Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого
поминовения усопших, первый после праздника Пасхи. В этот
день христиане как бы разделяют пасхальную радость о воскресении Спасителя с членами
Церкви, уже оставившими этот мир. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот
праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности.
Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость»,
причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников
— сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан
не скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную.
Очень точно передаёт душевный настрой при встрече с усопшими
близкими святитель Игнатий Брянчанинов в своих личных воспоминаниях:
«После многих лет отсутствия посетил я то живописное село, в котором я родился. Давно-давно принадлежало оно нашей фамилии. Там –
величественное кладбище, осеняемое вековыми древами. Под широкими развесами дерев прахи тех, которые
их насадили. Я пришел на кладбище.
Раздались над могилами песни плачевные, песни утешительные священной панихиды. Ветер ходил по вершинам дерев; шумели их листья; шум
этот сливался с голосами поющих священнослужителей.
Услышал я имена почивших – живых для моего сердца. Перечислялись
имена: моей матери, братьев и сестер, моих дедов и прадедов отшедших. Какое уединение на кладбище! Какая
чудная, священная тишина! Сколько воспоминаний! Какая странная многолетняя жизнь! Я внимал вдохновенным божественным песнопениям
панихиды. Сперва объяло меня одно чувство печали; потом оно начало облегчаться постепенно. К окончанию
панихиды тихое утешение заменило собой глубокую печаль: церковные
молитвы растворили живое воспоминание о умерших духовным услаждением. Они возвещали воскресение,
ожидающее умерших! Они возвещали жизнь их, привлекали к этой жизни блаженство.
Могилы праотцов моих ограждены кругом вековых дерев. Широко
раскинувшиеся ветви образовали сень над могилами: под сенью покоится многочисленное семейство.
Лежат тут прахи многих поколений. Земля, земля! Сменяются на поверхности твоей поколения человеческие, как на деревьях листья. Мило
зеленеют, утешительно, невинно шумят эти листочки, приводимые в движение тихим дыханием весеннего ветра. Придет на них осень:
они пожелтеют, спадут с дерев на могилы, истлеют на них. При наступлении весны другие листочки
будут красоваться на ветвях, и также – только в течение краткой чреды
своей, также увянут, исчезнут. Что наша жизнь? Почти то же, что жизнь листка на древе!
И будем помнить утешительные и назидательные слова Святителя
Ионна Златоуста: «Есть ещё возможность, если хотим облегчить наказание скончавшегося грешника. Если
будем творить о нем частые молитвы и раздавать милостыни, то хотя бы
он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас. Если Он ради апостола
Павла спас других и ради одних щадил других, то как не сделает того же
самого и для нас?»
По материалам книги епископа
Иллариона (Алфеева).
«Христос победитель ада.
Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции»