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 14)! Приди сюда, земная знатность, богатство, царская держава, всякая власть; приди, юность, мужество, старость, мужской пол и женский, и повергнись с верой, смирением и любовью пред Тем, Кто, будучи Богом безначальным, Коего начальство на раме Его (Ис. 9,6), смирил Себя для нас до образа рабия и стал Человеком, чтобы истинно возвысить человека и обожить его. Ныне небо и земля составляют один собор и прославляют вместе рождество Богочеловека. Приникнем любомудрствующим умом в тайну воплощения, насколько нам открыло ее само Слово Божие. Нас ради родися, - поется в церковной рождественской песни, - Отроча Младо Превечный Бог. Это значит - для нас стал человеком Превечный Бог, не переставая быть Богом, но всегда пребывая Им без смешения и разделения естеств. Восклони свою поникшую главу, грешный человек, или опусти свое гордое чело, надменный земной мудростью, властью, богатством, славой, силой, красотой и чем бы ни было дольним, исчезающим подобно дыму. Ты был отринут от Бога - источника жизни - за грехи твои, за бесчисленные страсти, коим ты поработил себя; ты носил на себе печать проклятия Божия, был в тени и сени смертной (Мф. 4, 16) и был бы в бесконечные века в узах смерти и муках ада. И вот по единому милосердию ради безмерной благости Своей Бог Сам пришел для тебя на землю, чтобы взыскать тебя, заблудшего, погибшего, Сам сделался Человеком, уподобился тебе во всем, кроме греха, чтобы ближе, осязательнее, очевиднее подойти к тебе, просветить тебя, темного, поднять падшего, очистить оскверненного, утвердить колеблющегося, подобно трости, ветром колебаемой (Мф. 1, 7; Лк. 7, 24), разорить неодолимую преграду, которую поставил грех между Богом и человеком, разрушить проклятие, поставил грех между Богом и человеком, разрушить проклятие и Самому на Себя взять это проклятие через страшные Голгофские страдания и мучительнейшую смерть на Кресте, чтобы источить благословение Отца Небесного всем верующим, чтобы разрушить ад и извести из него всех, кого нашла правда Божия и безмерное милосердие достойными освобождения из этой темницы, уготованной диаволу и слугам его, чтобы победить смерть и воскресить всех умерших славным Своим Воскресением и возвести достойных на небеса для жизни вечной и соцарствия с Богом в свете и блаженстве. Ликуй же и веселись, вся земля, красуйся, Христова Церковь, восприявшая от Своего Главы - Христа все богатство Его искупления и благословения и неисчетных духовных даров - правды, мира, освящения - и неисчетных чудес. Ты уже просветила, освятила, укрепила непобедимой силой Христовой в подвигах за веру и спасла бесчисленное множество избранных - апостолов, святителей, мучеников, преподобных и праведных, всюду и из всех сословий угодивших Богу, совершенно примеренных с вечным правосудием Отца Небесного и получивших от Него достойные почести горнего звания, для коих воплотившийся Господь Иисус отверз врата Царства Небесного, переселив с земли на небо истинное отечество наше. Итак, для нас пришел на землю Царь Превечный. А мы со своей стороны что должны делать? Нужна взаимность. Если со стороны Божией такое снисхождение, такое истощение, то и от нас требуется самоотвержение. Господь всего Себя предал за нас: мы сами себя и весь живот наш предадим Ему, нашему Господу и Животу бесконечному. Нас, ставших Ему чуждыми по причине грехов, Он хочет приблизить и присвоить Себе чрез веру, покаяние и добродетель. Приблизимся же к нему всем существом, предадим ему разум, сердце, волю, душу и тело. Приблизился к нам Господь, облекшись во всего человека - облечемся и мы во Христа, по слову апостола: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Пришел Освободитель к нам, пленникам греха и смерти - поспешим и мы освободиться из плена страстей, ибо вся душа и все тело, все пять чувств наших в плену греха, вся пята наша, о которой сказано было врагу, обольстившему первых людей: Ты будешь блюсти его пяту, между тем как Семя Жены, т.е. Искупитель Человека, сотрет тебе главу (Гал. 3, 27). Пришел Обновитель естества, обветшавшего грехом - поспешим обновиться и совлечься ветхого человека со всеми мертвыми делами, со всеми страстями. Господь разорил крепкую преграду, отделявшую нас от Бога, разрушив ее крестом и смертью, и приблизил нас к Богу, Отцу Своему Небесному. Пойдем же к Богу усердно, твердо, спешно, невозвратным покаянием, благими делами, доколе имеем время делать, доколе смерть не лишила нас возможности поспешать к вечной жизни. Господь простер к нам руку помощи, без которой мы погибли бы невозвратно, - ухватимся же за спасающую Его десницу, чтобы не утонуть в пучине греха, наводняющего мир. Господь основал на земле Церковь, которой предоставил все средства, все силы благодатные к жизни праведной, - будем держаться всем сердцем Его святой Церкви, поучаться из Евангелия, принимать спасительные таинства, назидаться богослужением, повиноваться богопоставленным пастырям, беречься расколов и сект. Да соединятся в любви и взаимном доброжелательстве все племена и народы; да водворятся мир на земле и единомыслие, честный труд, благонамеренные науки и полезные искусства, взаимное повиновение, уважение ко всякой власти, повиновение детей родителям, уважение и твердость брачных союзов. Да воскликнем же ныне все как бы едиными устами и единым сердцем: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! Аминь.

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.