ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Молодежное движение епархии

Интервью с председателем молодежного движения Тобольско-Тюменской епархии диаконом Иоанном Казанцевым

- Отец Иоанн, расскажите, пожалуйста, как появилось молодёжное движение в нашей епархии?

- Приходы Тобольско-Тюменской епархии всегда отличались обилием молодых людей. С момента открытия приходов начинали функционировать Воскресные школы, формировались кружки молодежи, в которых бурлила церковная жизнь. Многие из тех людей уже окончили Тобольскую Духовную семинарию или Тюменское Духовное училище, Регентское или Иконописное отделение, Теологический факультет в Сургуте, кафедру религоведения в Тюмени. Некоторые приняли священный сан или несут другие церковные послушания. Третьи получили светское образование, создали семью и продолжают трудиться на благо Церкви.

Со временем появилась необходимость объединить эти локальные движения, дать возможность православным молодым людям общаться на более широком уровне, делиться опытом и участвовать в общих мероприятиях. Так постепенно молодежные кружки сплотились вокруг благочиний, а после были объединены в православное молодежное движение «Сибирь Молодая Православная». Первоначально движение не было официально оформлено и существовало в рамках Епархиального отдела по делам молодежи, который был создан по благословению архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия в 2000 году и находился под управлением иерея Вячеслава Горшкова. На приходах были сформированы ячейки движения и организована деятельность. В 2001 году в Тобольске состоялся съезд рабочей группы движения, который принял решение просить благословения Архиепископа Димитрия и Святейшего Патриарха на регистрацию «Сибири Молодой Православной». После получения благословения был созван Учредительный съезд движения, на котором утвердили устав межрегионального молодежного общественного движения «Сибирь Молодая Православная». В том же 2001 году ММОД СМП получила государственную регистрацию, а Учредительный съезд в Тобольске стал первым съездом движения. Председателем Правления был избран иерей Вячеслав Горшков. На этом посту его последовательно меняли: Тарасевич И.А., иерей Петр Овсянников и нынешний председатель – диакон Кирилл Сысоев.

«Сибирь» постепенно расширяется, одни люди взрослеют и выходят из движения, на смену им приходят более молодые, и это накладывает отпечаток на весь облик «Сибири». Те кружки, которые были в начале формирования движения ушли в прошлое, их преемники – сторонники более активной жизненной позиции, они стоят перед лицом современности и должны дать достойный ответ своим сверстникам, по слову апостола Петра: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет. 3, 15).

- Кто входит в молодёжное движение сейчас? Это те молодые люди, которые уже ходят в храм или не только они?

- Преимущественно членами движения являются воцерковленные молодые люди, однако процесс «вхождения» в Церковь бесконечен и степень религиозности каждого прихожанина различна. Поэтому во многих случаях деятельность движения приобретает миссионерский характер, когда нецерковные молодые люди через общение с православной молодежью приходят к Богу, пересматривают свои ценности, освобождаются от рабства греха. Сложно молодому человеку резко влиться в Церковную жизнь, необходимо, чтобы кто-то объяснил ему суть христианства на доступном ему языке, показал красоту Православия, а не набор стандартных стереотипов. Именно сверстники из «Сибири Молодой Православной» и могут в этом помочь. Движение – это не только центр организации досуга и молодежного общения, это участие в реальной жизни, в жизни Церкви, в которой есть место и тем, кто пришел в третий час, и в шестой, и в одиннадцатый (ср. Мф. 20, 1-16).

- В каких городах и посёлках области молодые люди проявляют себя наиболее активно?

