| ||
На начало | ||||||||||||||||||
Наши баннеры |
Теология и проблемы высшего образования«А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего» (Ис.49:4). Так уж ли нам нужны новые кафедры и факультеты, ориентированные на религиозно-этическое и богословское образование? Вопрос не праздный, если учесть, что в европейских университетах существование богословских дисциплин никогда не ставилось под сомнение. Даже классики Просвещения признавали за схоластикой важную роль в формировании европейской системы образования. Не говоря уже о классиках марксизма. Еще бы! Вплоть до XIX века так называемого светского образования просто не существовало. Все, что имеет мировая наука по части открытий в области естествознания и становления новых философских систем, начиная от Августина, Ансельма, Бэкона, Аквината и заканчивая Лейбницем, Декартом, Ньютоном,Лавуазье, Вольтером и Руссо, появилось не само собой, а благодаря уникальной богословско и религиозно ориентированной академической и университетской системе. Сложно назвать хотя бы одного из известных ученых X V - конца XX века, который бы никогда в своей жизни не изучал богословия. Таких просто нет. Многие из них (подобно Лейбницу, Декарту, Ньютону) совершили научные открытия именно в процессе теологических изысканий. Другие, позиционировавшие себя в качестве безрелигиозных гуманистов или атеистов (Т. Браге, Б. Франклин, Лаплас), использовали универсальный теологический базис для конструирования собственных гносеологических систем. В этом нет ничего удивительного, как и в том, что возникновение естественных наук вообще напрямую проистекает из христианского миропонимания и его философии, схоластики, космогонии и эстетики. И не менее это связано с весьма значительной ролью Церкви в деле протекции университетов, материальной поддержке и инициации различного рода исследований в области математики, астрономии и алхимии. Теология стимулировала и направление научных изысканий, естественное для христианской Европы: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1: 20). И обесценивала научные изыскания, которые не оправдывались понятийной и аксиоматической системой (например, в конфуцианстве, буддизме и даже исламе). С середины XIX века большинство европейских университетов перешли под покровительство государства, а право религиозного воспитания и образования, бывшее ранее в зависимости от церковного авторитета, отныне гарантировалось государственными законами. То, что наши марксисты считали церковными пережитками христианского средневековья, было вполне светской формацией. Энгельс, еще не поступив в университет, писал стихи на древнегреческом, читал в оригинале труды византийских богословов и жаловался на низкий, по его мнению, уровень богословского образования в провинции. Маркс, получивший в свое время блестящее образование, едва ли оставался неучем в богословских вопросах. Неужели он был не в курсе насчет научного прогресса и его связи с образовательными системами, разрабатывавшимися веками в недрах католической, а затем и протестантской «мегакорпораций»? Лично «я отнюдь не верю, чтобы от него было что-нибудь из сего сокрыто, ибо это не в углу происходило» (Деян. 26:26). Впрочем, Маркс нынче не актуален. Да, к тому же, совершенно не демократичен. Самое же удивительное в том, что многие из нашей демократической образованной интеллигенции -любители либеральных реформ (главным образом, в правительстве, но и не только) не видят в теологии никакой ценности (если только вообще имеют об этом предмете более или менее порядочное представление). При этом, известное дело, все приоритеты отдаются европейской системе образования. Нечего, дескать, возиться с советскими наработками - они неэффективны и маразматичны. Что нам нужно, так это европейская система, а еще лучше - американская, она проще, дешевле и конкурентоспособнее. Интересно, что они думают по поводу Болонского соглашения? Ведь европейское высшее образование имеет своим базисом богословские дисциплины? Как же нам решить эту проблему, ведь у нас по статусу вузы светские, а наше российское законодательство не допускает определения православия, или, скажем, ислама, или иудаизма в качестве государственных религий? Почему бы, в таком случае, не последовать примеру Финляндии, Дании, Австрии, Германии,Великобритании, Бельгии и, заручившись поддержкой этих государств и их ведущих специалистов, например докторской коллегии Лёвенского университета (главный теологический эксперт в Европе, Лёвен, Бельгия), не скорректировать соответствующим образом наше законодательство и систему высшего образования? Так вот эти господа не хотят принимать европейский стандарт только потому, что там есть теология. При этом можно произносить патриотические речи в таком духе, что Россия должна идти своим путем и что нечего нам, мол, бездумно копировать недостатки западной государственно-бюрократической системы. Но дела важнее, чем слова. И это никакая не карикатура. Нисколько! Весь вопрос в том, хватит ли смелости у кого-нибудь из молодого поколения пойти «против шерсти»-доказать и словом, и делом, что не деньги делают людей. Нелегко идти против устоявшихся ценностей героев «Золотого теленка». Еще труднее - увлечь за собой общественное мнение, не рассчитывая ни на какую благодарность, а единственно только из страха задушить собственную совесть. Но, по крайней мере, обладать решительной и недекларативной готовностью противостоять потребительской морали -уже большое дело. И нужно иметь определенную смелость, чтобы сегодня в России пойти учиться на теолога. Ибо это теперь не самая престижная и высокооплачиваемая специальность. А если вы все-таки решились идти по этому пути вслед за М.В. Ломоносовым, Н.М. Карамзиным, В.О. Ключевским, Вл. Соловьевым, Н.И. Костомаровым, Л. Н. Гумилевым, В. Н. Лосским, С. Н. Булгаковым, Ф. И. Успенским, А. Ф. Лосевым, П. Флоренским и подобными человечищами, будьте готовы к тому, что ваших трудов могут не оценить. Что идей ваших могут не понять, а поняв, не простить. Что вам, скорее всего, придется научиться находить удовольствие не в приятном времяпрепровождении, а в скрупулезном труде. Это так! Творчество настоящего ученого неизбежно объединяется с принципом жертвенности и нестяжательства, что роднит жизнь исследователя с православной аскетической практикой. Есть люди, которые при первых серьезных испытаниях опускают руки. Но есть и такие человеки, которых трудности вдохновляют. И если вы относитесь ко второй категории, то для вас открыта кафедра теологии при историческом факультете Сургутского государственного университета. Думайте, дерзайте. Будущее за вами! И.А. Семененок, студент кафедры Уважаемые юноши и девушки!
|
Приглашаем всех, кто интересуется изучением истории вероучений и институциональных форм религиозной жизни, религиозным культурным наследием, традиционным для религии правом, археологическими памятниками, историей и современным состоянием взаимоотношений между различными религиозными учениями и религиозными организациями. Изучение теологии в системе высшего профессионального образования носит светский характер. Сдача документов (Аттестат о среднем полном образовании, медицинская справка формы 086, копия паспорта, 6 фотографий 3х4, сертификат о сдаче ЕГЭ, приписное (для юношей) для поступления на кафедру теологии осуществляется с 21 июня по 15 июля в приемную комиссию СурГУ. Вступительные экзамены:
Все экзамены сдаются в виде тестов ЕГЭ, начало экзаменов с 16 июля. После вступительных экзаменов состоится собеседование. На кафедру теологии принимаются юноши и девушки. Срок обучения на кафедре теологии составляет 4 года, по окончании присваивается квалификация – бакалавр теологии. |
Выпускники кафедры будут подготовлены:
По всем вопросам обращаться по тел.: 8(3462) 52-48-45 – кафедра теологии |