Роль компьютера в современном мире огромна.
Без сомнения, дети должны учиться работать с программами, но часто их знакомство с системой ограничивается набором игр.
О семейном опыте отношения ребенка к компьютеру
рассказывает Андрей Добрынин, системный администратор, отец двоих детей, девятилетнего сына и
шестилетней дочери.
- Как Вы думаете, с какого возраста
ребенок может заниматься компьютером?
- Наверное, это можно определить
по тяге самого ребенка. А правильнее,
когда он научится читать.
Наши дети привыкли к компьютеру,
младшая дочь видит его с самого рождения. Другое дело, что сначала она
хотела по-детски копировать взрослых: понажимать клавиши, подергать
мышку. От этого мы, естественно, ее
отстраняли.
Так получилось, что младшая проявила интерес к компьютеру, когда
ей было около года. Теперь мы даже
завели ей учетную запись: при входе
она указывает свое имя и секретный
пароль.
- Какую пользу компьютер может принести детям?
- Любому ребенку интереснее всего разные творческие занятия. Дети с
интересом учатся рисовать на компьютере, оперировать звуковыми
файлами. Мы купили компьютерный микрофон самой простой модели,
и дети с удовольствием записывают стихи, песни. Потом мы их все
вместе прослушиваем. Старший уже лучше разбирается в компьютере, он
не только работает в «Word»-е, но и
создает мультики с помощью флэш-анимации. Я, конечно, удивляюсь,
как он справляется с англоязычным интерфейсом, но сюжеты уже получаются не примитивными, а достаточно
сложными и интересными.
- Что нужно делать, чтобы ребенок использовал компьютер как полезный инструмент, а не как игровую
приставку?
- Наши дети знакомились с компьютером не в гостях, не в интернет-кафе,
а в домашних, в бытовых условиях,
поэтому большую роль сыграл личный пример родителей. Вероятно, о
том, что компьютер может быть использован для игры, они услышали
позже от своих знакомых. А до этого они видели компьютер, используемый
только для дела.
Я думаю, многие неправильно поступают, когда приобретают домой
компьютер, считая, что купили его для учебы ребенка или своей работы, а фактически он превращается
в объект игры. Думаю, в этом случае родители сами наталкивают ребенка
на мысль, что одно из наиболее передовых средств, верх современных
научных и технических достижений (чем компьютер является) может
использоваться на уровне бытовой игрушки, средства для получения
удовольствий.
Ребенку не надо приобретать самые лучшие, самые современные и
дорогостоящие модели. Люди часто
стремятся приобрести лучшее, но получается, что покупают не компьютер,
а игровую станцию.
- У Вас был период, когда старший
ребенок сильно увлекся играми. Как
Вы преодолели эту проблему?
- Так получилось, что старший сын
как-то спросил, какие есть компьютерные игры и как можно в них поиграть.
Сначала я хотел записать ему шахматы,
потому что он в шахматы и без компьютера умеет играть. Я пообещал, но за
делами закрутился и не смог принести
игру. Записал ему морской бой, в него
можно играть с ручкой и бумажкой, но
на компьютере интереснее.
И вот спустя время мы обратили
внимание, что ребенок стал играть
со страстью. Прибегает со школы,
мгновенно всё разбрасывая, бежит к
компьютеру с единственным желанием
продолжить игру: пострелять, посражаться с броненосцами. Домашние
дела, школьные домашние задания,
естественно, стали страдать. И мы все
это остановили по-доброму небольшим внушением.
Мы просто объяснили ему, что
взрослые дяденьки начинают играть
в игровых автоматах, от этого теряют
над собой всякий контроль, не приносят свои деньги домой, а растрачивают всё на игры; и что если он будет
играть на компьютере, то его ожидает
то же самое. То есть нарисовали ему
такую неприятную картину того, что
случается с теми, кто увлечен играми
и объяснили, что ничего хорошего из
этого не выходит. Мы особо ему не
запрещали, но внушение так на него
подействовало, что месяца два-три он
не подходил к компьютеру. А потом,
когда включал его, не погружался в
игру настолько сильно.
Очень важно видеть у ребенка степень охваченности страстью. Нужно
вовремя реагировать, останавливать,
гасить страсть и словами обращать
ребенка на борьбу с ней.
- Вы считаете, что словесного увещевания достаточно?
- Его хватит, если степень доверия ребенка к родителям высокая.
Если ребенок понимает, что его не
запугивают и не обманывают, он по
естеству своему остерегается всего
плохого и пытается воздерживаться.
Даже если кто-то из его друзей ему
что-то расскажет про свои игры, то
это, конечно, будет соблазнительно, но
ребенка будет удерживать ощущение,
что закончиться все может плохо.
Благо, если ребенок находит в себе
силы больше доверять родительскому
слову, чем своему другу.
- Играл ли Ваш ребенок в более активные и агрессивные компьютерные игры?
- Мы изначально объяснили своему
ребенку понятие «вредный мультфильм» и рассказали, что есть ужасные мультфильмы, в которых ничего
хорошего нет, и которые учат только
плохому. Что непонятно, почему их
вообще делают. Что из мультфильмов
лишь немногие являются добрыми, и
их стоит посмотреть. Наш ребенок
хорошо понял, что нужно держаться
добрых тем в мультфильмах. После
этого ему было проще понять вредоносность злых игр.
Еще по секрету хочу сказать, что
компьютер у нас довольно старой модели, технически он просто не сможет
поддерживать современный уровень
игр. То, что нам нужно от компьютера
(поддержка звуковых записей, работа
с web-дизайном, набор текста и таблиц), он выполняет, а современные
игры, требующие мощную видеокарту
и большой объем памяти, на нем просто не запускаются.
- Хватает ли Вам такого компьютера
для профессиональной деятельности?
- В основном я занимаюсь с компьютером на работе, а дома остается
сделать лишь небольшие штрихи. В
целом же хватает.