- В Церкви каждый имеет свой дар, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, и нельзя сказать, что одни молодые люди активны, а другие – нет. Молодежь может проявлять себя по-разному. Не все диакона в Русской Православной Церкви такие, как отец Андрей Кураев, не все священники такие, как отец Дмитрий Смирнов, однако в этом и заключается универсальность Церкви. Если взять как критерий активности православной молодежи их количество и реализацию молодежных программ, то можно выделить следующие центры: Сургут, Тюмень, Нефтеюганск, Ноябрьск, Нижневартовск. Но еще раз оговорюсь: это не значит, что в других городах молодежь не активна, просто в перечисленных городах сформировалась достаточно сильная база, которая не может оставаться незамеченной.

- Какие главные задачи ставятся перед молодёжным движением в наше время?

- Молодежное движение – это «легкая конница» (если так можно выразиться) войска Христова. Ее задача – проповедь Евангелия за порогом храма, там, где не всегда может проповедовать священник. Именно это миссионерское служение является приоритетным. Не обязательно это будут какие-нибудь громкие акции, как то выступления на рок концертах и так далее. Куда важнее проповедь жизнью среди обычной молодежи: одноклассников, родственников, соседей и друзей.

- Во многих епархиях нашей Церкви имеются братства «православных следопытов», «православных скаутов». Эти организации используют в основе своей работы с молодёжью такие направления, как туристические походы, военно-патриотические лагеря. Есть ли у нас такой опыт?

- «Братство Православных Следопытов» - это молодежный проект Синодального отдела по делам молодежи, который выдвигается как приоритетный. Однако условия во всех епархиях различаются и нужно разбираться, что такое православный скаутинг.

Преимущества скаутинга налицо – христианское воспитание в духе патриотизма и любви к природе, освоение навыков выживание в условиях дикой природы, дисциплина и особая форма одежды (синие рубахи с трехцветным галстуком), что особенно нравится детям. Однако универсальной эту форму работы с молодежью назвать нельзя по нескольким причинам. Во-первых, возраст детей, желающих жечь костры, ночевать в палатках и завязывать морские узлы ограничен (с 5-го по 9-й классы). Во-вторых, в городах, где есть православные гимназии (а таких городов в епархии много), почти вся православная молодежь и так ходит в форме (зеленые кителя), получает православное и патриотическое воспитание, занимается спортом.

Православный скаутинг уместен там, где нет православной гимназии, а также принципы скаутинга помогают при проведении детских лагерей. Например, гораздо интереснее, когда все члены лагеря ходят в форме с различными нашивками. У мальчиков-пономарей нашивки с изображением кадила, у девушек – камертон, у поваров – половник и так далее. Это сделает лагерь привлекательней в глазах детей, но опять же до определенного возраста.

В нашей епархии проводятся православные лагеря, и многие принципы скаутинга там воплощаются в жизнь. В первой половине августа состоялся детский православный палаточный лагерь «Земля надежды» в тундре Ямало-Ненецкого автономного округа, в лагере приняли участие коренные жители Севера и воспитанники Тобольской православной гимназии. Дети занимались не какими-то выдуманными состязаниями, а попросту полноценно участвовали в реальной жизни стойбища. Воспитательная польза от этого несказанно больше, чем от различных эстафет и конкурсов, потому что молодежь не «играет в жизнь», а участвует в ней: ребята с радостью заготавливали дрова, ловили рыбу на ужин, собирали грибы и ягоды, а по праздникам помогали на Богослужении. Ребята менялись просто на глазах: к концу лагеря от расхлябанности не осталось и следа. Самое главное, что все было без всякой искусственности.

- В прошлом номере журнала «Православный просветитель» мы писали о миссионерской экспедиции «Славянский ход». Какова роль студентов Тобольской семинарии в духовно-просветительской работе в обществе?

- Студенты Тобольской Православной Духовной семинарии также являются членами Движения и не отделяют себя от других правосланых молодых людей. Их образование, а зачастую и незаурядные способности, позволяют активно участвовать в миссионерской деятельности и в работе с молодежью. Помимо миссионерских поездок, во время которых семинаристы общаются в основном с молодежью (школьниками и студентами), важную роль играет представительский отдел семинарии. Студенты проводят экскурсии с элементами миссионерской беседы по Тобольскому Кремлю и семинарии. Также воспитанники во время летних каникул работают наставниками в детских лагерях, где своим примером положительно влияют на подрастающее поколение, прививают традиционные православные ценности и показывают, что христианство - это не вчерашний день, а настоящее или, точнее, будущее всего человечества.

