ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Значение Богослужений страстной седмицы


ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

В этот день Святая Церковь своими песнопениями призывает встретить «начало страстей Господних» и последовать за Господом на пути в Иерусалим.

Грядущие невинные страдания Спасителя показаны в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа. «Иосиф, - говорится в Синаксаре, - есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для своих единоплеменников, продается учеником за тридцать сребреников, заключается в мрачный и тесный ров-гроб и, восстав из него, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и в конец побеждает его, владычествует над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом - Своею Живоносною Плотию».

Из событий Евангельских в этот день вспоминается иссушение бесплодной смоковницы. Для нас значение данного евангельского повествования таково: смоковница изображает всякую душу, не приносящую плода покаяния, почему Святая Церковь и взывает к нам: «Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения (проклятия) убоявшеся, братие, плоды, достойны покаяния, принесем Христу, подающему нам велию милость».

Утреннее Евангелие предлагает нам притчу о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина. В этой притче, изображающей ожесточение иудеев, избивавших пророков, а с пришествием на землю сына Божия, распявших и Его самого, нельзя не видеть и страшного осуждения христиан, нарушающих заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающих распинать сына Божия своими прегрешениями.

В Евангельском чтении на литургии мы слышим о судьбе иудейского народа и о кончине мира. Изображением великих бедствий и признаков разрушения Иерусалима и кончины века верующие побуждаются среди зла к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве, бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради» (Мф. 24,14-22).

ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК

На утрени этого дня вспоминаются события, описанные у евангелиста Матфея (22-23 главы). Однако содержание службы вторника заимствовано из притчи о десяти девах, о талантах и из продолжения, положенного в понедельник, повествования о втором пришествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к употреблению дарованных нам способностей и сил на спасение души, особенно через дела милосердия, которые Господь принимает как бы оказанные Ему Самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40).

ВЕЛИКАЯ СРЕДА

Этот день – день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26, 6-17). Здесь в доме Симона прокаженного в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, некая жена-«грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке. Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку жены «грешницы», родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой среды прославляется жена«грешница» и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК

Всенощная накануне Великого четверга посвящена Тайной Вечере, за которой Спаситель установил Таинство Евхаристии, повелев, чтобы Пасха Нового Завета вкушалась в память Его Самого, Его Тела и Его Крови, пролитой во отпущение грехов. В Богослужении этого дня вспоминается также предательство Иуды.

Вот о чем говорит Тропарь Великого четверга: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся (просвещались), тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся (обезумел) и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю (собиратель), сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия (беги от ненасытной души, видя, на что она дерзнула по отношению к Учителю). Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе».

Созерцая Спасителя уже в последние пред страданиями минуты, Святая Церковь в своих песнопениях глубоко скорбит и сострадает Ему, но, зная, Кто этот Страдалец и зачем Он идет на смерть, дает не менее места и чувству благоговейной любви к Грядущему на вольные страсти.

Евангельское чтение этого дня - особое, составленное из описаний Тайной Вечери всеми четырьмя евангелистами. «Херувимская песнь» и причастные стихи заменяются пением следующей молитвы: «Вечери Твоея тайныя днесь (сегодня), Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

ВЕЛИКИЙ ПЯТОК

Всё Богослужение Великого пятка посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека. Утреня Великой пятницы служится в четверг вечером. Главная особенность этой службы - чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы.

Первое и самое длинное из них - Евангелие от Иоанна, в котором Господь открывает Себя как «Путь и Истину и Жизнь», как драгоценный дар Божией Любви, соединяющий людей с Ним и друг с другом. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». И весь разговор Христа с апостолами прочерчивается радостью спасения и искупления среди мрака и скорби мира: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». Заканчивается это евангельское чтение так называемой Первосвященнической молитвой, которая являет нам весь смысл прихода Спасителя: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». Чтения Страстей Господних заканчиваются отрывком о запечатывании гроба из Евангелия от Матфея.

В Великую пятницу, когда умер на Кресте Спаситель, Божественная литургия не совершается, но на службе Часов, в пятницу утром, снова прочитываются некоторые Евангелия о Его Страстях.

Вечерня Великой пятницы («Вынос Плащаницы») посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня. Перед началом выноса Плащаницы в середине Церкви устанавливается возвышение – «гроб», украшенный цветами, а на престол помещается Плащаница – большой плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя.

В конце службы священник надевает полное облачение и кадит Плащаницу, все еще находящуюся на престоле. Затем он поднимает её над головой, обходит престол, выходит на середину церкви и помещает ее на гроб. В этот момент поётся: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями (благовониями) во гробе нове покрыв положи».

ВЕЛИКАЯ СУББОТА

Утреня Великой субботы обычно служится в пятницу вечером. В словах молитв, которые читаются и поются на службе в этот день, выражаются мысли о том, что по своему человечеству Христос был праведником, Его жизнь находится в руках Божиих, и он поэтому не может оставаться мёртвым. Христос прославляется как «Воскресение и Жизнь», в словах песнопений звучит удивление Его величайшему смирению и восприятию ради нас смерти. В Нем сливаются воедино совершенная любовь человека к Богу и совершенная любовь Бога к человеку. И именно эту божественночеловеческую любовь мы созерцаем и славим у гроба Спасителя.

В словах канона говорится, что эта суббота воистину есть самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира. Завершается канон конечной победой Христовой: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына; востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающыя».

Во время пения последующих стихир священник облачается в темные ризы и с началом великого славословия еще раз кадит гроб Спасителя. Затем, повторяя «Святый Боже…», народ с зажженными свечами следует за ним, несущим Евангелие и Плащаницу. Торжественная процессия медленно обходит вокруг храма, свидетельствуя, что вся вселенная очищена, избавлена и восстановлена смертью Христовой и тем, что последовало за ней.

Когда народ опять входит в храм, хор еще раз поет тропари и читается пророчество Иезекииля о «сухих костях»: «И узнаете, что я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших. И вложу в вас дух Мой, и оживете». Победные строки псалмов, призывающих Бога восстать, развеять Своих врагов и возрадовать праведных, а также многократное пение «Аллилуйя» сопровождает Послание апостола Павла к Коринфянам: «Пасха наша, Христос, заклан за нас». Читается Евангелие о запечатывании гроба. Утреня заканчивается. Службы Великой субботы являются вершиной православной литургической традиции. Они не драматическое разыгрывание исторических событий смерти и погребения Христа и не ритуальное изображение евангельских сцен, эти богослужения – глубочайшее духовное и литургическое проникновение в вечный смысл спасительных действий Христовых.

Вечерня Великой субботы служится вместе с литургией св. Василия Великого. Эта служба принадлежит уже Пасхальному воскресенью. «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6; 8-9). Христос лежит мертвым, но Он жив. Он уже попирает смертью смерть и умершим дарует жизнь. И нам предстоит прожить Благословенную субботу до конца, до того полунощного часа, когда пробьёт начало Дня Господа нашего и придет эта ночь. Ночь, полная света, ночь, в которую мы провозгласим вместе с Ангелом: «Он воскрес; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (Мк. 16, 6).

Священник Григорий Мансуров,
   по материалам сайта Сретенского монастыря

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.