ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Новый год

В глубокой древности Новый год чаще всего связывали с весной – началом возрождения природы и ожиданием нового урожая. Поэтому на Руси Новый год отмечали 1 марта. В XIV веке Московский церковный собор постановил считать началом Нового года 1 сентября согласно греческому календарю. И только в 1699 году Пётр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом повелел «впредь лета исчислять» с 1 января.

Утром 15 декабря с высокого помоста царский дьяк зачитал указ Петра «О новом счислении лет». Предписывалось «писать впредь c января с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». 20 декабря 7208 года тот же дьяк огласил ещё один указ – «О праздновании Нового года»:

«Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает. А кто на Новый год не веселится, тех бить батогами».


Дед Мороз ведет свое происхождение из славянской языческой мифологии. Мороз (Карачун, Зимник) считался предком и духом холода. Представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет – там жди жестокой стужи.
Образ Санта Клауса традиционно связывают с личностью святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, который еще при жизни был известен делами благотворительности.
Снегурочка появилась на свет в 1873 году благодаря одноименной пьесе-сказке А.Н. Островского, который, в свою очередь, художественно переработал один из вариантов народной сказки о девушке, вылепленной из снега и растаявшей от теплых солнечных лучей.

Следует отметить, что до принятия Российской Империей Григорианского календаря празднование Нового года не приходилось на Рождественский пост. Предписанное Петром I веселье начиналось и заканчивалось во время Святок.

В полночный час 1 января 1700 года во всех церквах впервые прошло ставшее после традицией полночное бдение.

Хотя накануне гражданского Нового года и ныне во многих храмах проходят новогодние молебны, Церковь не выработала общего суждения, как относиться к празднованию гражданского Нового года, день которого приходится на время поста.

Некоторые православные христиане не считают гражданский Новый год праздником и не встречают его. Некоторые полагают, что нет ничего греховного, если мы, не нарушая поста, скромно, с постной трапезой, отметим в кругу семьи или друзей наступление Нового года, проявим любовь к близким, скажем друг другу добрые пожелания на грядущее лето благости Божией, выпьем с ними бокал вина.

Об этом же говорил и Святейший патриарх Алексий II, напоминая, что «даже Великим постом в праздничные дни разрешается вино, начиная с первой субботы поста. Что же касается Рождественского поста, то наиболее строгая его часть начинается лишь со следующего дня, 2 января по новому стилю».

Наверх

© Православный просветитель
2008-22 гг.