ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Федоровская икона

20 октября Феодоровская икона Богородицы прибывает в Тюмень

Среди особо почитаемых икон на Руси с древнейших времен известен был образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Феодоровский». Предание приписывает этой знаменитой иконе весьма древнее происхождение и написание самим евангелистом Лукой, однако, неизвестно кем и когда принесена она была в русские земли.

Впервые об этой иконе упоминается на Руси в начале XII века, когда она стояла в часовне у города Китежа. Вскоре радениями великого князя Георгия Всеволодовича здесь был основан Городецкий монастырь. После опустошительного разорения и сожжения монастыря, икона чудным образом была явлена вновь. Младший брат св. блгв. князя Александра Невского, князь Василий Костромской, во время охоты заблудился в лесу, это случилось 16 августа 1239 года, на одном из деревьев он увидел чудную икону Богородицы, которую хотел снять, однако та внезапно поднялась на воздух. По возвращении в город, князь Василий рассказал о чудесном образе духовенству и народу, после чего все двинулись в указанное князем место. Только священники, с которыми он пришел из города, смогли снять ее с дерева и привезти в Кострому. С тех пор существует обычай поднимать Феодоровскую икону только руками священников. В Костроме она была поставлена в соборе Федора Стратилата, построенном еще Юрием Долгоруким. Отсюда икона стала называться Феодоровской.

Соборный деревянный храм вскоре сгорел, но на третий день после пожара икона «Феодоровской» Богоматери была найдена в пепле неповрежденной, а вскоре вместо сгоревшего собора был воздвигнут новый. Некоторое время спустя в соборном храме вновь случился пожар. Когда народ бросился к чудотворному образу, чтобы спасти его, увидели, что икона стоит на воздухе над огнём. Видя, что Богоматерь желает забрать икону у города за грехи жителей, все начали слезно молить Богородицу не оставлять их, тогда святой образ спустился и, поддерживаемый невидимой силой, стал посреди городской площади.

В 1260 году, во время нашествия на Кострому татар, от иконы Богоматери было явлено великое чудо. Когда войско вступило в битву с неприятелем, пречистый образ, который несли с молебным пением, начал источать свет ярче солнечного, который, ослепляя и опаляя татар, поверг их в неописуемый ужас и обратил в беспорядочное бегство. После победы князь Василий повелел поставить икону в Успенском соборе и богато украсить драгоценной ризой - «златом и серебром, и камнем драгим, и бисеры многоцветными и жемчуги драгими». Здесь, в соборе, икона пребывала до 1929 года.

«Феодоровская» икона Богоматери, особо почитаема на Руси еще и потому, что именно через этот образ дано было благословение Божие на царствование Михаилу Федоровичу Романову, избранием которого на русский престол, совершившемся в 1613 году, завершилась государственная смута, долгое время терзавшая державу Российскую. Из Москвы в Кострому было послано посольство Земского собора, которое принесло с собой икону Богородицы «Владимирской» и икону московских чудотворцев. В Костроме их встретило духовенство с «Феодоровской» иконой и все отправились в Ипатьевский монастырь, где находился юный Михаил со своей матерью инокиней Матреной.

Долго проходило «умоление» Михаила на царство. Юный Михаил и его мать категорически отказывались от столь тяжкого бремени. Наконец, архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит взяв на руки «Владимирскую» икону сказал: «Для чего икона Пресвятой Богородицы и московских чудотворцев шествовали с нами в отдаленный путь? Если нас не слушаетесь, то ради Богоматери и великих святителей склонитесь на милость и не прогневляйте Бога». Против таких слов не устояла старица Матрена. Она упала ниц перед иконой «Феодоровской» Богоматери и произнесла: «Да будет воля Твоя, Владычица! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истины, на благо Себе и Отечеству!». В память об этом событии было установлено (14 марта ст.с.) ежегодное празднование в честь «Феодоровской» иконы Пресвятой Богородицы в дополнение к ее явлению 16 августа (ст.с.).

Отправившись в Москву, Михаил Федорович взял с собой список с чудотворной иконы и поставил ее в придворной церкви Рождества Богородицы «на Сенях». С этого времени «Феодоровский» образ Богородицы особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых.

Последняя императрица Александра Федоровна особо почитала этот образ Богородицы. В Екатеринбурге в доме Ипатьева найдена была принадлежавшая императрице Федоровская икона Божьей Матери. После расстрела царской семьи икона, по словам монахини Феофании, «омрачилась». Всегда светлая, почернела. А в 30-х годах был взорван Успенский собор - главный храм Костромы, где князем Василием поставлена была икона и где обрела она свой дом.

Еще в 1921 г. икона оказалась в реставрационных мастерских академика И. Грабаря. Больше 40 лет ее не было в Костроме. В 1964 г. костромской протоиерей, наконец, добился, чтобы икону «отпустили» обратно. Ее поставили в церковь Воскресения на Дебре - новый кафедральный храм города. 29 августа 1990 г. начался первый за долгие годы Крестный ход - путь через весь город с остановками для молебнов. Архиепископ Костромской и Галичский Александр нес на своих руках чудотворную Федоровскую икону Божьей Матери. Многие тысячи горожан вышли на улицы встречать свою святыню.

18 августа 1991 года чудотворная икона «Феодоровской» Богоматери была торжественно перенесена в воссозданный из руин Богоявленско-Анастасиин собор, ставший новым кафедральным собором. Она издавна почитается верующими не только как чудотворная, но и как особенно покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, перед ней молятся Богоматери о даровании помощи при трудных родах. На протяжении многих веков наши благочестивые предки приводили своих детей к чудотворному образу для благославления на добрую жизнь.

Материал подготовила
И.В. Ильина

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.