- Есть ли опыт молодёжного служения в детских домах, помощь престарелым людям, вообще, служения милосердия в других видах?

- Молодежное служение в детских домах и домах престарелых – важная и неотъемлемая часть молодежного служения в Церкви. Как правило, она сводится к встречам на большие церковные праздники, к простому человеческому вниманию – тому, чего так не хватает этим людям. Также распространено православное сестричество – уход за больными в медицинских учреждениях. Милосердие – это любовь в действии, а поэтому оно должно быть обращено ко всем людям, но это не способ прозелитизма. Люди должны стать христианами не потому, что им помогли в трудной ситуации, а потому что нравственная основа Православия в любви к Богу и людям.

- В чём заключается участие молодёжи в приходской жизни?

- В жизни прихода молодежь проявляет себя самым различным образом. Помимо участия в богослужебной жизни (пономарство, пение на клиросе, сохранение порядка в храме) православная молодежь занимается катехизацией и просветительской деятельностью (беседы с молодыми людьми перед крещением, преподавание в младших классах Воскресной школы, проведение круглых столов). Особенно полезным и актуальным является послушание привратников, когда приветливые молодые люди встречают приходящих в храм, объясняют основы православия и поведения в храме – чего так часто не хватает в наших храмах. Наиболее творческие и способные могут организовывать молодежные конкурсы, творческие фестивали, спортивные соревнования и многое другое. Также молодые люди создают и поддерживают сайт храма, на котором отображается вся информация относительно мероприятий, которые проводятся на приходе.

- Как вы думаете, каково значение участия молодого верующего человека в жизни молодёжного движения для него самого?

- Помимо несравненной духовной пользы, участие молодого верующего человека в жизни молодежного движения помогает ему наилучшим образом изучить православное вероучение, личным опытом усвоить Предание Церкви, воплотить в жизнь христианские идеалы нравственности. Общение среди молодых христиан заложит в душе твердый нравственный фундамент, что даст свои плоды в виде крепкой семьи, воспитанных детей, добросовестного труда, хорошего здоровья и множества искренних друзей.

- В крупных городах, да, наверное, и не только, несмотря на проводимую работу, молодёжь, всё-таки, испытывает дефицит общения. Всё-таки есть момент разобщённости, недостаёт системности в деятельности православной молодёжи на местах, работа строится на энтузиазме отдельных личностей. Что нужно, чтобы это преодолеть?

- Задача православного молодежного движения не состоит в том, чтобы выровнять всех людей по одному шаблону. Нужно стремиться не только к масштабной деятельности, но надо понимать, что молодежь – это не абстрактное понятие, а конкретные и неповторимые личности. Один человек не может сидеть на месте, его тянет к активной деятельности, проведению концертов и соревнований, а другому по душе изучение богословия и Священного Писания, катехизация и прочая интеллектуальная работа, третий ходит по больницам и утешает недужных. Нельзя же одному из них запретить его род деятельности или заставить делать то, что не нравится. Единственность молодежного движения не означает его однородности. Вся церковная жизнь, и молодежное служение в частности должны строиться по принципу, высказанному блаженным Августином: «В главном – единство, во второстепенном – разнообразие, но во всем – любовь».

- В 2008 году очередной VIII съезд движения «Сибирь Молодая Православная» пройдёт 20 - 21 октября в городе Тюмени. Что бы вы пожелали его участникам?

- Я хочу пожелать молодежи служить Богу и всем людям тем даром, какой каждый получил.

Интервью подготовил
священник Григорий Мансуров

Наверх

© Православный просветитель
2008-19 гг.